Обратная связь
|
Форма обучения: очная, заочная Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Принята на заседании Ученого совета факультета
протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.
(при утверждении деканом факультета)
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики
протокол №12 от «27» июня 2015 г.
Заведующий кафедрой _____________ Орлов А.А.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения модуля «Теоретическая педагогика» являются формирование профессиональных компетенций бакалавра посредством освоения системы теоретических педагогических знаний (понятийно-терминологического аппарата педагогики); умений выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи. Модуль «Теоретическая педагогика» должен обеспечить тем самым становление у студентов педагогической направленности мышления.
Место дисциплины в структуре ООП
Модуль «Теоретическая педагогика»относится к базовой части дисциплин профессионального цикла и является вторым модулем дисциплины «Педагогика». Изучение данного модуля предполагает как связи с модулем «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли», «Практическая педагогика», «Управление образовательными системами», системой практик, так и междисциплинарные связи с философией, психологией, методикой обучения и воспитания, выступая как значимый курс для освоения дисциплин вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра и в соответствии с профилем подготовки.
Изучение данного модуля базируется на освоении модуля «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли» и создает основу для изучения модуля «Практическая педагогика», являющегося его логическим продолжением, прежде всего в плане развития профессиональной направленности мышления студентов, формирования важнейших профессиональных компетенций.
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов
Тематический план и содержание учебного модуля (очная форма обучения)
Наименование темы (раздела)
| Содержание
| Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
| Занятия лекционного типа
| Занятия семинарского типа и ЛПЗ
| Консультации
| Самостоятельная работа обучающихся
| Тема 1.
Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории
| 1. Педагогика как область социально-гуманитарного, антропологического знания. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой.
|
|
|
|
| 2. Объект, предмет педагогики. Основные ее категории: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Система педагогических наук. Социальная педагогика. Коррекционная педагогика. Отрасли педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.
| 3. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. Инновационные процессы в педагогике. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Источники педагогического знания. Методы и логика научно-педагогических исследований.
| 4. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики. Проблемы интеграции отечественной педагогики в мировой педагогический процесс.
| Тема 2.
Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения
| 1. Дидактика как наука. Образование в ценностном, процессуальном и результативном аспектах. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Функции, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
|
|
|
|
| 2. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
| 3. Личность школьника и учение. Индивидуальный образовательный маршрут ученика. Мотивы учения. Общение в процессе обучения. Процесс обучения и самообразование.
Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее.
Компьютеризация обучения.
| Тема 3.
Содержание образования
| 1. Культура и образование. Общее понятие о содержании образования.
|
|
|
|
| 2. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе.
| 3. Стандарт как общественный договор. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа.
| 4. Структура учебного плана школы. Учебные программы. Учебники, их вариативность.
| Тема 4.
Методы, средства, формы обучения, их развивающий потенциал
| 1. Понятие методов, приемов, правил обучения, принципы их классификации. Типология методов обучения.
Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.
|
|
|
|
| 2. Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов учащихся.
Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Типовые и индивидуальные особенности различных категорий учащихся. Методы дифференцированного и развивающего обучения.
Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.
Система и функции средств обучения в современной школе.
| 3. Понятие форм организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.
| 4. Современный урок. Типы, структура урока, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе.
Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание.
Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и др.
| Тема 5.
Контроль и оценка в образовательном процессе
| 1. Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности школьников. Индивидуализация оценки результатов учебной работы учащихся. Текущий, тематический, периодический и итоговый учет, проверка и оценка знаний.
|
|
|
|
| 2. Проблемы оценивания новых образовательных результатов. Понятие о современных средствах оценивания достижений учащихся. ЕГЭ: смысл, содержание, проблемы. Мониторинг качества обучения.
| 3. Создание ситуации успеха в обучении. Стимулирование учебно-познавательной деятельности способных учащихся.
| Тема 6.
Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся
| 1. Социальная сущность воспитания. Социализация и воспитание. Системный характер воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Базовые теории воспитания.
|
|
|
|
| 2. Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как объект и субъект воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого-педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.
| 3. Критерии воспитанности личности ученика. Воспитание. Перевоспитание. Самовоспитание.
| Тема 7.
Содержание воспитательного процесса
| 1. Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе.
|
|
|
|
| 2. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика.
Базовая культура личности. Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы. Воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Половое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся.
Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на мировосприятие школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний.
| 3. Педагогика межнационального общения. Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Становление опыта межнационального общения.
| 4. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса.
| Тема 8.
Методы, средства, формы воспитания
| 1. Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы. Многообразие методов воспитания, принципы их классификации.
|
|
|
|
| 2. Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др.
Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование. Игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др.
Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрение, наказание.
| 3. Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-педагогическое влияние на отдельных учащихся и группы школьников.
| 4. Формы воспитания. Коллективная, групповая, индивидуальная формы воспитания. Средства воспитания.
Педагогические условия выбора и эффективного использования педагогом методов воспитания.
| Тема 9.
Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями
| 1. Детский коллектив как объект и субъект воспитания, его структура и функции. Разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся. Взаимодействие педагога и различных коллективов и групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Способы организации сотрудничества воспитанников в коллективе. Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения.
|
|
|
|
| 2. Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика. Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания. Социальная педагогика.
| 3. Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
| 4. Содержание, формы и методы взаимодействия школы, семьи, общественных организаций в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы. Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи.
| Контроль самостоятельной работы
|
| Всего: 108 часов
|
|
|
|
|
Вопросы к зачёту
1. Педагогика как наука. Ее предмет, цели и задачи, функции. Отрасли педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.
2.Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие педагогической науки и практики.
3.Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.
4.Понятие о дидактике. Образование как ценность, процесс и результат. Структура и функции процесса обучения. Характеристика принципов обучения.
5.Понятие о содержании образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Компетентностный подход к отбору содержания образования.
6.Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний; по характеру познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); классификация Ю.К. Бабанского. Условия выбора и применения педагогом методов обучения.
7.Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.
8.Классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения.
9. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки качества обучения.
10.Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ.
11.Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.
12.Ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогическое обоснование целей воспитания в современных условиях. Характеристика принципов воспитания.
13.Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
14.Воспитание патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения, веротерпимости и толерантности.
15.Духовно-нравственное и гражданское воспитание в современной школе.
16.Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся в современных условиях.
17.Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
18.Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.
19.Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания (методы формирования сознания; организации деятельности и обогащения опыта поведения; коррекции и стимулирования поведения). Условия выбора и применения педагогом методов воспитания.
20.Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Планирование и организация его работы. Взаимодействие с детским коллективом. Работа с семьей как с субъектом социального воспитания, другими социальными партнерами: цели, содержание, формы взаимодействия.
|
|