Каким требованиям должен удовлетворять клубный работник? 7 глава Изучаемые экспериментально объекты наблюдения всегда будут лишь частью всех возможных вариантов. Если в ходе исследования менять их основные характеристики, можно установить границы ситуаций, для которых экспериментально полученные выводы будут адекватными.
Для увеличения возможности распространения этих выводов за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в экспериментальной группе отражался характер распределения важных с. точки зрения экспериментатора свойств большей социальной группы, т.е. экспериментальная группа должна быть репрезентативной. Репрезентативность экспериментальной группы обеспечивает распространенность полученных результатов па другие объекты.
Ошибки эксперимента. При экспериментировании даже опытный: исследователь не гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно устранить, если более тщательно подходить, к построению эксперимента. Другая часть в принципе неустранима Но учет самой этой возможности — возможности ошибок — позволяет вносить необходимые поправки.
Прежде всего ошибочно может быть названо экспериментом то что по сути дела таковым не является. При проведении параллельного эксперимента можно например, в одной заводской бригаде изменить систему оплаты труда, а в другой не менять, и может оказаться, что в первой бригаде производительность труда повысилась. Однако такого рода ситуация ни в коей мере не будет экспериментальной, если не будут приняты во внимание некоторые важные характеристики обеих групп и за ними не будет установлен контроль.
Экспериментальная и контрольная бригады должны быть равными по количественному составу, по роду деятельности, по распределению производственных функций, по типу руководства или другим важным с точки зрения гипотезы характеристикам. Если какие-либо важные групповые свойства не могут быть выравнены, следует попытаться их каким-то образом нейтрализовать или зафиксировать и учесть при анализе результатов.
В тех случаях, когда социолог не делает этого, он не имеет права называть созданную ситуацию экспериментальной и объяснять изменение производительности изменением системы оплаты труда, так как изменение производительности может оказаться вызванным любым другим случайным фактором, а не изменением оплаты труда. Прежде чем называть исследование экспериментальным, исследователь должен проанализировать, есть ли у пего для этого основания, иными словами, создал ли он необходимые условия и обеспечил ли нужный уровень измерения и контроля.
При формулировании гипотезы и при переходе от общей гипотезы к операциональным переменным могут возникнуть ошибки, связанные с логикой рассуждении.
В качестве объединяющей причины при формулировке гипотезы могут быть ошибочно определены выделенные механизмы и связи. Обычно это бывает при изучении малоизвестных явлений, и тогда полученные в эксперименте негативные результаты являются положительным вкладом в разработку теоретической модели объекта наблюдения, так как они показывают, что данный механизм или связь не обусловливают происходящих процессов.
Ошибки возможны при переходе от определения гипотетической связи к описанию ее эмпирических показателей. Неверно выбранные показатели лишают эксперимент какой бы то ни было ценности, вне зависимости от того, насколько тщательно он проводился. Возможны ошибки, связанные с субъективным восприятием ситуации как участниками эксперимента, так и исследователем. Экспериментатору часто бывает свойственна тенденция переоценивать воздействие исследуемой переменной, и это приводит к тому, что любой двусмысленный факт он склонен толковать в желательном для него направлении.
Возможность субъективного толкования ситуации есть и у членов экспериментальной группы: они могут воспринимать определенные черты экспериментальной ситуации в соответствии с собственными установками, а не в том значении, в каком они представляются экспериментатору. Такое расхождение в восприятии, если оно не учитывается при планировании эксперимента, обязательно скажется в ходе анализа результатов и значительно снизит их достоверность.
Ослабление контроля и понижение степени чистоты эксперимента повышают возможность воздействия дополнительных переменных или случайных факторов, которое по окончании эксперимента не может быть учтено или оценено. Это в свою очередь очень сильно понижает достоверность сделанных выводов.
Недостаточно опытного исследователя подстерегает опасность, связанная с применением статистических методов. Он может применить методы, не соответствующие задаче исследования. Такая возможность относится как к построению экспериментальной группы, так и к способу анализа результатов.
Применение эксперимента в социологии связано с целым рядом трудностей, не позволяющих добиться чистоты естественнонаучного л эксперимента, поскольку нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, невозможно осуществить контроль факторов в той степени, как это удается в естественнонаучном эксперименте, повторить в той же самой форме ход и результаты.
Эксперимент в социологии затрагивает непосредственно конкретного человека, а это ставит также и этические проблемы, естественно, сужает границы применения эксперимента и требует от исследователя повышенной ответственности.
Литература для дополнительного чтения
- Ленин В.И. Великий почин. — Полн. собр. соч., т. 39, с. 1 — 29.
