Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нормы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии

Сыктывкарский лесной институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный лесотехнический

Университет имени С. М. Кирова»

 

факультет Сельскохозяйственный

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социология

Основной профессиональной образовательной

программы по специальностям:

  Направление   Специальность
  Транспортные средства   Автомобили и автомобильное хозяйство
Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
Металлургия, машиностроение и материалообработка Машины и оборудование лесного комплекса
Архитектура и строительство Промышленное и гражданское строительство
Автомобильные дороги и аэродромы
Автоматика и управление Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
  Экономика и управление   Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Менеджмент организации
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Химическая и биотехнологии Технология химической переработки древесины
Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
  Сельское и рыбное хозяйство   Механизация сельского хозяйства
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Лесное хозяйство
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Лесоинженерное дело
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технология деревообработки
Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии
Агроинженерия    
Защита окружающей среды    
Информационные системы    
Лесное дело    

 



Самостоятельное учебное электронное издание

Сыктывкар 2012

ДК…

ББК…

Э…

 

Рекомендован к изданию в электронном виде

кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин

Сыктывкарского лесного института.

Утвержден к изданию в электронном виде советом факультета сельского и лесного хозяйства Сыктывкарского лесного института.

Составитель:

кандидат психологических наук, доцентН. Н. Мачурова

Отв. редактор:

Доктор исторических наук, доцентА. К. Гагиева

  Э.. Социология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс по дисциплине для студ. специальностей «Автомобили и автомобильное хозяйство, сервис транспортных и технологических машин и оборудования, машины и оборудование лесного комплекса, промышленное и гражданское строительство, автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), экономика и управление на предприятии (лесное хозяйство и лесная промышленность), менеджмент организации, бухгалтерский учет, анализ и аудит, технология химической переработки древесины, информационные системы и технологии, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, лесное хозяйство, лесоинженерное дело, технология деревообработки» всех форм обучения. : самост. учеб. электрон. изд. / Сыкт. лесн. ин-т ; сост.: Н. Н. Мачурова. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ, 2012. – Режим доступа: http://lib.sfi.komi.com. – Загл. с экрана.
  В работе даются методические указания по дисциплине «Социология» по самостоятельной работе студентов. Представлены вопросы для самостоятельного изучения тем курса, изложены требования к содержанию и оформлению контрольных работ, указаны сроки выполнения контрольных работ. Даны рекомендации по самостоятельной работе студентов при подготовке к контрольному тесту. Приведены примерные вопросы тестов и примерные вопросы к зачету. Указаны шестьдесят тем для написания контрольных работ.  
  УДК… ББК…

_______________________________________________________________________________________________

Самостоятельное учебное электронное издание

Составитель: Мачурова Надежда Николаевна

Социология

Электронный формат– pdf

Разрешено к публикации _________. Объем ________ уч.-изд. л.

Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

имени С. М. Кирова» (СЛИ),

167982, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39, institut@sfi.komi.com, www.sli.komi.com

 

Редакционно-издательский отдел СЛИ. Заказ № ________.

© СЛИ, 2012

 
ã Мачурова Н. Н. ., составление, 2012

содержание ВВЕДЕНИЕ
   
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Нормы государственного стандарта по дисциплине «Социология»
1.2. Темы и содержание лекций
1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке теоретического материала
1.3. Темы и содержание практических занятий
   

 

2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
2.1. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения
2.2. Как написать контрольную работу
2.3. Темы контрольных работ и их примерное содержание
   

 

3. ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ
3.1. Тест по теоретическим вопросам курса  
   
4. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ
4.1. Вопросы к зачету
   

 

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. Курс, семестр и виды занятий
5.2. Распределение часов по разделам программы
   
Специальность АиАХ
Специальность АДиА
Специальность АТПиП
Специальность БУАиА
Специальность ИС
Специальность ЛИД
Специальность ЛХ
Специальность МиОЛК
Специальность МО
Специальность МСХ
Специальность ООСиПИПР

 

Специальность ПГС
Специальность СТиТМиО
Специальность ТД
Специальность ТХПД
Специальность ЭиАСХ
Специальность ЭиУЛК
Агроинженерия
АиУ
ЗОС
ИС
ЛД
Менеджмент
Строительство
ТМиО
   
