Интервью с ученицей 11 кл. Г.О. 1. Как ты думаешь кто виноват в возникшей ситуации?
- Я думаю, что виноваты обе стороны. С. не была готова к уроку и на дополнительном занятии участвовала в споре, который не имел никакого отношения к истории. Л.Т. тоже виновата, но только в том, что не разобралась в споре учеников, в том споре С. пыталась помирить споривших, а не рассорить их.
2. Как ты отнеслась к тому, что С. обвинила Л.Т. в необъективности выставленной тебе оценки?
- Таблицу заполняли мы вместе. Мой ответ был не самым лучшим, а С. вообще не защищала свою работу, ей только поставили «3» за заполнение таблицы. Я не могу осуждать учителя, но думаю, правильнее было бы все- таки опросить С., прежде чем ставить оценку в журнал.
3. Можно было избежать этой ситуации. И как?
- Наверно, конфликт не возник бы, если бы мы были готовы к уроку. Своей неподготовленностью мы вызвали гнев учителя. Но и учителю не надо было разрешать разговор не по теме, а тем более принимать участие в этом споре, не разобравшись в сути спора. Тогда и конфликта не было бы.
Интервью с Д.С., ученицей 11 класса.
1. Как ты думаешь, почему появилась эта «3» в журнале?
- Учительница была недовольна мной и выставила ее в журнал, а другим она не поставила, хотя все не были готовы к уроку?
2. А только учительница виновата в данном случае?
- Я тоже виновата, ведь я была не готова к уроку. Но вообще я этот предмет знаю, поэтому если бы мне дали шанс я бы отработала.
3. Но ведь вам всем дали этот шанс, пригласив на дополнительное занятие. Почему ты не воспользовалась?
- Вместо того, чтобы заниматься историей у нас возник спор, что дарить мальчикам на День Защитника Отечества и этот спор привел к конфликту.
4. Как ты думаешь, можно было избежать этого конфликта с учителем?
- Да, если бы мы занимались конкретно историей, конфликта не было бы.
6. А почему все-таки ты даже не попыталась ответить учительнице на вопросы таблицы.
- Мы таблицу заполняли вместе. О. Первая попыталась ответить, и не смогла ответить хорошо. К тому времени, когда я была уже злая и не стала пытаться ответить, понимая, что на сегодня это бессмысленно, она все равно бы не поставила.
7. Почему ты так уверена, что Л.Т. отнеслась предвзято к оцениванию твоих знаний?
- Я знаю этот предмет лучше других в классе, я вижу на каждом уроке, как другие отвечают. И мне обидно, что именно по тому предмету, по которой у меня хорошие знания мне поставили «3».
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Сформулируйте главную мысль следующего текста:
«Чтобы направлять действия учащихся в соответствии с целью, стимулировать их интерес, необходимо знать, как продвигается класс в работе.
Средством получения такой информации является контроль, который проводится непосредственно в ходе выполнения заданий. Это дает возможность своевременно корректировать самостоятельные действия некоторых учащихся.
Исследования психологов показали, что обратная связь в начале деятельности оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие. Слова «хорошо», «правильно», движение руки, кивок – действия-стимулы, в которых нуждается каждый ученик.
Поэтому главная функция коррективного контроля – стимулирование деятельности. Он необходим не для внешнего порядка, дисциплины, а для того, чтобы поддержать усилия ученика».
2. Мы часто смешиваем эти понятия — оценка и отметка, употребляя их как синонимы. Между тем отметка — всего лишь выраженное в условных баллах, к тому же весьма расплывчатое внешнее выражение оценки той или иной работы в ходе учебного процесса. Иное дело оценка, т.е. выраженное чаще всего словами (а то и взглядом, интонацией, жестом) отношение к качеству устной или письменной работы, иного выполненного задания, к проявленному при этом творчеству. Оценивают не только содержание, скажем, сочинения, но и отношение автора к этой работе, его самостоятельность, его индивидуальную динамику. Как это уложить в баллы? Да и отметка принадлежит двоим: учителю и ученику, и "двойка" иногда результат конфликта, а то и опоздания на урок или забытой дома тетради...