- Афанасьев В.Г. Управление обществом как социологическая проблема. — В кн.: Научное управление обществом. М.: Мысль, 1968, вып. 2, с. 218 — 219
- Нелепа Л.А., Сивоконь П.Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. М.: Знание, 1970. 48 с.
- Кузнецов В.П. Эксперимент как метод преобразования объекта. — Вестн. МГУ, Сер. 7. Философия, 1975, №4, с. 3 — 10.
- Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981. 168 с.
- Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г.М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 174 — 201.
- Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975 с. 296 -301.
- Основы марксистско-ленинской социологии. М.: Прогресс, 1972, с. 103 — 108.
- Процесс социального исследования/Под общ. ред. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975, разд. II.3, II.4.
- Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с. 557 — 562
- Рихтаржик К. Социология на путях познания. М.: Прогресс, 1981, с. 89 — 112.
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974, с. 64 — 84
- Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 191 с.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
АНАЛИЗ ДАННЫХ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Подготовка данных к анализу на ЭВМ
Главная задача заключительного этапа социологического исследования — анализ и интерпретация полученных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменению работы изучаемого социального механизма.
Данные, полученные в социологическом исследовании на стадии сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд этапов, основные из которых будут кратко описаны ниже. Поскольку каждый метод сбора информации порождает более или менее специфические процедуры ее обработки, для большей конкретности будем вести изложение применительно к данным анкетных опросов.
Выделяют следующие этапы: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов), анализ данных.
Редактирование. Цель этого этапа — подготовка информации, заключенной в вопроснике, для перевода па машинный носитель.
Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать множество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей. Необходимо по возможности .избегать их. Для этого непосредственно в процессе исследования, после его окончания или даже после ввода информации в машину проводят контроль каждого вопросника и его редактирование. Наиболее типичные ошибки, подлежащие исправлению, можно сгруппировать следующим образом.
1. Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника (при наличии нескольких);
опрошен не тот респондент (например, сын вместо отца);
отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник (например, шифр предприятия,
города и т. д.).
2. Неполнота заполнения вопросника:
отсутствуют ответы на отдельные вопросы или их группы;
неясно заполнены вопросники (бланки интервью).
3. Противоречивость ответов:
логические противоречия (например, неработающий отвечает на блок вопросов
«Только для работающих»);
несуществующие коды ответов;
неверная интерпретация вопросов респондентом или интервьюером.
Часть из этих ошибок, если они замечены на стадии сбора данных, может быть исправлена в результате беседы с интервьюером,часть — путем повторного обращения к респонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решение об исключении данной анкеты из дальнейшей обработки.
Отсутствие ответов па вопросы (или, как иногда говорят, — пропущенные данные) доставляет исследователю при статистическом анализе много неприятностей (причем в эту категорию следует отнести ответ типа Не знаю и отсутствие ответа как такового). Если возможно, пропуски оставляют незаполненными. В противном случае приходится прибегать к косвенным методам, например использовать таблицы случайных чисел, данные из прошлых исследований, распределения данной переменной в связи с другими и т. д..
Процесс редактирования данных в одних исследованиях (какую правило, больших) может, быть очень длительным, сложным и многоэтапным, в других — сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан документ — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения. Исправления и пометки, вносимые редактором в анкету, должны делаться чернилами другого цвета, нежели применяемые для заполнения респондентами.
Кодирование. Цель этого этапа — преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в ЭВМ в машиночитаемой форме.
Для запоминания информации в ЭВМ используют перфокарты, перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски.
Перфокарта — наиболее распространенный сейчас носитель машиночитаемой информации — представляет собой прямоугольную карточку, обычно из тонкого гибкого картона, на которую информация записывается пробивкой отверстий.
Перфокарта разделена графически на 80 вертикальных колонок, которые пронумерованы слева направо. Каждая вертикальная колонка разделена на 12 частей; 10 из них пронумерованы: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выше 0 имеются две непронумерованные позиции. Числовые данные на перфокарте запоминаются пробивкой отверстий па специальном устройстве — перфораторе — в каждой колонке на месте соответствующей цифры. Для того чтобы информация из анкет могла быть перенесена на перфокарты, соответствующие единицы информации необходимо обозначить цифрами, т.е. закодировать.
В большинстве случаев анкеты кодируются на стадии их создания, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Однако и в таких анкетах возможна и открытая форма вопросов, требующих последующего кодирования. Бланки интервью могут полностью состоять из открытых вопросов и требовать специального кодирования после проведения опроса.
Часто процесс кодирования совмещается с редактированием. Существует много способов кодирования информации в .анкетах. Выбор того или иного из них предопределяется главным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагает исследователь при анализе данных.
Наиболее употребительны следующие два способа.
1. Кодирование с помощью номера вопроса и номера альтернативы. В этом случае подряд нумеруются все вопросы. Внутри каждого вопроса нумеруются все альтернативы.
