КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Основная оценка мультимедийной презентации, выполненной студентом, складывается из оценки целевой, структурной, содержательной и графической составляющих презентации, как продукта самостоятельной работы студента и оценки процедуры защиты презентации.
Оценивание мультимедийной презентации происходит по следующим критериям и показателям:
Критерии оценки презентации
| Оцениваемые показатели
| Тема презентации
| Соответствие темы презентации тематике семинарского занятия, программе дисциплины
| Цели и задачи презентации
| Соответствие целей и задач поставленной теме
| Основные идеи презентации
| Соответствие содержания основных идей презентации целям и
задачам:
· Основные идеи вызывают ли интерес у аудитории
· Количество (для запоминания аудиторией не более 4-5)
| Структура
| · Правильное оформление титульного листа
· Наличие последовательного плана работы
· Наличие понятной навигации
· Присутствует логическая последовательность информации на слайдах (вступление-основная часть-выводы)
· Присутствуют гиперссылки на приложение к презентации
· Обоснованны выводы и сделано заключение
· Представлен список источников
· Использован оптимальный объем слайдов для раскрытия темы
| Содержание
| · Содержание соответствует теме, цели и задачам презентации и полностью раскрывает их
· В презентации представлена достоверная информация
· Все заключения подтверждены достоверными источниками
· Язык изложения материала понятен аудитории
· В содержании отсутствуют орфографические, грамматические, синтаксические и речевые ошибки
· Актуальность, точность и полезность содержания
· Соблюдение авторских прав при использовании источников
| Подбор информации
| Уместность использования:
· Графических иллюстраций
· Статистических данных
· Диаграмм и графиков
· Экспертных оценок
· Примеров
· Сравнений
· Художественной литературы: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т.п.
| Защита презентации
| · Соблюдение регламента выступления
· Громкое, четкое объяснение содержания слайда
· Поддержание зрительного контакта с аудиторией
· Показан вклад каждого из членов группы (для групповых презентаций)
· Доклад без речевых ошибок
| Дизайн презентации
| · Читаемость шрифтов презентации
· Единый стиль оформления всех слайдов
· Корректно ли выбран цвет фона, шрифта, заголовков (фон и цвет шрифта контрастируют, использовано не более трёх цветов в оформлении слайда)
· Ключевые идеи выделены
· Наличие элементов анимации (не более трёх анимационных эффектов на слайде),
· В оформлении презентации использованы фотографии видеозаписи, звуковое сопровождение
· На слайде представлено не более двух изображений
| Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) основная литература
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761
2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011 и далее.
б) дополнительная литература:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). - URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). -URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf
- Классный руководитель: научно-методический журнал. - М. : Педагогический поиск. - Выходит 8 раз в год. - ISSN 1996-1790
- Народное образование: научный журнал. - М.: издательский дом "Народное образование". - Выходит 10 раз в год. - ISSN 0130-6928
6.Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков: Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. – М.: Эгвес, 2010.
- Педагогика: научно-теоретический журнал российской академии образования. - М.: [б. и.]. - Выходит ежемесячно. - ISSN 0869-561X.
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1
9.Пуйман, С. А. Педагогика современной школы. Ответы на экзаменационные вопросы / С.А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/78572/
10. American Journal of Education. - http://www.press.uchicago.edu/ucp/journals/journal/aje.html
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2005. - http://window.edu.ru
3. Учебники. Образование и педагогика. [Коллекция электронных документов] // Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М, 2006-2012. - http://biblioclub.ru/catalog/461/
4. Педагогика. Теория и история. [Коллекция электронных документов] // Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М, 2006-2012. - http://biblioclub.ru/catalog/308/
5. Журналы России по вопросам педагогики и образования [Полнотекстовая база данных] // Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс]: информационный ресурс / East View. - М: 2012. - http://ebiblioteka.ru/browse/udb/1270
6. Педагогика.ру [Электронный ресурс] : справочный сайт. - М : [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru
7. Гарант: информационно-правовое обеспечение: [Информационная система Гарант Эксперт]. Тематический раздел «Образование». - Tspu\\main2\\GClient\\garant.exe
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории
План
1. Педагогика как наука и как социальная практика. Педагогика и другие гуманитарные науки.