5.3. Самостоятельная работа студентов
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕЗАУРУС
ПЕРСОНАЛИИ
   
6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
6.1. Основные понятия
6.2. Разработка программы исследования
6.3. Направление тем социологического исследования студентов
   
ПРИЛОЖЕНИЕ  
Приложение 1. Образец оформления титульного листа
Приложение 2. Образец оформления оглавления
Приложение 3. Образец оформления библиографического списка

 


&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость изучения дисциплины «Социология» вызвана тем, что современное хозяйственное управление предполагает ориентацию не только на результат деятельности, на людей, а так же и на современное общество, требует всесторонне грамотных специалистов, умеющих решать психологические задачи, возникающие в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством, но и умеющих быть нравственными, что возможно с понимаем общества и процессами протекающими в нем.

Цель дисциплины состоит в преподнесении будущим дипломированным специалистам знаний по социологии. Знания по социологии помогают будущим специалистам выработать общую культуру, наращивать знания в объяснении сложных процессов общественной жизни, научное представление о социальной картине мира. В результате изучения дисциплины студент должен иметь: научное представление по истории становления и развития основных направлений социологии; о социологических основах учения об обществе как социальном организме; по основным составляющим социальной жизни: общества, культуры, личности; о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации: об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения; о природе социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; о типологии, основных источников возникновения и развития массовых социальных движений; о формах социальных взаимодействий; о факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций и уметь их анализировать; по глобальным проблемам современности; о методах исследования в социологии. Должен иметь навыки: элементарных приемов социологического исследования; разрешения конфликтных ситуаций; владеть основами социологического анализа.

 

.

 

 

,

 

 

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

 

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Нормы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О. Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

 

 


1.2.ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

 

1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

 