Пример. 003. Пол респондента
мужской ...... 1
женский ...... 2
При переносе кода ответа на перфокарту на ней перфорируется, например, альтернатива женский в виде числа 0032.
2. Позиционное кодирование. В анкете достаточно пронумеровать лишь альтернативы в каждом из вопросов. При этом предполагается, что за каждым вопросом на перфокарте закреплено определенное место — позиция (колонка или группа колонок).
Такой способ кодирования обладает рядом преимуществ, поэтому рассмотрим его более подробно.
Общая структура кодов на перфокарте, применяемых при кодировании данных анкеты позиционным способом, выглядит следующим образом:
Номер колонки на перфокарте
| Описание содержания
| 1 – 3
4 – 7
8 – 9
10 – 80
| Номер исследования
Номер анкеты или интервью
Номер перфокарты
Данные ответов на вопросы
|
В первые колонки заносятся номер исследования, затем — помер кодируемой анкеты, номер перфокарты, поскольку обычно для кодирования одной анкеты необходимо несколько перфокарт (может быть несколько десятков), и, наконец, коды альтернатив соответствующих вопросов.
Как правило, перед кодированием анкеты составляется специальная инструкция, которая содержит полное описание значений кодов, применяемых для фиксации информации анкеты и их расположения па перфокартах.
Пример такой инструкции приведен ниже.
Здесь продемонстрированы лишь две части инструкции по кодированию вопросника. В такой инструкции выписываются последовательно все вопросы, указывается, какими кодами кодируется каждая альтернатива, вводятся специальные коды для фиксации ситуации — когда респондент не ответил на вопрос (обычно кодируется 0), вопрос в соответствии с логической структурой анкеты к респонденту не относится (код 9), предусматриваются другие возможные ситуации. Для открытых вопросов разрабатывается классификация ответов и вводятся соответствующие коды.
Процесс кодирования — весьма ответственный этап во всей процедуре сбора социологических данных. От его качества во многом зависит и качество получаемых данных в целом.
Контроль данных и исправление ошибок. Дальнейший процесс преобразования информации из документа сбора состоит в перенесении кодов на машинный носитель — перфокарты — и ввод данных в память ЭВМ.
Важной составной частью подготовки данных к анализу является всесторонний контроль данных и исправление найденных ошибок. Источники ошибок кроются во всех предыдущих этапах исследования от сбора информации до её ввода в ЭВМ.
Практически очень трудно исправить все ошибки в данных, особенно если это исследование достаточно обширно. Исследователь должен решить, какого рода проверки и исправления наиболее важны для него, а какими ошибками можно пренебречь.
Процедура исправления данных состоит из трех этапов: выявления ошибок, нахождения истинных величии данных или кодов в исходных документах — анкетах, бланках, исправления данных.
Среди множества ошибок, требующих к себе соответствующего внимания, назовем две. Появление кодов, отсутствующих в инструкции по кодированию анкеты. Например, для оценки удовлетворенности работой была использована шкала с градациями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и дополнительно коды — 0 (отсутствие ответа), 9 (респондент не работает и вопрос к нему не относится). Тогда числа 8, 10, 11 и т.д. будут ложными кодами, которые необходимо исправить.
Другая ошибка — появление кодов, выходящих за рамки логической структуры вопросника. Например, для вышеприведенного примера ясно, что на вопрос должны отвечать, лишь работающие, и этот факт должен быть проверен при контроле данных. Иногда этоттипконтроля называют проверкой данных на логическую согласованность.
После корректировки данных полезно подсчитать частотные распределения для всех переменных в исследовании. Это позволит выявить не только ложные коды, но и получить первые сведения о выборке.
Построение новых переменных. Перед анализом данных и в процессе их анализа часть вопросов анкеты (переменные, признаки в терминологии этапа работы с данными) в исходной формулировке подвергается преобразованиям. Тип этих преобразований определяется гипотезами .исследования, программой анализа полученной информации и конкретными свойствами эмпирических данных, получаемых в результате их сбора.
Преобразования переменных могут быть очень простыми, когда например, для открытого вопроса о возрасте вводят определенную группировку возрастов или шкалу с семью градациями свертывают в трехбалльную, и очень сложными, когда на нескольких переменных строится новая — индекс (например, на основе вопросов о различных статьях денежных доходов семьи и ее составе подсчитывается индекс — средний доход, приходящийся на одного члена это семьи).
Для построения индексов могут применяться всевозможные статистические методы — факторный анализ, кластерный, регрессионный и т.д., различные логически и теоретически обоснованные эвристические процедуры преобразования.
Подготовка эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования, к анализу — достаточно трудоемкий и длительный процесс. Следующий этап работы с данными — собственно их анализ.
|