2. Структура педагогической науки.
3. Основные категории педагогики, связи между ними.
4. Методология и методы педагогического исследования.
Основная литература:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761
Дополнительная литература:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf
2. Бим-Бад, Б.М. Аксиомы педагогики / Б.М. Бим-Бад // Педагогика.- 2010.- №3.- С.15-20.
2. Вифлеемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 34-42
3. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И.Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.- 2010.- № 4.- C. 3-10. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/23171425
4. Качнев, В.И. О модернизации педагогической науки и образования / В.И. Качнев // Высшее образование сегодня.- 2010.- №1.- С.55.
5. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. вузов / В. В. Краевский. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
6. Матросов, В.Л. Новый учитель для новой российской школы [Текст]/В.Л. Матросов // Педагогика. -2010. -№5.
7. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков: Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. – М.: Эгвес, 2010.
8. Орлов, А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе / А. А. Орлов: Монография. - Гродно: ГрГУ, 2011.
9. Орлов, А.А. Специфика современного педагогического знания / А.А. Орлов // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 3-13.
10. Педагогический энциклопедический словарь. - 3-е изд., стер. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
11. Полонский В. М. Народное образование и педагогика: понятия и термины // Воспитание школьников. – 2014. - № 8. – С.27-30; № 9. - С. 16-22; № 10. – С. 23-29.
12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1
13. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007.
14. Сенько, Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах / Ю. В. Сенько: Учебное пособие для слушат. системы профес. педагогич. образования. – М.: Дрофа, 2009.
15. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. -2010. - №5.
16. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе: Учебное пособие / А. П. Сманцер. - Минск: БГУ, 2010.
Задания для работы на практическом занятии:
1. Вопросы для размышления:
Почему, по мысли К.Д. Ушинского, «воспитание имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»?
Если педагогика - это наука, почему нельзя выделить её законов, а только закономерности?
Только 30% понятий категориального аппарата педагогики являются её собственными, все остальные заимствованы у других наук. Значит,педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке должна стоять на последнем месте как абсолютно зависимая. Это так? Вы согласны с этим утверждением?
Влияет ли методология педагогической науки на практическую деятельность педагогов? Если да, то как? Приведите пример.
Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в обучении и воспитании детей и взрослых?
Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.
Как известно, педагогика как наука входит в систему антропологических наук. В связи с этим, она связана с такими науками, как: философия, психология, физиология, медицина, анатомия, политология, экономика, антропология, социология, биология и др. Проиллюстрируйте на конкретных примерах связь педагогики с этими науками.
2. Сформулируйте основную идею данного текста:
«В принципе педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека. (Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8)
3. Постройте доказательства, подтверждающие / опровергающие высказывания: «Педагогика — это и наука, и искусство», «Педагогика — свод правил о воспитании».
Помните, что в структуру доказательства входят следующие основные элементы:
1) тезис - доказываемое положение,
2) аргументы (основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса,
3) демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами.
4. Сравните два следующих текста. Заполните таблицу.
"…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека.
Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель, идеал его творчества… "Положения науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть".
Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания…"
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. - Т.1. - С.229-300.
"… во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники?
Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт" (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория.
Таким образом, педагогика - не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она - система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука".
Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория // В кн.: Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - С 109-110.
Мнение…
| Я согласен, т.к…
| Я не согласен, т.к…
| Что общего в этих мнениях
| Что различного в этих мнениях
| К.Д. Ушинского
| | | | | П.П. Блонского
| | | | |
5. Дебаты. Ученые и практики.
Задача студентов попытаться поставить себя на место ученых-педагогов или педагогов-практиков с целью доказательства правдивости или полного опровержения стереотипа о том, что мальчикам математика дается легче, чем девочкам. Предварительно ознакомившись с информацией по поставленной проблеме и подключив свой школьный опыт, студенты выстраивают систему аргументов, подтверждающих или опровергающих правдивость данного стереотипа.