Можно ли согласиться с утверждением, что и оценка принадлежит двоим?
3. Создателей тестов по гуманитарным дисциплинам всегда будет подстерегать еще одна явная опасность: перенос акцента в проверке на детали, мелочи, малозначительные факты в ущерб фундаментальным концепциям, идеям, теориям. Попробуйте-ка сформулировать вопрос с множественным выбором ответа, проверяющий понимание школьниками философских воззрений Льва Толстого! Авторы одного отечественного теста сделали это так:
Основная идея философских, мировоззренческих взглядов Л. Толстого может быть выражена следующим утверждением:
(А) Простота и близость к природе
(Б) Уважение человеческого в человеке и признание человека высшей ценностью бытия
(В) Непротивление злу насилием
(Г) Освобождение от религиозного дурмана
(Д) Общинность и соборность
Даже без учета стилистических погрешностей этого текста, его примитивность бросается в глаза. Кроме того, ученик может спокойно ответить, помня лишь одну фразу из говорившихся учителем, и даже не понимая ее значения, а тем более — смысла.
Видим уже из этих примеров, что перенос техники тестирования на нашу почву может быть очень опасным, поскольку таит в себе противоречие: обучение осуществлялось в одной культуре, а контроль предполагается в другой. Поэтому применение тестов должно быть очень осторожным.
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М., 2003. – С.228 – 229
Какие можно привести аргументы в пользу тестов по гуманитарным дисциплинам?
4. Исследуйте существующие подходы к толкованию понятия «диагностика». Установите происхождение данного понятия, его основные признаки. В чем заключается отличие педагогической диагностики от других видов диагностик?
5. Проведите микроисследование на тему «Трудности учителей в процессе организации диагностики школьников»
6. Подготовьте доклад с привлечением результатов собственного исследования «Современные средства оценивания учащихся в школах города Тулы».
Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся.
План
1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
2. Основные понятия теории воспитания: воспитание, воспитательная работа, воспитанность, воспитуемость, самовоспитание, перевоспитание и др.
3. Движущие силы, закономерности и принципы воспитания.
4. Современные концепции воспитания.
5. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся.
Основная литература:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761
Дополнительная литература:
1. Беличева С. А., Белинская А. Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2013 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256429
2. Быков А. К. Программа воспитания и социализации в основной школе: концептуальные подходы к разработке // Воспитание школьников. – 2013. - № 7. – С.14-19.
3. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008. 4. Гельман З.Е. Трудные и одарённые // Народное образование. - 2012. - № 6. - С.241-244.5. Голованова Н. Ф. Ситуационная природа воспитания // Воспитание школьников. – 2014. - № 3. – С. 3-9. 6. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. вузов / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
7. Иванов А. В., Алиева С. В., Белинская А. Б., Вольфман М. В., Жундрикова С. В. Социальная педагогика: учебное пособие - М.: Дашков и Ко, 2011 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112097
8. Клемантович И. П. Социализация подрастающего поколения: история, теория и практика // Воспитание школьников. – 2014. - № 4. – С. 19-25.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
10. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56553
11. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.
12. Нечаев М. П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. – 2014. - № 7. – С.20-24.
13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1
14. Рожков М. И. Воспитание: проблемы, мифы и реальность // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С.15-23.
15. Синельников И. Ю. Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски // Воспитание школьников. – 2014. - № 5. – С.3-9.
16. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов: Справочно-метод. пособие. - 2-е изд,. перер. и дополн. – М.: Сфера, 2008.
17. Турбовской Я.С. Критериальная основа эффективного воспитания // Народное образование. - 2014. - №6. - С.178-186
18. Щуркова Н.Е. Иллюзия воспитания и иллюзорность воспитанности // Народное образование. - 2014. - №4. - С.189-200
19. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - М : Дрофа, 2008.
