Флажок, витрина, телефон, форма, светофор, фрукты, ветер, фестиваль, февраль, соловей, свёкла, кофта, вафельница. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Составь словосочетания со словами первого и второго столбика. Чётко их прочитай:
фарфоровая
| шарф
| фиолетовые
| сервиз
| красивый
| фабрика
| кофейный
| конфеты
| телефонный
| ваза
| новая
| сливы
| фруктовые
| разговор
| Назови слова, в которых звуки (буквы) Ф—В на 3-м месте; на 4-м. Запиши словосочетания, в которых есть слова, содержащие оба звука. Составь с двумя любыми словосочетаниями предложения.
5. Проанализируй слово вафли.
Составь текст телеграммы из слов, содержащих буквы данного слова.
Сколько слов в твоей телеграмме со звуком В? Со звуком Ф? Проанализируй слова с этими звуками.
Звуки С-3 (С'-З')
1. Выпиши в течение 5 минут из орфографического словаря 5 слов со звуком С, 5 слов — со звуком З и 5 слов — со звуками С—З. Чётко прочитай выписанные слова.
Проанализируй 3 слова: со звуком С; со звуком З; со звуками С—3.
Составь 3 предложения с каждым из этих слов. Запиши самостоятельно составленные предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)
Найди слово (название животного) с наибольшим числом изучаемых звуков и запиши его в соответствующую графу. (Далее на основании буквенного анализа данного слова дети подбирают остальные.)
Чётко произнеси разгаданные слова, выделяя ударный слог.
Назови слова, в которых звуки 3 и С в середине слова; определи порядковый номер в слове. Назови слова, в которых звук С находится перед согласной.
Составь схему слова зебра. Подбери к этой схеме одно свое слово. (зерно)
Подбери к этой схеме слово, в котором первый звук – парный глухой. (Сетка, семга.)
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания)
3. Послушай внимательно стихотворение К. Чуковского:
Тёплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Послушай стихотворение ещё раз и посчитай: сколько слов со звуком С; сколько — со звуком 3; сколько слов, содержащих звуки С и З; каких слов больше.
Постарайся вспомнить и назови слова, содержащие звуки С и З.
Проанализируй одно слово со звуком С; затем — со звуком З; потом слово, содержащее оба звука. Запиши эти слова: букву З обозначь чёрным цветом, букву С — синим.
4.
а) Чётко прочитай слова:
Какой звук во всех словах одинаковый?
В начало каждого слова добавь слог за-. Чётко произнеси вновь образованные слова, выделяя ударный слог. Как изменился звуковой состав слова? Изменилось ли значение слова?
Составь словосочетания или предложения со словами: запросить, заносить, заставить.
Проанализируй слова засверкать, забросать.
б) Чётко прочитай слова:
Скажи, какой звук во всех словах одинаковый?
Добавь в начало слова букву С или слог со-. Чётко произнеси образованные слова, выделяя ударный слог. Как изменился звуковой состав слова?
Составь предложение со словом сознаться.
Проанализируй слова: срезать, созреть. Запиши их.
5. Внимательно и чётко прочитай словосочетания:
злая сад
| золотые сияние
| северное голос
| полосатая арбузы
| звонкий собака
| красная серьги
| зимний роза
| смелые зебра
| Скажи, правильно ли они составлены? Исправь ошибки.
Прочитай исправленные словосочетания в следующем порядке: те, в которых В I -м слове есть звук С, а во 2-м — звук 3; те, в которых в 1-м слове есть звук 3, В во 2-м — только звук С; те, в которых ив 1-м, и во 2-м слове — только звук С.
Назови слова, в которых звуки С и 3 стоят перед согласным; после гласного.
С любыми тремя словосочетаниями составь предложения. Запиши одно из них.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения заданий.)
6. Запиши предложения под мою диктовку:
Морозный воздух утром чист.
Алексей быстро записал адрес Сергея.
Вечнозелёные растения растут в субтропиках.
Лиза связала носки сестре.
Землетрясение опасно для населения.
Стрекоза села на розовый занавес.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения записи.)
Звуки Ш-Ж
1. В течение 5 минут выпиши из орфографического словаря 5 слов со звуком Ш, 5 слов — со звуком Ж и 4 слова, содержащие звуки Ш и Ж.
Чётко прочитай выписанные слова, выделяя ударный слог.
Составь схему одного слова со звуком Ш, одного — со звуком Ж и одного слова, содержащего оба изучаемых звука.
2.
а) Составь и чётко прочитай: 8 слов со слогами -жи- и -ши-; 4 слова — из двух слогов; 4 слова — из трёх слогов:
МА
| НЕ
| НА
| РАФ
| РЕ
| ЖИ
| ВЫ
| ЛИ
| вот
| НО
| ШКА
| ШИ
|
б) Составь 2 схемы двухсложных слов со звуком Ш и со звуком Ж и по 2 схемы трехсложных слов со звуком Ш и со звуком Ж.
