Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ролевая игра в микрогруппах.

Студенты делятся на 3 микрогруппы, каждой достается свой сценарий игры. Представители микрогрупп оценивают выступления друг друга, предлагают свои варианты поведения.

Микрогруппа 1.

Цель.Способствовать формированию у студентов умений оптимально использовать методы убеждения и примера в воспитании учащихся (младшего, среднего, старшего школьного возраста). Участники:

а) студенты-«воспитатели»;

б) студенты-«ученики»;

в) студенты-«эксперты».

Инструкция для «воспитателей».

Представьте, что вам необходимо сформировать у учащихся (определенной возрастной группы) осознан­ное понимание сущности дисциплины и умение прояв­лять дисциплинированность на уроках (в театре, на экскурсии). С этой целью необходимо использовать ме­тод убеждения (с различными приемами) и метод примера.

Инструкция для «учащихся».

Вы ученики VI (VIII, X) класса; у вас плохая дис­циплина на уроках истории (вам предстоит идти на экскурсию на завод, животноводческую ферму, в театр). Вы не понимаете, зачем надо подчиняться ка­ким-то правилам, вам хочется вести себя абсолют­но свободно, развязно, В этом вы пытаетесь убедить классного руководителя.

Инструкция для «экспертов».

Необходимо внимательно следить за действиями мучителя-воспитателя» и поведением «учеников» в ходе воспитательной работы. Обсудите поведение и действия обеих сторон и ответьте на следующие вопросы:

1. Каков уровень сформированности у учащихся, на ваш взгляд, дисциплины и степени дисциплинирован­ности в их поведении? Как они готовы принять требо­вания учителя?

2. Как «учитель» понимает сущность дисциплины и се роль в формировании, личности учащегося?



3. Как «работают» методы убеждения и примера в деятельности «воспитателя»? Какие приемы были ис­пользованы?

4. Умеет ли «воспитатель» общаться с «учащими­ся»?

Поставьте экспертную оценку «учителю-воспита­телю».

 

Микрогруппа 2.

Цель- Способствовать формированию у студентов умений целесообразно использовать поощрение и нака­зание в воспитательной работе с учащимися V—VI классов.

Участники:

а) студенты-«воспитатели»;

б) студенты-«ученики»;

в) студенты-«эксперты».

Инструкция для воспитателей».

Вы молодой учитель, классный руководитель VI класса; класс принимал участие в подготовке и про­ведении общешкольного праздника «Золотая осень», Деятельность классного коллектива была заметной на празднике: хорошо оформили комнату сказок. Особенно активно работали три ученика: Люда Т.. Игорь М. и Ира Д. Но два ученика Андрей О. и Сергей А. не при­нимали участия в подготовке праздника. Андрей помо­гал больной маме, а Сергей во время праздника разру­шил выставку цветов учеников V класса Вам необхо­димо дать оценку деятельности коллектива и конкрет­ных учеников, используя методы поощрения и наказания.

Инструкция для «воспитанников».

Вы довольны, что на празднике заняли второе место. Люда, Игорь и Ира ничем не выделяются среди других учеников, хотя классный руководитель отметил их старания. Андрей чувствует вину перед товари­щами. А вот Сергей и здесь ведет себя вызывающе: «А что вы мне сделаете?»

Инструкция для «экспертов».

1. Внимательно проследите за поведением коллек­тива в их отношениях к своей деятельности. Как уча­щиеся относятся к своим нерадивым товарищам?

2. Проанализируйте, как «воспитатель» умеет оце­нить положительную деятельность коллектива учащих­ся, в частности Люды, Игоря и Иры.

3. Как «воспитатель» использует методы поощре­ния и наказания в стимулировании деятельности уча­щихся (коллектива в целом; Люды, Игоря. Иры; Анд­рея и Сережи)?

Оцените воспитательную деятельность «учителя» (по 10-балльной шкале).

 

Микрогруппа 3.

Цель- Создать условия для формирования у буду­щих учителей умений использования метода упраж­нений в системе воспитания учащихся, в выработке у них навыков выполнения правил поведения в классе. Участники:

а) студенты-«учителя»;

б) студенты-«ученики»;

в) студенты-«эксперты».

Инструкция для «учителей».

Представьте, что вы учитель I класса. Вам необхо­димо помочь ребятам в формировании умений тихо под­ниматься за партой, изъявлять желание отвечать на вопросы учителя, выходить из класса и входить в него, просит!» у учителя ручку (книгу, тетрадь) и т. п.

Инструкция для «учащихся».

Вы ученики I класса, учитесь только второй месяц. Вы с шумом поднимаетесь из-за парты, не умеете правильно поднимать руку, если хотите о чем-то спро­сить учителя, не знаете, как попросить у учителя ручку (тетрадь, карандаш) и т. п. Не умеете правильно зайти в класс. Все действия выполняете нарочито шумно.

Инструкция для «экспертов».

1. Наблюдайте за действиями «учеников» и «учи­теля».

2. Насколько умело «учитель» использует метод уп­ражнения для формирования у учащихся необходимых умений в поведении?

3. Проанализируйте эффективность использованных методов и приемов.

Оцените воспитательную деятельность «учителя» (по 10-балльной шкале).