Задания для работы на практическом занятии:
А. Дискуссионные вопросы:
1. Что значит «воспитывает не деятельность, а отношения»? Отказ от деятельности?
2. Как понять педагогическую идею «воспитуемость – избирательна»?
3. Что важнее для развития личности ребенка: обучение или воспитание?
4. Можно ли применить компетентностный подход в воспитании?
6. Зачастую информация, ценности и модели поведения, пропагандируемые СМИ и, в частности, Интернетом, отличаются от знаний, ценностей и моделей поведения, культивируемых в школе. Такая ситуация вызывает у детей недоверие к тому, что говорят им педагоги в школе. Что делать?
7. Если ценности ребенка не совпадают с общепринятыми, имеет ли право педагог их изменять?
8. Идеология товарно-рыночных отношений, господствующая в сознании многих современных людей, в том числе и современных детей, обесценивает понятие воспитания - как то, что нельзя ни купить, ни продать. Значит ли это, что в современных условиях человечество перестаёт нуждаться в целенаправленном процессе воспитания, осуществляемом школой?
Б. Задания для работы в микрогруппах:
1. Сравните два определения воспитания. Чем они отличаются? А в чем их сходство? Какое из них вам ближе? Почему? Аргументируйте свой выбор.
а) Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально-свободной форме культурных достижений человечества.
б) Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
2. Какой из подходов к социализации отражает гуманистическая концепция воспитания? Почему? Обоснуйте свою точку зрения. Попробуйте представить обе трактовки понятия социализация в виде схемы (рисунка).
А. Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Б. Социализация есть, скорее, не «включение в заданное», а приобретение собственного опыта развития этого данного через его анализ и реконструкцию. Социализация есть, в конечном счете, способ самоорганизации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жизни.
3. Социологи отмечают три главных обстоятельства, которые обусловливают трудности социализации в подростковом возрасте:
1) несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса подростков, который определяется возрастом;
2) несовпадение стиля родительства (для родителей дети всегда остаются маленькими) и новых потенциальных возможностей повзрослевших детей;
3) противоречие между усиливающейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мышления сверстников.
Приведите конкретные примеры, характеризующие эти трудности социализации.
Какие еще трудности социализации вы можете назвать, используя свой жизненный опыт?
Какие противоречия выступают в качестве движущей силы воспитания?
4. Существуют различные мнения учителей относительно проблемы воспитания в школе. Познакомитьтесь с ними. С каким из приведенных мнений о воспитании Вы солидарны и почему? Сформулируйте педагогическую проблему, которую ставит автор:
Первое. Школа заниматься воспитанием не должна. Долг школы - хорошее обучение, образование в традиционном смысле этого слова.
Второе. Школа заниматься воспитанием должна, но в современных условиях (неопределенность ценностей, слабое финансирование образования) это всерьез невозможно.
Третье. Школа заниматься воспитанием должна, и основная, опорная его форма - массовое прямое влияние через умное слово, концерты, проповеди, слушание музыки, театр, посещение выставок и т.п.
Четвертое. Школа воспитанием должна заниматься, прежде всего, через организацию разнообразной совместной деятельности школьников.
Пятое. Воспитанием школа должна заниматься, причем его базовой линией должны быть организация группового общения, обучение общению школьников.
Шестое. Воспитание в школе должно быть, прежде всего, как общение педагога с отдельным школьником, помощь конкретному школьнику в его делах и проблемах.
Седьмое. Воспитание в школе должно происходить, в первую очередь, на уроке, внутри процесса обучения».
Поляков С. Портреты на фоне классного руководства. Первое сентября. - 1998. - № 16. - С. 2.
5. Проанализируйте следующую ситуацию. Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока:
В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:
– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый...
– Что касается света и чистоты – это я понимаю,– оправдывался учитель.– Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят, как правильно бегать и прыгать.
