Овцы, синица, глобус, курица, письмо, солнце, месяц, птенцы, сахар, огурец, страница, лисица, голос, посёлок, крыльцо. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Составь схемы слов, которые оканчиваются на букву С и на букву Ц.
Составь схему трёхсложного слова, в котором согласных больше, чем гласных. Докажи, что ты сделал это правильно.
4. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог. Скажи, в каких словах есть изучаемые буквы, и назови их:
офицер армии; пшеница фермера; больница завода; улица города; масло из деревни.
| Измени второе слово в каждом словосочетании так, чтобы в нём появился изучаемый звук. Какой это звук?
Запиши вновь образованные словосочетания. Проанализируй их, доказывая правильность выполнения задания.
5. Прочитай внимательно предложения с пропущенными словам Добавь в каждое предложение недостающее слово с изучаемым звуком:
Над лесом светит ясное .... Листья капусты объ-
|
|
| едают .... Гусениц поедают ... . Ученица-озорник
|
|
| получила .... Москва — ... России. В кустах весег:
|
| свистит ... .
|
| (Задание выполняют 2 ученика — по 3 предложения. Каждый является «контролёром» другого.)
Посмотри внимательно на предложения и скажи, с какой изучаемой буквой (звуком) слов в предложениях больше.
Проанализируй слова с изучаемыми звуками.
Звуки Ц-Т
1. Чётко прочитай пары слогов:
Назови согласные звуки в данных слогах; охарактеризуй их.
Прочитай обратные слоги; прямые слоги.
С первой парой слогов составь слова так, чтобы они были в начале слов, со слогами второй и третьей пары — так, чтобы они были в конце слова.
Проанализируй составленные слова.
* Цапля, царь, тапки, тачка; цыган, цыплёнок, тыква, тысяча; борцы, бойцы, коты, мосты; китаец, молодец, пакет, рулет.
2. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
пятница, платок, лицо, младенец, пастух,
| цветок, танцор, яйцо, вратарь.
| Подумай, какие задания с этими словами можно предложить товарищу.
Составь из данных слов предложения. Запиши их.
Найди в предложениях слова с изучаемыми звуками; проанализируй их.
У •они большой пушистый .... Он лакае• молоко
| из .... Све•а дразни• .... Ко• сильно ... Светлане
| ли•о. Светлана горько ... Ко• от с•ыда убегае•
| из ... .
| 3. Чётко прочитай и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и слова:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания (развёрнутое учебное высказывание).)
'■ Прослушай внимательно загадки. Назови отгадки.
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто знает, когда это бывает?
(Летом)
Не птичка, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает.
(Бабочка)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
(Курица)
Назови слова с изучаемыми звуками в загадках и отгадках. Проанализируй состав,выдели ударный слог.
Составь со словами-отгадками, содержащими изучаемые звуки, предложения, включив в них 1—2 слова со звуками Ц—Ч.
Запиши составленные предложения. Подчеркни твёрдую согласную синим цветоам. мягкую — зелёным.
2. Четко прочитай столбики слогов:
ач-ац
| ча-ца
| ец-еч
| це-че
| ич-иц
| чи-цы
| Назови согласные звуки в данных слогах; охарактеризуй их.
Прочитай сначала слоги с мягким согласным звуком; затем — с твёрдым
Прочитай прямые слоги; обратные слоги.
Составь слова с первыми двумя парами открытых слогов так, чтобы эти звуки были в начале слова. С третьей парой открытых слогов составь слова так, чтобы эти слоги были в конце слова.
Проанализируй составленные слова; выдели ударный слог.
3. Подумай, какую из изучаемых букв надо вставить:
Веернее, ашка, пере, етвёртый, солне, жгуий, ужая, •еяш пале, граниа.
Вставь недостающие буквы и чётко прочитай слова. Проанализируй их. Составь из данных слов словосочетания. Запиши их. Выдели ударный гласный. Подчеркни синим цветом твёрдую согласную, зелёным — мягкую.
4. Внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог:
ручей
| скачет
| цыган
| отлично
| матчи
| яйца
| добыча
| молодцы
| овца
| красавцы
| Скажи, правильно ли они распределены в столбики по наличию изучаемых твёрдого и мягкого звуков? Докажи правильность своего ответа. Предложи такое же задание своим товарищам.
