Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для всех экономических специальностей

 

Основная учебная литература

1. Социология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Университетская библиотека онлайн (ЭБС) ; под ред. В. К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 488 с. – (Золотой фонд российских учебников). – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117760/.

Дополнительная учебная, учебно-методическая литература

2. Бабосов, Е. М. Социология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Е. М. Бабосов ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 285 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/78511/.

3. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учеб. для студ. вузов / Ю. Г. Волков ; под ред. В. И. Добренькова. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К. – [Б. м.] : Наука Спектр, 2010. – 384 с.

4. Забродин, В. Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов [Текст] / В. Ю. Забродин. – Москва : Питер, 2009. – 160 с. – (Завтра экзамен).

5. Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учеб. по дисциплине "Социология" для студ. вузов, обучающихся по несоциол. спец. и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2009. – 432 с. – (Учебник для вузов).

6. Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учеб. по дисциплине "Социология" для студ. вузов, обучающихся по несоциол. спец. и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Москва : Питер, 2010. – 432 с. – (Учебник для вузов).

7. Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учеб. по дисциплине "Социология" для студ. вузов, обучающихся по несоциологическим спец. и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Москва : Питер, 2008. – 432 с. – (Учебник для вузов).

8. Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник / А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва : Проспект, 2008. – 536 с.



9. Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник / А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва : Проспект, 2012. – 544 с.

10. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / А. И. Кравченко. – Москва : Проспект, 2008. – 240 с.

11. Немировский, В. Г. Социология [Текст] : учебник / В. Г. Немировский. – Москва : Проспект, 2010. – 544 с.

12. Социология [Текст] : учеб. для студ. вузов / Ю. Г. Волков [и др.]. – Изд. 3-е . – Москва : Гардарики, 2008. – 512 с.

13. Социология [Текст] : учеб. для студ. вузов по дисциплине "Социология" / под ред. Н. Г. Скворцова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2009. – 352 с.

14. Социология [Текст] : учеб. для студ. вузов по дисциплине "Социология" / под ред. Н. Г. Скворцова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2011. – 352 с

15. Социология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Университетская библиотека онлайн (ЭБС) ; под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 448 с. – (Золотой фонд российских учебников). – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117762/.

16. Фененко, Ю. В. Социология [Текст] : учебник / Ю. В. Фененко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России . – Москва : Проспект, 2008. – 232 с.

 

Дополнительная литература

17. Краткий словарь по социологии [Текст] / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина ; сост. : Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Москва : Политиздат, 1989. – 479 с.

18. Основные итоги деятельности Сыктывкарского лесного института за 2009 год [Текст] : ежегодный отчет / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин-т – фил. ГОУ ВПО "С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова" ; ред. кол. : В. В. Жиделева [и др.]. – Сыктывкар : СЛИ, 2010. – 140 с.

19. Основные итоги деятельности Сыктывкарского лесного института за 2010 год [Текст] : ежегодный отчет / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т им. С. М. Кирова ; ред. кол. : В. В. Жиделева [и др.]. – Сыктывкар : СЛИ, 2011. – 144 с.

20. Павленок, П. Д. Краткий словарь по социологии [Текст] / П. Д. Павленок. – Москва : ИНФРА-М, 2001. – 272 с. – (Б-ка малых словарей" ИНФРА-М").

21. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / Ин-т соц.-полит.исслед. РАН ; под ред. Г. В. Осипова. – Москва : НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 672 с.

22. Современная западная социология [Текст] : словарь. – Москва : Политиздат, 1990. – 432 с.

23. Социология 4М: методология, методы, математические модели [Текст]. – Выходит дважды в год.

2009 № 29;

24 Труды преподавателей и сотрудников Сыктывкарского лесного института. 1995-2011 гг. [Электронный ресурс] : библиогр. указ. : [самост. электр. изд.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т им. С. М. Кирова ; сост. О. А. Лушкова [и др.]. – Электрон. текстовые дан. (1 файл в формате pdf: 9,81 Мб). – Сыктывкар : СЛИ, 2012. – on-line. – Систем. требования: Acrobat Reader (любая версия). – Загл. с титул. экрана. – Режим доступа: http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000232.pdf.

 

 

ТЕЗАУРУС

 

Авторитет– власть, которая узаконена и институционализирована.

Адаптация социальная – процесс приспособления индивида или группы к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

Аномия – беззаконие, такое состояние общества, в котором часть его членов, зная о существовании обязывающих норм, относится к ним негативно, равнодушно.