В. Индивидуальные задания:
1. Прочитайте то, что писал о воспитанных людях А.П. Чехов. Какие характеристики для вас являются определяющими? Что Вы могли бы добавить?
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня.
5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь…
6. Они не суетны…
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его.
8. Они воспитывают в себе эстетику.»
2. К. Д. Ушинский в юности наметил для себя следующие правила. Внимательно их прочитайте и попробуйте объяснить, что, на ваш взгляд, вкладывал педагог в эти формулировки:
1) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживаться только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживаться.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10) Никому не показывать этого журнала.
Попробуйте «реконструировать» психологический портрет молодого К. Д. Ушинского, исходя из выдвинутых им правил.
3. Приведите примеры педагогических ситуаций, в которых педагог может опираться на следующие факторы, стимулирующие самовоспитание ребенка:
а) требования окружающих;
б) притязания ученика на повышение статуса в группе;
в) потребность в признании окружающих;
г) пример;
д) проектирование своего будущего;
е) критика окружающих;
ж) рефлексия.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Приведите примеры, раскрывающие следующие закономерности воспитания:
– эффективность воспитания обусловлена активностью воспитанника, включенностью его в самовоспитание;
– воспитание обусловлено культурой общества.
2. Прокомментируйте высказывания Э. Эриксона. Согласны ли вы с его позицией?
Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях подростка занимает его интерес к мыслям других людей. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
3.Социальная адаптация – это зло или благо для человека? Сформулируйте свою позицию, используя следующую информацию.
Общество ставит перед человеком социальную адаптацию как цель идеологически оправданную, освященную, как смысл жизни человека (служение классу, церкви и т. д.), а отдельный человек, даже если он не разделяет или не полностью разделяет эту идеологию, ставит перед собой ту же цель как цель реалистическую, оправданную прагматическими интересами, иначе говоря, как цель социального выживания и, по возможности, преуспевания.
Милитарев В. Ю. и др. Мифы педагогического сознания // Культура и традиции образования: Ежегодник.– М., 1993.– С. 74–75.
4. К традиционным источникам авторитарно-подавляющего поведения педагогов относятся:
– иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;
– собственный опыт воспитателя, в процессе которого от родителей и педагогов посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов;
– кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе;
– попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;
– охотное подчинение некоторых учащихся из страха перед учителем;
– существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;
– ожидания авторитарного ролевого поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей;
– естественное превосходство педагога над учащимися в «знаниях, опыте, физической силе».
Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии.– М., 1994.– С. 72.
Как вы думаете, в чем причины «живучести» авторитарной модели воспитания?
Тема 7. Содержание воспитательного процесса.
План
1. Понятие о содержании воспитания. Основные аспекты содержания воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.
2. Педагогика межнационального общения.
3. Пути и средства воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Основная литература:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761
Дополнительная литература:
1. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие - М.: Флинта, 2011 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79334
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008. 3. Клепиков В. Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С.33-40.
4. Колпакова Н. В. О духовно-нравственном воспитании ребенка в современном российском обществе, семье и школе // Воспитание школьников. – 2014. - № 9. – С. 3-7.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
6. Мухин М. И. Духовно-нравственное воспитание — основа формирования взрослеющей личности // Воспитание школьников. – 2014. - № 7. – С. 3-12.
7. Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В. Здоровое поколение. Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11 классов средней общеобразовательной школы: учебное пособие - М.: Флинта, 2011 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83458
8. Синягина Н. Ю. Поликультурный диалог: от культурного шока до взаимопонимания // Воспитание школьников. – 2014. - № 8. – С. 31-35.
9. Созонов В.П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания // Народное образование. - 2012. - № 4. - С.195-203
10. Созонов В.П. Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах? // Народное образование. - 2013. - № 4. - С.237-246
Задания для работы на практическом занятии:
А. Дискуссионные вопросы:
1. Всякий свободен в выборе своих мыслей и действий до тех пор, пока они не вредят остальным. А что значит «вредят»? Где «граница толерантности»?