* Жираф, живот, ножи, шина, жили, шили, шишка, Машка, вышка, машина, вырежи, вышили, выжили, нажили, нашили, манежи...
3. Послушай предложения:
Бабушка Женя испекла ватрушки.
Жанна вешает на ёлку хлопушки.
Медвежонок вышел на лужайку.
Белка готовит себе жилище.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.
Выпиши из них в 3 столбика слова: со звуком Ж; со звуком Ш; со звуками Ш—Ж. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4.
а) Чётко прочитай слова:
Измени их так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?
Как изменился звуковой состав вновь образованных слов? Изменилось ли значение слов?
б) Чётко прочитай слова:
Сколько ты прочитал слов со звуком Ж? Со звуком Ш?
Составь словосочетания с вновь образованными словами из пункта а) и со словами из пункта б) так, чтобы они подходили по смыслу.
Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя ударный слог.
Прочитай словосочетания, в словах которых больше букв Ш, чем Ж.
5. Добавь в предложение слово.
Шнурок тонкий, а нитка ещё ... . Озеро глубокое, а море ещё.... Мы встаем рано, а завтра встанем ещё.... Толя собрал грибов мало, а Вера — ещё ... . Кисель жидкий, а чай ... . Петя молодой, а Гена ... его. На правом берегу лес редкий, а на левом ... . Берёза старая, а дуб ... берёзы.
Скажи, какой звук появился в слове, и определи его место. Запиши в 2 столбика слова, которые ты добавлял в предложения в 1-й — со звуком Ш; во 2-й — со звуком Ж.
Определи место звука в слове. (Слово указывает логопед.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задан и я.)
6. Составь из данных слов словосочетания так, чтобы в одном слове был звук Ш, а в другом — Ж:
Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя в словах ударный слог. Проанализируй выделенные слова. Запиши те слово сочетания, в которых есть слова животное, картошка.
7. Запиши предложения под диктовку:
Женя любит душистые ландыши. В саду шесть кустов жасмина Волнушки и рыжики — вкусные грибы. Женьшень — полезное растение Шмель жужжит над можжевельником.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Звуки С-Ш
1. Послушай стихотворение:
...Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит — загорает. Внучкина бабушка в куклы играет А рыбы читают весёлые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки
Какую особенность стихотворения ты заметил? Послушай стихотворение еще раз и постарайся запомнить слова со звуками С и Ш. Назови их и определи в них место этих звуков. Проанализируй слова: старик, гармошка. Составь с этими словами одно предложение.
2. В течение 7 минут выпиши ИЗ орфографического словаря 5 слон со звуком С и 5 — со звуком Ш. Эти звуки должны быть в середине слова.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
3. Из 11 букв: ш, с, а, о, у, е, ё, т, р, к, п, ь — составь 6—8 слов, в которых есть буквы С—Ш. Буквы можно повторять.
Запиши эти слова.
Чётко прочитай слова в следующем порядке: односложные; трёхсложные; двухсложные; слова, начинающиеся с буквы Ш; слова, начинающиеся со звука С.
Составь схему слова пастушок.
Составь с этим словом предложение и запиши его.
* Шоссе, суть, суша, сушка, шест, шесть, шесток, шерсть, шёрстка, старше, спешка, Саша, старушка, пастушок.
4. Чётко прочитай слова:
Прочитай слова со звуком Ш, затем — со звуком С. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?
Что изменилось в звуковом составе слов? Проанализируй любые 3 вновь образованных слова. Составь с ними предложения и запиши их. Подчеркни букву С одной чёрточкой, букву Ш — двумя.
5. Чётко повтори под диктовку словосочетания, выделяя ударный слог:
.
Послушай ещё раз эти словосочетания и запомни слова, содержащие одновременно звуки С и Ш. Назови чётко эти слова.
Составь предложения с выделенными словосочетаниями и запиши их. Подчеркни букву С одной чёрточкой, Ш — двумя.
6. Чётко прочитай словосочетания:
| ласковое путешествие; смешная сметана; голосистый
| | братишка; непослушный соловей; шуршащие листья;
| |
|
| интересное солнышко; густая мартышка.
| | | | | | Правильно ли они составлены? Исправь ошибки.
Прочитай сначала словосочетания, в которых есть слова, содержащие одновременно звуки С и Ш; затем — остальные. Проанализируй их.
В словах, отвечающих на вопрос что?, определи место звука Ш; в словах, отвечающих на вопросы какой?какая?какое?какие?, определи место звука С.
7. Запиши предложения под диктовку:
Маслом кашу не испортишь.
|