Ролевая игра в микрогруппах. Студенты делятся на 3 микрогруппы, каждой достается свой сценарий игры. Представители микрогрупп оценивают выступления друг друга, предлагают свои варианты поведения.
Микрогруппа 1.
Цель.Способствовать формированию у студентов умений оптимально использовать методы убеждения и примера в воспитании учащихся (младшего, среднего, старшего школьного возраста). Участники:
а) студенты-«воспитатели»;
б) студенты-«ученики»;
в) студенты-«эксперты».
Инструкция для «воспитателей».
Представьте, что вам необходимо сформировать у учащихся (определенной возрастной группы) осознанное понимание сущности дисциплины и умение проявлять дисциплинированность на уроках (в театре, на экскурсии). С этой целью необходимо использовать метод убеждения (с различными приемами) и метод примера.
Инструкция для «учащихся».
Вы ученики VI (VIII, X) класса; у вас плохая дисциплина на уроках истории (вам предстоит идти на экскурсию на завод, животноводческую ферму, в театр). Вы не понимаете, зачем надо подчиняться каким-то правилам, вам хочется вести себя абсолютно свободно, развязно, В этом вы пытаетесь убедить классного руководителя.
Инструкция для «экспертов».
Необходимо внимательно следить за действиями мучителя-воспитателя» и поведением «учеников» в ходе воспитательной работы. Обсудите поведение и действия обеих сторон и ответьте на следующие вопросы:
1. Каков уровень сформированности у учащихся, на ваш взгляд, дисциплины и степени дисциплинированности в их поведении? Как они готовы принять требования учителя?
2. Как «учитель» понимает сущность дисциплины и се роль в формировании, личности учащегося?
3. Как «работают» методы убеждения и примера в деятельности «воспитателя»? Какие приемы были использованы?
4. Умеет ли «воспитатель» общаться с «учащимися»?
Поставьте экспертную оценку «учителю-воспитателю».
Микрогруппа 2.
Цель- Способствовать формированию у студентов умений целесообразно использовать поощрение и наказание в воспитательной работе с учащимися V—VI классов.
Участники:
а) студенты-«воспитатели»;
б) студенты-«ученики»;
в) студенты-«эксперты».
Инструкция для воспитателей».
Вы молодой учитель, классный руководитель VI класса; класс принимал участие в подготовке и проведении общешкольного праздника «Золотая осень», Деятельность классного коллектива была заметной на празднике: хорошо оформили комнату сказок. Особенно активно работали три ученика: Люда Т.. Игорь М. и Ира Д. Но два ученика Андрей О. и Сергей А. не принимали участия в подготовке праздника. Андрей помогал больной маме, а Сергей во время праздника разрушил выставку цветов учеников V класса Вам необходимо дать оценку деятельности коллектива и конкретных учеников, используя методы поощрения и наказания.
Инструкция для «воспитанников».
Вы довольны, что на празднике заняли второе место. Люда, Игорь и Ира ничем не выделяются среди других учеников, хотя классный руководитель отметил их старания. Андрей чувствует вину перед товарищами. А вот Сергей и здесь ведет себя вызывающе: «А что вы мне сделаете?»
Инструкция для «экспертов».
1. Внимательно проследите за поведением коллектива в их отношениях к своей деятельности. Как учащиеся относятся к своим нерадивым товарищам?
2. Проанализируйте, как «воспитатель» умеет оценить положительную деятельность коллектива учащихся, в частности Люды, Игоря и Иры.
3. Как «воспитатель» использует методы поощрения и наказания в стимулировании деятельности учащихся (коллектива в целом; Люды, Игоря. Иры; Андрея и Сережи)?
Оцените воспитательную деятельность «учителя» (по 10-балльной шкале).
Микрогруппа 3.
Цель- Создать условия для формирования у будущих учителей умений использования метода упражнений в системе воспитания учащихся, в выработке у них навыков выполнения правил поведения в классе. Участники:
а) студенты-«учителя»;
б) студенты-«ученики»;
в) студенты-«эксперты».
Инструкция для «учителей».
Представьте, что вы учитель I класса. Вам необходимо помочь ребятам в формировании умений тихо подниматься за партой, изъявлять желание отвечать на вопросы учителя, выходить из класса и входить в него, просит!» у учителя ручку (книгу, тетрадь) и т. п.
Инструкция для «учащихся».
Вы ученики I класса, учитесь только второй месяц. Вы с шумом поднимаетесь из-за парты, не умеете правильно поднимать руку, если хотите о чем-то спросить учителя, не знаете, как попросить у учителя ручку (тетрадь, карандаш) и т. п. Не умеете правильно зайти в класс. Все действия выполняете нарочито шумно.
Инструкция для «экспертов».
1. Наблюдайте за действиями «учеников» и «учителя».
2. Насколько умело «учитель» использует метод упражнения для формирования у учащихся необходимых умений в поведении?
3. Проанализируйте эффективность использованных методов и приемов.
Оцените воспитательную деятельность «учителя» (по 10-балльной шкале).