Ассимиляция – постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей культурой.

Бюрократия – система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Валидность– основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Выделяют два вида валидности социологической информации: теоретическую (или концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Взаимодействие социальное– способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.

Выборка– часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества).

Выборочная совокупность– уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентом, кто представляет собой объект социологического исследования.

Гендерный идеал– ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре.

Генеральная совокупность– совокупность, на которую социолог хочет распространить выводы исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и др. в ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

Государство– часть общества, имеющая власть и силу, а также возможность распределять общественные ресурсы и средства.

Государство авторитарное– государство, в котором власть находится в руках монарха или диктатора, управляющего с помощью насилия.

Группа– ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Группа вторичная– совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

Группа инструментальная– группа, созданная для выполнения определенной работы.

Группа контрольная (в эксперименте) – испытуемые, с которыми обращаются так же, как с испытуемыми из экспериментальной группы, но на них не оказывает влияния независимая переменная.

Группа малая– совокупность людей, между которыми имеются непосредственные контакты.

Группа первичная– небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Группа этническая– часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры.

Девиация– поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Демографический переход– теория, согласно которой процесс роста населения состоит из трех этапов: 1) высокие уровни фертильности и смертности населения; 2) снижение смертности при высоком уровне смертности; 3) низкий уровень фертильности и смертности.

Демография– наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение.

Демократия представительская– государство, где народ на определенные сроки делегирует свою власть избранным лицам, которые впоследствии должны быть избраны. Для таких государств характерны следующие особенности: признание прав индивидуальности, наличие конституционного правительства; согласие со стороны тех, кем управляют; лояльная оппозиция.

Депривация– разрушение личности человека.

Депривация социальная– обездоленность, бедность, возникшая из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д.

Диада– группа из двух человек.

Единица выборки– при выборочном обследовании – единица отбора и анализа данных

Заражения теория – объяснение коллективного поведения, полагающее, что люди в толпе иррациональны и подвержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус.

Идеология– система, утверждающая определенные ценности и факты.

Ид– подсознательное «Я», которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию.

Индекс(перечень, показатель, указатель) – количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал.

Инновация – реакция на аномалию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.

Институт социальный(установление учреждения)– устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Информация социальная– знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условий жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействие их интересов.

Исследование социологическое– вид социального исследования, способов изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Их цель – получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Класс– большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Кластерная выборка– способ классификации групп населения по определенным признакам.

Когорта – все люди, родившиеся в пределах одного года или нескольких лет.

Конвергенции теория– 1). В исследовании коллективного поведения взгляд, согласно которому сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения. Она привлекает определенные типы людей, и таким образом реализуется поведение, к которому они были предрасположены; 2). В исследованиях развития обществ конвергенция означает возрастание сходства по мере экономического развития традиционных обществ.

Контент-анализ– метод количественного изучения содержания социальной информации.

Контркультура– субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Контроль переменных – способность исследователя сознательно регулировать и изменять условия эксперимента.

Конфликт социальный– столкновение интересов различных социальных обязанностей, частный случай проявления социального противоречия.

Конформность– состояние, которое предполагает согласие индивидов с целями общества и применением законных способов их достижения.

Корреляционный анализ– количественное изучение статистических связей между признаками социальных объектов.

Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определенное знание другой.

Коэффициент корреляции– мера плотности корреляционной связи. Связь более плотная, когда каждому значению одного признака соответствуют различные, но близкие значения другого признака, то есть тесно располагаются около своей средней величины.

Культура– система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, которые связаны общностью определенного образа жизни.

Культура массовая– форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики без учета региональных, религиозных или классовых субкультур.

Культура элитарная – форма культуры, включающая изящные искусства, музыку, литературу и предназначенная для высших слоев общества.

Культурная диффузия– распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.

Культурный релятивизм– убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей и в ее собственном контексте.

Легитимность – признание членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.

Личность авторитарная– совокупность черт личности, которая стремится проецировать чувство собственной неполноценности и слабости на членов другой группы и проявляет враждебность к этой группе.

Лоббизм– система организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление на государственных чиновников (вплоть до подкупа) с целью принятия решений в интересах представляемых ими организаций.

Лонгитюдные исследования – вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами.

Макросоциология– область социологического знания, связанная с крупными моделями социальных структур.