5. Запиши под диктовку предложения:
Жучка на цепи у крыльца. На даче цветёт черемуха. На акации чирикает воробей. Кузнец куёт горячий металл. По улице метёт метелица.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания, по возможности — в виде развёрнутого учебного высказывания.)
Второй уровень
Рассмотририсунки. Назови изображённые на них предметы.
Предъявляются предметные картинки: лопата, грибы, ботинки, платье, забор, сапог, барабан.) В скольких названиях предметов содержится звук П, а в скольких — звук Б? Назови слова, в которых: звуки П и Б на 3-м месте; звук Б — между гласными; к П — перед согласным. Составь схемы 3-го и 6-го слова.
Подбери самостоятельно в течение 5 минут: 3 слова, начинающихся со звука П; 3 слова — со звука Б; 3 слова, содержащих звуки П и Б.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов на основе анализа звукового состава.)
Послушай предложения:
Бабочка порхает над пионом. Полина купила баранки и бублики. Бочка по морю плывёт. Поезд быстро приближался к станции. Бабушка испекла вкусный пирог. Борис посадил помидоры и бобы.
Сосчитай изапомни слова со звуками П и Б. Определи в словах место изучаемыхзвуков (начало, середина, конец слова; между звуками; перед, после звука; какие: счету).
Впиши записанные ниже слова в строки кроссворда:
. 'ан, лопата, Айболит, шапка, копилка, рыба, рябина.
Проверь правильность подбора слов. Проанализируй второе слово со звуком П и первое — со звуком Б.
Слушай слова и поднимай карточки с буквами П—Б или П'—Б', когда услышишь обозначаемые ими звуки в словах:
шгъ. пшеница, набрала, тропинка, клубника, побеседовал, переправа. побродил, доброта, пробуждение, облачность, перебинтовал.
Проанализируйпо звуковому составу слова клубника, облачность.
6. Чётко прочитай пары слов:
блещут — плещут забирать — запирать бреет — преет отбили — отпили
| Сравни слова по звуковому составу и значению. Запиши пары слов по памяти.
(Самопроверка с обоснованием правильности выполнения задания.)
Составь с любой парой слов предложения.
7. Внимательно рассмотри слова и чётко прочитай их:
бумажный, паста, спелая, перемена, барабанные,
| берега, бабочка, грибной, абрикосы, запасливая,
| пёстрая, платье, палочки, пологие, пакет, зубная,
| суп, голубое, большая, белка.
| Чётко прочитай слова ещё раз в таком порядке: те, которые начинаются со звуков П и Б; те, в которых 2 буквы Б; те, в которых буква П или Б — третья по счету; те, в которых буква П или Б находится между гласными и согласными.
Проанализируй по звуковому составу 2, 7, 12-е слово.
Составь из этих слов словосочетания, подобрав к ним слова по смыслу.
Назови из составленных словосочетаний те, в которых в обоих словах звуки П и Б находятся на 1-м и 2-м месте.
8. Прочитай чётко и выразительно:
Пришли на Настю беды и напасти.
|
|
| Красно поле — пшеном, а беседа — умом.
|
|
| Беспечный пьёт воду, а заботливый — мёд.
|
|
| От беспорядка и большая рать погибает.
|
Что ты прочитал?
Разбери по звуковому составу слова со звуками П и Б.
Звуки Т-Д (Т'-Д')
1. Разгадай кроссворд, подбирая слова к его строчкам:
Проанализируй подобранные слова по звуковому составу.
Выпиши из любого текста в течение 5-7 минут 10 слов с буквами Т-Д или Т'-Д'. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Проанализируй выписанные слова.

3. Чётко прочитай слова парами:
ток — док
| доля — Толя
| дом — Том
| точка — дочка
| тон — Дон
| удочка — уточка
| дот — тот
| плоты — плоды
| Какими буквами отличаются эти пары слов? Читай столбики слов: справа — налево; с нижней строчки до верхней. И т.д.
Проанализируй в 1-м столбике третью пару слов, во 2-м — вторую пару.
4. Слушай словосочетания и поднимай карточку с буквами Т-Д или Т'-Д', когда услышишь соответствующие звуки в словах:
|