2. Есть самый важный аспект содержания воспитательного процесса? Если да, то какой это аспект и почему он главный?
6. Влияет ли компетентностный подход на изменение значимости некоторых аспектов содержания воспитательного процесса?
7. Может ли влияние современных условий жизни влиять на усиление внимания к отдельному аспекту воспитания? Если да, то влияние каких аспектов воспитательного процесса вы бы усилили?
8. Может вызвать перекосы в процессе воспитания усиление одного из аспектов воспитательного процесса?
Б. Задания для работы в микрогруппах:
1. Студент Т. В. пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками.
– Меня поразило,– рассказывал Т. В.,– как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Встали в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы. И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских детях изменил. Не думал я, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания.
– Ты ошибаешься,– начала возражать Т. В. Лена А.– Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были?
– Не в этом суть, Лена,– отстаивал свою позицию Т. В.– Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного.
– Во всяком случае, и не росинки-былинки,– на сдавалась Лена А.
1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.
2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому?
2. Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания. После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.
Посетил пять уроков Н. В. и учитель истории С. В. К удивлению Н. В, разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:
– По-моему, уважаемая Н. В., вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То, что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.
– Что же посоветуете начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? – раздраженно спросила Н. В.
– Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?!
– Это уже дело врачей,– горячилась Н. В.
1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках русского языка, литературы, математики и др.
2. В чем ошибаются коллеги?
3. В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:
– Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?
– Как ты поступил бы в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше?
(Избирается конфликтная ситуация.)
– Есть ли в этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?
– Как ты узнаешь главных героев сказки?
1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?
2. Выберите известную вам сказку и составьте систему вопросов для учащихся по формированию нравственных представлений.
4. На глазах у встречающих его родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.
– Ты что делаешь?! – возмущенно вскрикнула мать мальчика.– Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?
– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.
– А пусть не плюется на переменке! – с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.
– Видите, что получилось? – воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: – Он защищался! – И тут же поощрительно ребенку: – Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет, но портфель все же беречь надо.
Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.
1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации.
2. Какие качества личности формируются у учащихся в данном случае?
3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?
4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если бы вы были учителем, у которого учатся мальчик и девочка?
В. Индивидуальные задания:
1. А. С. Макаренко писал, что труд сам по себе является нейтральным процессом, если он не связан с воспитанием. Как вы относитесь к такому утверждению? Из приведенных суждений выберите то, которое соответствует вашему пониманию этого вопроса.
- Труд вовсе не оказывает влияния на нравственное становление человека. Ведь одну и ту же работу могут выполнять разные люди, а образ мыслей и нравственные устремления у них разные.
- А. С. Макаренко убедительно показал, что труд без идущего рядом образования, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд в качестве воспитательного средства возможен только как часть общей системы.
- Вряд ли можно согласиться с А. С. Макаренко. Человек трудится потому, что ему надо есть, одеваться, строить жилище и т. п. Эта потребность и является движущей силой трудовой деятельности. Она независима от нравственной позиции конкретного человека.
- Труд всегда оказывал благотворное влияние на человека. Но это зависит от характера труда. Творческий труд возвышает человека, делает его нравственно богаче. Неинтересный, рутинный труд может лишь разрушить личность.
2.Вставьте в определение понятия недостающие слова.
Экологическое воспитание – … взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие у подрастающего поколения экологической …, включающей в себя … о природе и гуманное, ответственное … к ней как к национальной и общечеловеческой…
3.Вставьте пропущенные слова:
А. …представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.
Б. Изучением традиционной культуры воспитания этнической общности занимается…
4.Как вы объясните возникновение этнических стереотипов? Как этнические стереотипы могут помешать межнациональному общению? В чем их польза?