Студенты делятся на две команды:
- Ученые-педагоги;
- Педагоги-практики.
Практики утверждают, что мальчикам математика дается легче, чем девочкам.
В качестве обоснования они предлагают общую тенденцию, сложившуюся из наблюдений за учащимися. Мысль команды разворачивается в следующей логике: «Начиная с раннего возраста, мальчики склонны принимать более импульсивные подходы к решению математических задач. Считается, что именно это позволяет им надолго вырваться вперед, оставляя позади успехи девочек. Но, выкрикивая быстрые ответы из памяти, мальчики чаще и ошибаются.
Девочки же предпочитают более медленный, точный подход к решению математических заданий. Разница в стратегиях позволяет девочкам опережать мальчишек в начальной школе, а в средней школе успех переходит на сторону мальчиков. Практика запоминания ответов позволяет мальчикам со временем превзойти девочек в точности.
Первые два года мальчишки выкрикивали больше ответов в классе и чаще ошибались. Девочки чаще оставались правы, но давали ответы значительно реже и медленнее. К 6-му классу мальчики всё также давали больше ответов, и всё чаще они оказывались правильными».
Ученыеутверждают, что и мальчики, и девочки имеют одинаковые способности к математике и с помощью данных исследования доказывают свою правоту.
«Ученые из Университета Висконсина, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences,утверждают, что такая наука как математика одинаково хорошо дается как мальчикам, так и девочкам, при условии, что и первым, и вторым предоставляются одинаковые возможности и воспитание. Подобное заявление в первую очередь кидает булыжник в огород Ларри Саммерса, который, будучи президентом Гарвардского Университета, в 2005 году заявил, что биологические различия полов объясняют, почему среди профессоров математики меньше женщин, чем мужчин. Сейчас Л.Самммерс занимает пост председателя Экономического совета при президенте США.
"Мы пришли к выводу, что гендерное неравенство, а не недостаток врожденных способностей, виновато в том, что меньшее количество женщин преуспевает на математическом поприще в большинстве стран, включая Соединенные Штаты", - заявили авторы доклада Джэнет Хайд и Джэнет Мертц.
Свое исследование ученые провели на основе данных "индекса полового равенства" (Gender Gap Index), составленного Всемирным экономическим форумом в 2007 году. Этот ежегодный доклад представляет рейтинг стран на основе занятости населения, экономических и политических возможностей, образования и медицинского обслуживания. США в 2001 году были на 31-м месте из 128 стран. Задавшись вопросом, насколько женщины действительно хуже преуспевают в математике по сравнению с мужским полом, ученые обнаружили, что в странах с наименьшим проявлением полового неравенства количество профессиональных математиков разных полов практически одинаково.
По словам Дж.Мертц, несмотря на то что во многих странах ни у кого не возникает сомнений насчет математических способностей женщин, некоторые эксперты придерживаются теории мужского превосходства. Называя подобную жизненную позицию неверной, авторы доклада приводят данные результатов международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), проводившейся среди учеников в возрасте 15 лет. В 2003 году во многих странах, включая Исландию, Таиланд и Великобританию, равное, а то и большее количество девочек, чем мальчиков, набрали 99% очков.
"Если у девушек нет подходящих образовательных способностей, и если они знают, что даже если выучатся, то для них не найдется работы (а значит, зачем напрягаться зря), они выбирают что-нибудь другое", - суммировали авторы исследования. Впрочем, как отмечают ученые, гендерные предрассудки, касающиеся точных наук, медленно, но верно исчезают из современного общества. " К примеру, в 1970 году только 14% званий доктора биологических наук было отдано женщинам, а математических наук только 8%. Однако в 2006 году их было уже 23%", - добавляют исследователи».
6. Молодой учитель пришел работать в школу. Его назначили классным руководителем 5 класса. Необходимо изучать детей. Учитель решил пойти с ребятами в воскресный день в семикилометровый поход в лес. Рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки… Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнал о своих воспитанниках и молодой педагог. Какие методы педагогического исследования мог применить учитель?
|