Г. Индивидуальные задания:
1. Ознакомьтесь с перечнем видов поощрений и наказаний. Что Вы можете в него дополнить? Какие из перечисленных видов поощрений и наказаний чаще всего используют в своей деятельности учителя современной школы? С чем это связано?
Виды поощрения
Одобрение
Похвала
Предоставление почетных прав
Награждение
Материальное вознаграждение
Виды наказаний.
Замечание
Неодобрение
Порицание
Выговор
Отсроченное наказание
Отказ от наказания
Лишение удовольствия
Лишение или ограничение прав
Наложение дополнительных обязанностей
2. Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.
Попробуйте дополнить этот перечень и привести примеры, иллюстрирующие случаи, в которых необходимо исключить наказание из деятельности педагога.
3. Прочтите педагогические требования к похвале и критике. Добавьте в каждый список, опираясь на свой опыт, собственные требования к этим методам воспитания:
Как хвалить
1. Хвалить за конкретные дела и поступки, а не за личные качества.
2. Хвалить одного, не умаляя заслуги других.
3. Хвалить не слишком часто, чтобы не обесценить похвалу.
Как критиковать
1. Начинать с похвалы и искреннего признания достоинств критикуемого.
2. Подчеркивать, что ошибиться может каждый.
3. Не угрожать.
4. Избегать язвительности.
5. Не демонстрировать своей власти.
6. Не загонять критикуемого в угол, дать возможность сохранить лицо, достоинство.
Комаров Е. Приемы воспитательной работы // Азбука поведения.– Алма-Ата, 1990.– С. 257–260.
4. Попробуйте подобрать свои примеры разных видов критики:
1) подбадривающая критика («Ничего, в следующий раз получится», «Хотелось, но не вышло, бывает»);
2) критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»);
3) критика-аналогия («Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку»);
4) безличная критика («Не будем называть фамилий...»);
5) критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел»);
6) критика-сожаление («Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»);
7) критика-удивление («Как, неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал...»);
8) критика-прения («Делали, делали и сделали...»);
9) критика-упрек («Эх вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»);
10) критика-намек («Я знал одного человека, который поступил точно так, как вы. Потом ему пришлось плохо...»);
11) критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»);
12) критика-укоризна («Что же сделали так неаккуратно?! И не вовремя?!»);
13) критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз советуйтесь…»);
14) критика-требование («Работу придется переделать...»);
15) критика-спасение («Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне»).
Задания для самостоятельной работы студентов:
1.Могли бы вы возразить А. С. Макаренко? Как?
Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т.– Т. 5.– С. 399.
2.Какой метод воспитания использован педагогом в данной ситуации?
Ученик 5 класса часто забывал дома свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему авторучку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо этого ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша!». После этого мальчик стал всегда благодарить за услуги.
3.Сравните понятия поощрение и поддержка. Какое из них вы считаете более точным? Почему?
Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результату его деятельности, поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки, таким образом, определяющим становится безусловное принятие другого, причем неважным становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота и что-то еще, за что мы обычно хвалим других людей. Неважно становится, кто перед вами – отличник или «трудный подросток», дошкольник или взрослый. Поддерживать можно каждого человека. Для этого надо всего лишь постоянно видеть сильные стороны.
4.Проанализируйте условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач. Назовите те, которые, с вашей точки зрения, относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным:
– индивидуальные и возрастные особенности ученика;
– статус ученика в группе сверстников, одноклассников;
– черты характера педагога;
– наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа;
– особенности группы (в первую очередь – наличие и характер ценностных ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий, а также направленности общего мнения группы), степень групповой сплоченности, авторитарность неформальных лидеров;
– характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и в общении;
– число учащихся в школе, классе;
– статус школы: городская или сельская;
– наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления;
– наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.
5. В книге Хелены Корнелиус и Шотаны Фэйр «Выиграть может каждый» приводится таблица, демонстрирующая разницу между влиянием и манипуляцией в процессе взаимодействия.
Манипуляция
| Влияние
| – В большинстве случаев исход желателен для влияющего.
– Часто исход нежелателен для объекта влияния.
– Информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается.
– Объекту влияния не предоставляется возможность свободного самостоятельного выбора.
| – Исход может затрагивать или не затрагивать интересы влияющего.
– Учитывается согласие другого человека или отсутствие такового.
– Объекту влияния предоставляются все факты.
– Объекту влияния предоставляется свобода выбора.
|
Используя эту информацию, рассмотрите методы воспитания, воздействующие на сознание и направленность личности. Приведите примеры ситуаций, в которых педагог (родители) откровенно манипулирует сознанием или поведением ребенка.
6. Разделяете ли вы позиции авторов высказываний?
а) Кем должны быть друг другу люди, чтобы спонтанно, раскованно, открыто, непринужденно, свободно делиться друг с другом откровенными мыслями и чувствами? Конечно, друзьями. Доверительный диалог – это общение близких друзей.
б) Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных фактов; объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
7. Перечисленные методы воспитания сгруппируйте в соответствии с одной из известных вам классификаций: 1) убеждение; 2) упражнение; 3) приучение; 4) требование; 5) личный пример; 6) переключение; 7) поощрение; 8) наказание; 9) рассказ; 10) соревнование.
|