Этническим стереотипом называются относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Например, для немцев «типичный русский» «сердечный, открытый в общении, веселый, гостеприимный», а также «пассивный, ленивый, гордый, любит выпить».
Грушевицкая Т. Г. и др. Основы межкультурной коммуникации.– М., 2003.– С.325.
5. Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы:
а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,– мотивами, убеждениями, планами.
Какие критерии первого и второго типа вы предложили бы для оценки эстетической воспитанности подростков?
Внешние критерии
| Внутренние критерии
| 1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
| 1. _________________________
2. _________________________
3. _________________________
|
6. Рассмотрите данную ситуацию с позиций уровня нравственной воспитанности учащихся. Определите альтернативные направления деятельности педагога в сложившейся ситуации.
- Педагог в присутствии ученицы и ее родителей откровенно выражает свой гнев, крайнее неудовлетворение поведением воспитанницы, обвиняя родителей в том, что они воспитывают эгоиста, циничного человека.
- Воспитатель, узнав о том, что девочка дома, возвращается к своим питомцам, рассказывает им о благополучном исходе и предлагает подняться в квартиру девочки, провести там собрание, на котором и обсудить ее поведение.
- Учительница успокоила ребят и предложила завтра обсудить поведение девочки на классном собрании. Такое собрание состоялось.
- Через два дня классный руководитель провела собрание родителей класса, на котором и был рассмотрен вопрос о поведении девочки, о благодушном отношении к этому родителей.
- Свой вариант ответа.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Следующие три отрывка посвящены эстетическому воспитанию. Как вы думаете, что в них общего? Сформулируйте соответствующий этой идее педагогический принцип.
А. Очень больно видеть, как педагоги, не придавая никакого значения среде обитания ребенка, невольно унижают его достоинство, убивают возможность чувствовать себя уважаемым человеком, и все еще приходится доказывать, что между универсальной алюминиевой ложкой, предлагаемой на все блюда в школьной столовой, и двойкой в учебном классе существует связь, что костюм учителя вносит свой корректив в атмосферу урока и что интерьер класса – это материализованное отношение педагогов к познанию, науке и человеку как мыслителю.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.
Б. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения
В. А. Сухомлинский.
В. Эстетическое воспитание в традиционном представлении – это пропаганда предпочтительных образцов за счет сокращения диапазона выбора художественной продукции с тем, чтобы все, как один, читали, слушали и смотрели только то, что надо, и чтобы этому «что надо» ничего по возможности не мешало.
На самом же деле, уровень культуры определяется вовсе не правильным ответом на вопрос: «Хорошее или плохое произведение “Война и мир”?», а способностью культивировать в себе восприимчивость к самым разным процессам и формам художественной культуры, в том числе и в международном, общемировом плане. В этом смысле одинаково нецивилизованным оказывается и юный гражданин, увлекающийся только последней сенсацией отечественного или мирового рока, и увенчанный лаврами писатель, который не приемлет никого, кроме протопопа Аввакума, Льва Толстого и самого себя.
Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура – традиции – образование.– М., 1990.– С. 149.
2. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:
Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.
НЕДОСТОЙНО добывать свое благополучие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения другого человека...
НЕДОСТОЙНО пользоваться результатами труда других людей, прятаться за чужую спину...
НЕДОСТОЙНО быть боязливым, проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать...
НЕДОСТОЙНО давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа...
НЕДОСТОЙНО молчать, когда твое слово – это честность, благородство и мужество, а молчание – малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание – честность, благородство и мужество, а слово – малодушие, подлость и даже предательство...
НЕДОСТОЙНО настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо...
НЕДОСТОЙНО легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания...
НЕДОСТОЙНА чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку, быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине.
НЕДОСТОЙНО пьянство и чревоугодие...
Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский пишет не о том, что любит «нравственно порядочный, духовно красивый человек», а о том, что он презирает?
3. Проанализируйте данное ниже высказывание.
|