Ров — рёв шар — шарь горка — горько Скажи, одинаково ли звучит звук Р в словах? В чём различие? Проанализируй слова в каждой паре.
Вспомни и запиши по памяти пары слов, которые оканчиваются на звуки Р и Р’
2. Чётко прочитай слоги:
ра, ре, ро, но, га, па, та, ка, са.
| Составь с ними слова (слоги могут находиться в любом месте). Проанализируй составленные слова.
Составь два предложения: в одном слово должно содержать твёрдый звук Р, в другом — мягкий.
Запиши их. Докажи правильность записи.
3. Чётко прочитай слова:
парк — ...
шарф — ...
жара — ...
| метро — ...
сырок — ...
пирог — ...
| Прочитай односложные слова, затем — двухсложные.
Какой звук во всех словах одинаковый? Охарактеризуй его и определи место звука в каждом слове.
Что нужно сделать со словами, чтобы звук Р в них стал последним?
Чётко произнеси вновь образованные слова и запиши их рядом с данными.
Какие из этих слов можно произнести так, чтобы изучаемый звук звучал мягко?
А какие слова так произнести нельзя?
Чётко прочитай полученные цепочки слов и сравни их по звуковому составу и значению.
4. Отгадай кроссворд.
1. Сумка школьника, которую носят на спине.
2. Занавеска на окно.
3. Рабочий стол ученика в школе.
4. Дикая полосатая лошадка.
Проанализируй слова-отгадки. Охарактеризуй звук Р с словах-отгадках и определи его место в них. Составь схемы слов-отгадок.
Подбери к схемам слова с мягким звуком Р. (Редис, хвори, серьги, вихри.) Докажи, что ты подобрал слова правильно.
5. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
смородина, рябина, крыжовник;
| рыжики, подберёзовики; грузди
|
| укроп, петрушка сельдереи.
| Проанализируй их. Назови слова, в которых звук Р находится между гласными; между гласной и согласной. Сравни слова по изучаемому звуку. Объясни, как ты сравнивал. Составь со словами каждой строки 3 предложения. Одно предложение запиши.
Обведи твёрдую согласную Р синим цветом, мягкую — зелёным.
-- Т-Р')
1. Внимательно прослушай слова:
зе-=>. рис, рад; вал, дал, мил; сера, Варя, пиры; малина, голод, шалить.
Какие изучаемые звуки ты слышишь в этих словах? Замени в словах звук Р (Р') на звук Л (Л'); звук Л (Л') — на Р (Р').
Назови те пары слов, которые ты запомнил. (Или по заданию логопеда.) Проанализируй пары слов (паронимы).
Внимательно прочитай слоги:
Ла—ра; ли—ри; лы—ры.
С каждой парой слогов составь 2 слова — со слогом, содержащим звук Л (Л'); 2 — со слогом, содержащим Р (Р’). Слоги могут стоять в начале, середине или в конце слова
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь цепочку из 8—10 слов так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. В каждом подобранном тобой слове должен быть звук Р (Р’), или Л (Л'), или оба этих звука.
О б р а з е ц: ролики — килька — карта — - кастрюля тарелка -лягушка — карман — мандарин.
| Прочитай:
."= — лапа — пароль — Ольга — ...
Проверь правильность выполнения задания. Сколько ты подобрал слов, содержащих звук Л (Л'); звук Р (Р'); звуки Р (Р') и Л (Л')?
Составь одно предложение со словом, содержащим звуки Р (Р') и Л (Л').
Запиши его. Обведи кружочком (О) изучаемые звуки.
4. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
| платье, братья, колесо, карусель, крокодил,
| фрамуга, кролик, халат, телевизор, берет,
|
| порошок, учитель.
| Подумай, какие задания с использованием этих слов можно предложить товарищу.
5. Прочитай предложения.
Колосится высокая ложь. Лучше горькая правда
|
| чем сладкая рожь. От ярких ручьёв побежал*
| быстрые лучи. На улицах города нельзя солить
|
| Суп нужно сорить в меру.
| Платья купили сестрам новые братья. В старину
|
| вар укреплял город. Вал лечит фруктовые деревья.
| | | | Какие ошибки ты заметил? Что нужно сделать? Докажи правильность своего ответа.
Найди в предложениях и сосчитай все слова с изучаемыми звукам сколько слов со звуком Р (Р'); слов со звуком Л (Л'); слов, содержащих оба звука?
Выпиши из предложений слова, содержащие изучаемые звуки Одно из них проанализируй по звуковому составу.
6. Прочитай предложения «про себя». Подумай и добавь в каждое предложение недостающее слова.
Верёвка хороша длинная, а речь — ... .
| Человек от лени болеет, а от труда --....
|
| Медведь неуклюжий, а обезьяна — ... (ловкая)
|
| Лиза любит горячий чай, а Сергей — ... .
|
| ...И спросила кроха: «Что такое хорошо
|
| и что такое... ?
|
Выбери из этих предложений и назови пары слов с противоположным значением. Найди в этих словах изучаемые звуки. Запиши слова. Обоснуй правильность своего выбора.
Послушай внимательно слова:
*=-. петь, ветер, челка, кручи.
Какой из изучаемых звуков ты услышал в этих словах? Определи место изучаемых звуков в них. Произнеси данные слова так, чтобы вместо звука Ч звучал звук Т. а вместо звука Т — звук Ч. Повтори слова парами. Запиши те пары слов, которые ты запомнил. Сравни слова в парах по звуковому составу и значению.
.Заменяй слова по образцу, чётко и быстро их произноси.
|