Макроуровень социологического исследования– сосредоточение внимания на крупномасштабных социальных структурах и институтах.

Маргинальность – понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения индивида между какими-либо социальными группами.

Менталитет– глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность готовых установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир особым образом.

Метод– систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации. В эго основе лежат определенные регулятивные принципы познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандартные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность знания. Принято различать всеобщие и конкретно-научные методы.

Методология исследования– стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области.

Микросоциология– область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.

Микроуровень социологического исследования– сосредоточение внимания на мельчайших элементах межличностного общения.

Мобильность вертикальная– изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Мобильность горизонтальная– изменение положения, которое не приводит к повышению социального статуса.

Мобильность индивидуальная – изменение положения индивида в системе социальной стратификации.

Мобильность интеграционная– переход профессионального статуса от родителей к детям.

Мобильность коллективная(групповая)– изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Наблюдение– метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Наука– социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.

Неравенство– положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Номинализм– направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида.

Норма социальная– средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми.

Обмена теория– концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.

Обработка данных– совокупность операций и процедур анализа первичной социологической информации.

Образование– институционализированный (формальный) процесс, на основе которого ценности, умение и значения передаются от одного человека, группы, сообщества другим.

Общественное движение – организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют социальным изменениям.

Общество– объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность.

Община– совокупность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды деятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей.

Обычаи– менее важные социальные нормы. Нарушение их влечет за собой мягкое наказание или вообще не наказывается.

Опрос социологический– метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной социальной группе.

Организация– крупная вторичная группа, образуемая для достижения определенных целей.

Отношения социальные– отношения между людьми и группами людей, занимающими различное положение в обществе.

Отчуждение в сфере труда– состояние работников, которое заключается в чувстве бессилия, в ощущении, что труд не имеет смысла, в психологической невключенности в свою работу.

Панельное исследование– способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Парадигма– единая система теоретических воздействий, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.

Переменная– в эксперименте или исследовании признак, который может принимать различные значения (например, пол, возраст, общественный класс, доход, род занятий).

Переменная зависимая– переменная, которую следует объяснить с помощью эксперимента или иным способом (например, в массовых обследованиях).

Переменная независимая– в эксперименте или массовом исследовании переменная, которая объясняет или вызывает изменения в изучаемом явлении.

Пилотажное исследование– пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.

Плотность населения– число жителей на квадратный километр.

Поведение коллективное– относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию.

Повторное исследование– долговременное изучение некоторого объекта по единой программе.

Политическая социализация– процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичные для данной общности.

Политическое устройство– совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность внутри общества.

Проблема исследования– вопросительная ситуация, связанная с противоречием между социальной действительностью и ее теоретическим представлением и требующая для того, чтобы ее познать и разрешить, использования социальных методов, процедур и приемов использования.

Проблема социальная– социальное противоречие, осознаваемое как значимое для них несоответствия между существующим и должным.

Программа исследования– изложение его цели, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Процесс социальный– последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Прибавочная стоимость– разница между общей стоимостью и стоимостью сырья, средств производства, рабочей силы (себестоимостью).

Разделение труда– дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития.

Ранжирование– способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место последовательности величин (так называемый ранг), определяемый при помощи порядковой шкалы.

Рационализация– переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

Рационально-легитимное господство– власть, основанная на убеждении в правильности и необходимости узаконенных норм.

Религия– система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Ресоциализация– процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Репрезентативность– свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой погрешностью можно отождествить установки на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков их действительным распределениям генеральной совокупности.

Респондент– лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Ритуал– образцы поведения по отношению к священному и сверхъестественному.

Родство– совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как кровные узы, брак и правовые нормы (усыновление, опекунство и т. п.).

Ролевая напряженность– ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования.

Ролевая система– совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

Ролевой конфликт– ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Роль– поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Роль возрастная– совокупность ожиданий, связанных с возрастом.

Санкции– социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Санкции негативные– наказание, препятствующие поведению, которое не соответствует культурным нормам.

Санкции позитивные– поощрение за соблюдение норм.

Семья– основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

Семья нуклеарная– семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении.

Семья расширенная– семейная структура, включающая помимо нуклеарной семьи (супруги и дети) других родственников, например старших родителей, их сестер и братьев, внуков, двоюродных родственников.