Тема занятия Краткое содержание занятия Количество часов
Тема1. Социология как наука об обществе. Предмет социологии и ее структура. Методы социологического исследования Социологическая наука и ее значение для жизнедеятельности. Социология и ее роль в изучении других дисциплин. Содержание и структура дисциплины. Организация учебного процесса по данной дисциплине. Предмет социологии. Основные задачи социологии. Объект социологии. Структура и функции, методология, методы, применяемые в социологии. Понятие закона в социологии и уровня социологического знания. Методы социологического исследования. Организационные методы социологического исследования. Методы обработки данных в социологии. Интерпретационные методы. Неопросные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов. Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки. Программа социологического исследования. Теоретические и эмпирические исследования в социологии. Место социологии в системе наук. Отрасли социологии.
Тема 2. История социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социально-политические учения Конфуция, Платона, Августина Блаженного, Н. Макиавелли, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. Токвиля, О. Конта, К. Маркса и т. д. Непосредственные источники возникновения научной социологии: три выдающихся течения в европейской социальной мысли: шотландская политическая экономия (Смит, Фергюссон и др.); французский утопический социализм (Сен-Симон, Бафер и др.); немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Социологический проект О. Конта, идеи Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето и др. Идеи географической школы в социологии (Л. И. Мечников); биологи-ческой школы (Т. Мальтус, К. Лоренц); демографической школы (Т. Мальтус); психологической школы (Г. Спенсер, Ф. Ницше, З. Фрейд, М. Лазарус, Х. Штейнталь, Г. Лебон, Б. Скиннер, Д. С. Милль); экономической школы (К. Маркс); политической школы (Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель, Н. Макиавелли, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Ш. Монтескье, А. Токвиль); социокультурной школы (Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, М. Вебер, О. Шпенглер, П. А. Сорокин). Классические социологические теории. Современная западная социология. Теория индустриального и постиндустриального общества, а так же теория социального действия Т. Парсонса, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, идеи структурного марксизма Л. Альтюссера, концепция государства всеобщего благосостояния Дж. Кейнса, теория «открытого общества» К. Поппера, теория «здорового общества» Э. Фромма, теория справедливости Дж. Ролза, теория среднего уровня Р. Мертона, теория конфликта Л. Козера, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория «зеркального Я» Ч. Кули, идеи символического интеракционизма Дж. Мида. История развития социологической мысли в России. Три этапа становления социологии в России. Основные идеи П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, Л. И. Петражицкого. Основные идеи Л. И. Мечникова, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева о значении географических факторов для развития Русского государства; идеи А. П. Паршева; А. К. Гастева, И. Загорского, А. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, М. М. Ковалевского, В. И. Ленина, Л. Н. Толстого, П. А. Сорокина.
Тема 3. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание Понятие и структура социального действия. Понятия «социальное взаимодействие» и «социальные отношения». Формы социального взаимодействия. Субъекты взаимодействия (индивиды, группы, общности людей). Виды социального взаимодействия: социальные отношения, социальный институт. Классификация форм социального взаимодействия: в зависимости от количества участников; в зависимости от сходства или различия качеств участников; в зависимости от характера актов взаимодействия; в зависимости от продолжительности; в зависимости от природы проводников. Социальный контроль и девиация. Понятия «девиация». Формирование личности в процессе социализации. Порядок как социальное явление. Особенности отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения. Проблема аномии по Э. Дюркгейму и Р. Мертону. Типологию девиации по Р. Мертону. Массовое сознание и массовые действия. Социальные конфликты. Сущность конфликта. Роль конфликтов в жизни общества. Типология социальных конфликтов.
Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты. Понятие общества и его основные характеристики. Понятия «государство» и «гражданское общество». Общество как система. Взгляд К. Маркса о государстве как социальной организации классово-антогонистического общества. Социологические теории общества (взгляды функционалистов – О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон; взгляды интеракционистов (концепция действия) – Дж. Хоманс, П. Блау, Дж. Мид, Г. Блумер). Типология обществ (традиционное, индустриальное и т. д.). Формы развития общества. Понятие «социальный институт». Социальные институты как базисные элементы регулирования общественной жизни. Виды и функции социальных институтов. Социальный институт религии. Специфика мифологического обоснования социального поведения. Особенности и социально-историческая роль религии. Закономерности формирования религии как социального института. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации. Семья как социальный институт. Понятие «семья». Типология семей. Функции классической семьи, современной семьи. Ее жизненный цикл. Особенности ролевых отношений в современной семье. «Проблемное поле» современной семьи: отношение к понятиям «семья» и «брак»; снижение роли мужчины, как стабилизирующего фактора внутри семьи; особенности отношения людей к «гражданскому браку», высокий уровень разводов. Роль семьи в социализации подрастающего поколения. Образование как социальный институт. Социальная организация. Основные черты социальной организации. Особенности формальных и неформальных организаций. Бюрократия как социальное явление. Марксистское учение о государстве как социальной организации. Производственные организации: функционирование, управление и нововведения.
Тема 5. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. Концепция социального прогресса. Понятия «мировая система», «глобализация», «глобализм». Мировое сообщество. Формирование мировой системы. Процессы глобализации. Особенности глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Политические, экономические и социальные последствия глобализации. Особенности достижения равноправия в глобальной социальной политике. Понятие и критерии классификации социальных движений. Понятия «социальные революции» и «реформы». Природа социальных явлений. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений. Личностная восприимчивость к социальным движениям. Толпа как простейшая форма социального движения. Место России в мировом сообществе. Общемировые тенденции (информатизация, глобализация, разрушение природной среды и т. д.). Будущее России.
Тема 6. Социальные группы и общности. Виды общностей. Понятие социальных групп. Виды социальных групп. Малые группы и коллективы. Понятия «социальная общность». Критерии выделения общностей (по сходству, близости условий жизнедеятельности людей; по потребностям; по совместной деятельности и т. д.). Характерные черты массовых общностей. Виды общностей. Социальные нормы и социальные санкции. Разновидности общностей и характерные черты массовых общностей. Взаимоотношение личности и общества Понятия «этнос» и «этническая общность». Условия формирования любого этноса. Посылки и условия формирования русского этноса. Концепция основных черт и условий формирования русской нации П. А. Сорокина.
Тема 7. Социальная стратификация и мобильность Понятия «социальное неравенство», «социальная стратификация». Исторические типы стратификации. Особенности социального пространства, основания социальной стратификации, профиль стратификации. Критерии стратификации. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества. Системы стратификации современных обществ. Теории социальной стратификации американских социологов К. Дэвиса, Т. Парсонса, У. Л. Уорнера, П. А. Сорокина, западногерманского социолога Р. Дарендорфа и др. Особенности социальной стратификации и социальной мобильности в СССР и современном российском обществе. Подходы к социальной стратификации Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной. Понятие личности в социологии. Основные положения ролевой теории личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Понятия «социальный статус» «социальная роль», «ролевой набор». Виды статусов. Уровни статусной позиции человека. Пять основных характеристик роли (по Т. Парсонсу). Понятие социальной мобильности. Типология социальной мобильности. Понятия «объем мобильности» и «дистанция мобильности».
Тема 8. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений Понятия «социальные изменения», «социальные революции и реформы». Концепции и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений: в зависимости от механизма – эволюционные, революционные; по типу социальных связей – структурные, функциональные, процессуальные, мотивационные; по направленности – однонаправленные, циклические; по сферам общественной жизни – социально-культурные, социально-экономические, индустриально-технологические, научно-технические, социально-политические. Типы социального развития: дивергенция, конвергенция, параллелизм, прогресс, регресс, специализация, универсализация. Концепции социального прогресса. Критерии общественного процесса. Понятие и формы существования культуры. Понятие культуры в социологии. Базисные элементы культуры: смысловой знаково-символический элемент, убеждения, верования, знания, ценности, социальные нормы, обычаи, традиции. Особенности культуры с точки зрения горизонтальной (цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные) и вертикальной (доминирующая культура, субкультура, контркультура) типологии. Понятия «субкультура», «контркультура», «этноцентризм», «культурный релятивизм». Разновидности субкультур (национальная, конфессиональная, профессиональная, молодежная, субкультура правящей элиты, социальных низов). Культура как фактор социальных изменений.
Тема 9. Личность и общество Понятия личности в социологии. Структура личности. Личность как социальный тип. Общность и личность. Личность как деятельный субъект. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  Итого