 

Г. Индивидуальные задания:

1. Ознакомьтесь с перечнем видов поощрений и наказаний. Что Вы можете в него дополнить? Какие из перечисленных видов поощрений и наказаний чаще всего используют в своей деятельности учителя современной школы? С чем это связано?

Виды поощрения

Одобрение

Похвала

Предоставление почетных прав

Награждение

Материальное вознаграждение

Виды наказаний.

Замечание

Неодобрение

Порицание

Выговор

Отсроченное наказание

Отказ от наказания

Лишение удовольствия

Лишение или ограничение прав

Наложение дополнительных обязанностей

 

2. Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Попробуйте дополнить этот перечень и привести примеры, иллюстрирующие случаи, в которых необходимо исключить наказание из деятельности педагога.

 

3. Прочтите педагогические требования к похвале и критике. Добавьте в каждый список, опираясь на свой опыт, собственные требования к этим методам воспитания:

Как хвалить

1. Хвалить за конкретные дела и поступки, а не за личные качества.

2. Хвалить одного, не умаляя заслуги других.

3. Хвалить не слишком часто, чтобы не обесценить похвалу.

Как критиковать

1. Начинать с похвалы и искреннего признания достоинств критикуемого.

2. Подчеркивать, что ошибиться может каждый.

3. Не угрожать.

4. Избегать язвительности.

5. Не демонстрировать своей власти.

6. Не загонять критикуемого в угол, дать возможность сохранить лицо, достоинство.

Комаров Е. Приемы воспитательной работы // Азбука поведения.– Алма-Ата, 1990.– С. 257–260.

 

4. Попробуйте подобрать свои примеры разных видов критики:

1) подбадривающая критика («Ничего, в следующий раз получится», «Хотелось, но не вышло, бывает»);

2) критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»);

3) критика-аналогия («Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку»);

4) безличная критика («Не будем называть фамилий...»);

5) критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел»);

6) критика-сожаление («Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»);

7) критика-удивление («Как, неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал...»);

8) критика-прения («Делали, делали и сделали...»);

9) критика-упрек («Эх вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»);

10) критика-намек («Я знал одного человека, который поступил точно так, как вы. Потом ему пришлось плохо...»);

11) критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»);

12) критика-укоризна («Что же сделали так неаккуратно?! И не вовремя?!»);

13) критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз советуйтесь…»);

14) критика-требование («Работу придется переделать...»);

15) критика-спасение («Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне»).

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Могли бы вы возразить А. С. Макаренко? Как?

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т.– Т. 5.– С. 399.

2.Какой метод воспитания использован педагогом в данной ситуации?

Ученик 5 класса часто забывал дома свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему авторучку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо этого ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша!». После этого мальчик стал всегда благодарить за услуги.

3.Сравните понятия поощрение и поддержка. Какое из них вы считаете более точным? Почему?

Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результату его деятельности, поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки, таким образом, определяющим становится безусловное принятие другого, причем неважным становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота и что-то еще, за что мы обычно хвалим других людей. Неважно становится, кто перед вами – отличник или «трудный подросток», дошкольник или взрослый. Поддерживать можно каждого человека. Для этого надо всего лишь постоянно видеть сильные стороны.

4.Проанализируйте условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач. Назовите те, которые, с вашей точки зрения, относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным:

– индивидуальные и возрастные особенности ученика;

– статус ученика в группе сверстников, одноклассников;

– черты характера педагога;

– наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа;

– особенности группы (в первую очередь – наличие и характер ценностных ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий, а также направленности общего мнения группы), степень групповой сплоченности, авторитарность неформальных лидеров;

– характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и в общении;

– число учащихся в школе, классе;

– статус школы: городская или сельская;

– наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления;

– наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.

 

5. В книге Хелены Корнелиус и Шотаны Фэйр «Выиграть может каждый» приводится таблица, демонстрирующая разницу между влиянием и манипуляцией в процессе взаимодействия.

 

Манипуляция Влияние
– В большинстве случаев исход желателен для влияющего. – Часто исход нежелателен для объекта влияния. – Информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается. – Объекту влияния не предоставляется возможность свободного самостоятельного выбора. – Исход может затрагивать или не затрагивать интересы влияющего. – Учитывается согласие другого человека или отсутствие такового. – Объекту влияния предоставляются все факты. – Объекту влияния предоставляется свобода выбора.

 

Используя эту информацию, рассмотрите методы воспитания, воздействующие на сознание и направленность личности. Приведите примеры ситуаций, в которых педагог (родители) откровенно манипулирует сознанием или поведением ребенка.

 

6. Разделяете ли вы позиции авторов высказываний?

а) Кем должны быть друг другу люди, чтобы спонтанно, раскованно, открыто, непринужденно, свободно делиться друг с другом откровенными мыслями и чувствами? Конечно, друзьями. Доверительный диалог – это общение близких друзей.

 

б) Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных фактов; объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

 

7. Перечисленные методы воспитания сгруппируйте в соответствии с одной из известных вам классификаций: 1) убеждение; 2) упражнение; 3) приучение; 4) требование; 5) личный пример; 6) переключение; 7) поощрение; 8) наказание; 9) рассказ; 10) соревнование.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.