Символ– понятие, действие или предмет, заменяющие другое понятие, действие или предмет и выражающие его смысл.

Социализация– способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Социальная дезорганизация– условие в обществе, при котором культурные ценности, нормы и общественные отношения отсутствуют, слабы или противоречивы.

Социальная интеракция– процесс, в котором люди действуют и взаимодействуют друг с другом.

Социальная реальность(социальный мир)– создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности. Основной общественный показатель – культура общества.

Социальное – свойство, имманентно (внутренне) присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

Социальный институт– совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Социальный контроль– совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемые в целях их осуществления. В изучении девиации – усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправления.

Социометрия– изучение структуры межличностных отношений в малых группах.

Среда социальная– совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Средний класс– социальная группа, занимающая промежуточное положение между основными общностями (группами) общества.

Статус возрастной– социальное положение, приписываемое индивиду на основе возраста.

Статус достигнутый– статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям.

Статус основной– статус, определяющий общественное положение человека.

Статус приписанный(предписанный)– статус, унаследованный от рождения, прирожденный.

Статус социальный– позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями.

Стратификация– порядок, согласно которому неравенство, по-видимому, с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества.

Стратификация возрастная– система, в которой разные возрастные группы в обществе неодинаково вознаграждаются.

Структура социальная– устойчивая связь элементов в социальной системе; эта совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев, групп и т. д.

Субкультура– система норм ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества.

Суперэго – согласно З. Фрейду, структура «Я», выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки.

Теория– утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных исходных положений и гипотез.

Тест– метод измерения и оценки социально-психологических качеств индивида.

Техника социологического исследования– совокупность организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.

Типологизация– способ выявления сходства и различия множества социальных объектов, поиск критериев их классификации.

Толпа– относительно большое число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Тоталитарное государство– государство, лидеры которого стремятся к полному контролю над страной и народом. Для таких государств обычно характерны следующие особенности: насаждение определенной идеологии, однопартийная система, применение террора, контроль над средствами массовой информации, контроль над оружием и централизованное управление экономикой

Точечное исследование(разовое)– сбор информации о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения.

Факт социальный– единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.

Харизма– свойства некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их сверхчеловеческие способности.

Харизматическая власть– власть, основанная на преданности лидеру, которому приписывают некие высшие, почти мистические свойства.

Ценности– разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремится, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).

Церковь– религиозная организация, действующая в обществе и имеющая с ним тесную связь.

Цивилизация– ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Шкала – измерительная часть инструмента для оценки социологической информации.

Эгалитаризм– концепция всеобщего равенства, получившая широкое распространение, начиная с эпохи буржуазных революций; исторически сложились две основные концепции эгалитаризма – как равенство возможностей и как равенство результатов.

Эго– по З. Фрейду, составляющая часть личности, выступающая посредником между Суперэго и Ид. Контролирует поведение человека и помогает индивиду ориентироваться в окружающем мире.

Эксперимент– способ получения данных, при котором переменные контролируются для установления причинно-следственной связи.

Этнометодология– изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которые регулируют взаимодействия между людьми.

Этноцентризм– тенденция оценивать другие культуры на основе собственной; вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими группами.

Язык– система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения.

 

VII. ПЕРСОНАЛИИ

1. Августин Блаженный, (354430)

Христианский теолог и церковный деятель. Родоначальник христианской философии истории. «Земному граду» – государству противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» – церковь. Развил учение о благодати и предопределении. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности.

 

Альтюссер, Луи, (р. 1918)

Французский философ-марксист. Основные труды по истории философии, теории познания, диалектике и историческому материализму. Взгляды Альтюссера близки к идеям структурализма.

 

3. Аристотель, (384322 до н. э.)

Древнегреческий философ и ученый. Считал, что человек – существо общественное. Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, «полития» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия.

 

4. Арон, Раймон, (19051983)

Французский социолог, философ и публицист, профессор Сорбонны. Один из создателей теории единого индустриального общества.

 

5. Бакунин Михаил Александрович, (18141876)

Русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с которыми человек осуществляет трудовую деятельность. Цель и критерий прогресса рассматривал как постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе.

 

Белл, Даниел, (р. 1919)

Американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. Разработанная им концепция постиндустриального общества выдвинула его вряд ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную. Д. Белл – один из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма.

 

7. Берджесс, Эрнест, (18861966)

Ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализация личности, семьи и общины. Широко известна его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.