2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке

Теоретического материала

Наименование темы Контрольные вопросы
Тема1. Социология как наука об обществе. Предмет социологии и ее структура. Методы социологического исследования · Покажите связь социологии с другими науками об обществе. · Укажите функции социологии. · Что такое методология социологического исследования. · Что такое количественный подход в социологическом исследовании? · Что такое качественный подход в социологическом исследовании?  
Тема 2. История социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль · Чем социально-философские воззрения Платона отличаются от социально-философского учения об обществе Аристотеля? · Каковы особенности воззрений о власти и государстве у Цицерона? · Обратите внимание на теософию Августина Блаженного и схоластику Фомы Аквинского. Каковы основные положения их учений? · Каковы основные взгляды об обществе и государстве И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, К. Маркса · Каковы основные идеи Г. Спенсера? · Каковы основные идеи П. А. Сорокина? · Опишите основные социологические идеи концепции Л. И. Мечникова, идеи В. О. Ключевского, А. Л. Чижевского, М. М. Ковалевского, В. И. Ленина, Л. Н. Толстого и др.
Тема 3. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание • Что такое социальное действие и взаимодействие? • Дайте классификацию социального взаимодействия. • Опишите ценности и нормы как компонент взаимодействия. • Опишите материальные носители как компонент взаимодействия.
Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты. · Опишите структуру общества и ведущие социальные институты. · Каковы функции социальных институтов? · Укажите источники и факторы изменения общества.  
Тема 5. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. Концепция социального прогресса. • В чем суть теории мировой системы? • Покажите особенности глобализации социальных и культурных процессов в современном мире и глобальных проблем современности: экономических, демографических, политических и др. • Каковы перспективы создания глобальной социальной системы? • Почему западный тип общества имеет преимущества в развитии тенденции глобализации?

