Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе. План
1. Контроль и его место в структуре процесса обучения.
2. Виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
3. Методы устного, письменного, практического контроля. Дидактические тесты
4. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
5. Изучение учащихся: предмет, способы, проблемы. Диагностика достижений учащихся. Современные методы диагностики достижений.
Основная литература:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761
Дополнительная литература:
1. Асмолов А. Г.,Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
2. Голиков Н.А. Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд директора школы, психолога и родителя в одном лице // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 26-33.
3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
4. Касаткина Н. Э., Жукова Т. А. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232325
5. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: в оценке образовательных результатов / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова // Народное образование.- 2010.- № 5.- С.144-153.
6. Лебедев О.Е. Оценивание образовательных достижений учащихся // Народное образование. - 2012. - № 10. - С.207-216
7. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008.
8. Савицкая Е.В. Почему наши школьники показывают разные результаты на PISA и TIMSS? // Народное образование. - 2014. - № 9. - С.58-64
9. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=109042
10. Ситаров, В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для студ. вузов / В. А. Ситаров. – М.: Академия, 2008.
Задания для работы на практическом занятии:
А. Дискуссионные вопросы:
1. Для учеников, их родителей одно из первых требований к учителю – объективность оценивания. Почему?
2. Возможно ли безоценочное обучение? Может ли безоценочное обучение стать одним из направлений гуманизации обучения?
3. Педагогический контроль - это способ оценки результатов обучения или способ управления процессом обучения?
4. Какова судьба школьных отметок с введением компетентностного подхода?
5. С введением компетентностного подхода следует отменить текущий контроль, так как говорить о сформированности компетенции можно только после завершения процесса обучения. Так ли это?
6. Снялся ли с введением компетентностного подхода вопрос об объективности оценивания учителем достижений учащихся?
7. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых?
8. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом?
9. Возможно ли осуществление диагностической функции контроля с помощью тестов?
10. Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания.
Б. Задания для работы в микрогруппах:
1. Подготовьте аргументы «за» и «против» традиционной системы оценивания. На семинарском занятии в течение 3 минут каждая группа должна изложить свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.
2. Учитель литературы предложил семиклассникам написать сочинение на тему «Жизнь моей семьи». Ученица Тамара Л. написала в своем сочинении (текст с сохранением орфографии и пунктуации):
Мама у меня работает на фабрике. В прошлом году мама лежала два раза в больнице. Я и папа были вдвоем. Я стирала, готовила ходила к маме в больницу. Потом папа начал пить, часто приходит пьяной. Мы боялись его. Он бил маму выгонял нас из дома, часто приходилось ночевать у соседий. Часто выбрасывал мои учебники. Раньше за меня и маму заступалась сестра, а теперь сестра не живет с нами. Она вышла за муж. А папа все также продолжает пить. Мне тоже попадаит от него. Когда я училась в пятом классе он ударил меня по глазу и весь глаз был синий. Так вот и живет наша семья.
Учитель, проверив сочинение, поставил отметку «2». Возвращая девочке тетрадь, он сказал: «Очень плохо написано. Грубых ошибок наделала, да и с пунктуацией не все в порядке». Как Вы считаете, правильно ли поступил учитель? А что бы сделали Вы в данной ситуации?
3.Работа с кейсом.
В предложенном кейсе отражена конфликтная ситуация между учительницей и ученицей по поводу несправедливости оценки. Студенты должны выявить и проанализировать проблему, предложить перечень вариантов ее решения.
|