 

Тема 6. Социальные группы и общности. Виды общностей. · Покажите отличия группы от общности. · Укажите характерные черты массовых общностей. · Дайте классификацию групп. · Объясните причины возрастания значимости в социальной жизни вторичных групп. · Опишите свойства группы. ·
Тема 7. Социальная стратификация и мобильность · Назовите исторические типы стратификации. · Дайте определение понятия «социальная мобильность» · Каковы особенности социальной стратификации в России? · Назовите основные стратификационные критерии
Тема 8. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений · Покажите типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. · Назовите основные положения концепции социальной эволюции Г. Спенсера относительно трансформации форм жизни человека и человечества как предпосылки развития теорий социальных изменений.
Тема 9. Личность и общество · Объясните взаимоотношение личности и общества. · Какова структура личности? · Покажите формирование личности в процессе социализации. · Опишите виды отклоняющегося поведения личности. · Покажите повышение роли организации в современном обществе с позиции Р. Михельса и М. Вебера. · Какова структура производственных организаций? · Укажите роли неформальных групп в деятельности организаций. · Опишите взгляды Л. Гумпловича и концепцию «заинтересованных групп» А. Бентли по социальным движениям.  
Итого 16 часов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Тема семинарского занятия План семинарского занятия Доклады
Тема 1.Методы социологического исследования (2 часа)   1.Социологическое исследование. Фундаментальное исследование, его особенности, прикладное социологическое исследование. Основные черты прикладного социологического исследования. 2.Методы социологии, типы социологических исследований. Отличия социологического исследования от других типов исследования. Сущность программы социологического исследования. 3.Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование). 4.Виды интервью (по способу организации интервью, по характеру общения, по специфике источника информации, по особенности процедуры интервью, по степени формализации). 5.Способы анализа и интерпретации данных. 1. Неопросные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов 2. Опросные методы социологического исследования. Виды опросников и понятие выборки 3. Программа социологического исследования 4. Теоретические и эмпирические исследования в социологии
Тема 2. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса (2 часа)   1.Определение понятия социальной структуры общества. Специфика экономической, политической, социальной структуры общества 2.Горизонтальная и вертикальная мобильность в современном обществе.   1. Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации 2. Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ 3. Понятие социального статуса 4. Социальная мобильность
Тема 3.Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры (2 часа)   1.Культура как объект социального познания. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности. Основные компоненты культуры. 2.Функции культуры. Субкультуры: ее виды. 3.Взаимодействие культуры и экономики: влияние культуры на социальные и экономические отношения.   1. Концепции и факторы социальных изменений 2. Понятие и формы существования культуры 3. Культура как фактор социальных изменений
Тема 4.Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиации. Личность как деятельный субъект (2 часа)   1.Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. 2.Взаимоотношения личности и общества? 3.Процесс социализации?   1. Понятия «человек» и «личность» в социальных науках 2. Понятие личности в социологии 3. Социальное качество личности и ее социальные роли 4. Личность как субъект социальных отношений 5. Ролевая и статусная концепции личности 6. Понятие о социализации личности 7. Феномен национального в процессе социализации личности 8. Общественное мнение как институт гражданского общества
Тема 5.Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения (2 часа)   1.Причины социальных конфликтов? 2.Деструктивные и позитивные функции социальных конфликтов (Л. Козер). 3.Процессуальные и структурные модели конфликта. 4.Формы протекания социальных конфликтов (дискуссия, принятие законов и т. д.).   1. Характеристики конфликтов: причины, функции и субъекты социальных конфликтов 2. Предупреждение и урегулирование конфликтов 3. Роль руководителя в разрешении конфликтов
Тема 6.Семья как важнейший социальный институт (2 часа)   1.Эволюция семьи. 2.Развитие семейно-брачных отношений в советский период и постсоветском пространстве. 3.Характерные особенности развития семейно-брачных отношений в современном обществе.   1. Современная молодая семья: проблемы и перспективы 2. Семья и социум 3. Роль отца в семейном воспитании 4. Проблемы брака т особенности кризиса современной семьи (Проблемное поле современной семьи)  
Тема 7.Производственные организации: функционирование, управление и нововведения (2 часа)   1.Особенности структуры и функционирования производственных организаций. 2.Роль неформальных групп в деятельности организаций 3.Инновационный процесс: его этапы, стратегии   1. Строение организаций. Функционирование организации 2. Организация и самоорганизация. Управление в органах. Типология организаций 3. Формальная и неформальная организация. 4. Управление формальной и неформальной организациями
Тема 8.Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе (2 часа)   1.Основные последствия распада СССР 2.Социальное положение населения в Российской Федерации   1. Концепции социального прогресса. Критерии общественного прогресса 2. Мировое сообщество. Формирование мировой системы 3. Место России в мировом сообществе

 

2. Контрольная работа

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.