Стандарт благосостояния. Бедность. Социальная защищенность населения. Для характеристики уровня благосостояния используется довольно много показателей. В первую очередь используется Международный индикатор развития человеческого потенциала. Он включает: 1) ожидаемую продолжительность жизни; 2) уровень образования населения; 3) ВВП (реальный объем) на душу населения. Данный показатель является результирующей трех индикаторов и не может превышать единицу.
В целом благосостояние оценивают по 7 группам показателей.
1. Уровень жизни: децильный коэффициент дифференциации доходов; структура доходов и расходов; порог бедности.
2. Минимальные государственные стандарты: прожиточный минимум, минимальная заработная плата, минимальный уровень пенсии.
3. Социалыю-демографические показатели: продолжительность жизни; динамика заболеваемости, рождения и смертности.
4. Показатели экономической активности: уровень занятости; миграция трудовых ресурсов.
5. Показатели социальной напряженности: забастовки, преступность, коррупция.
6. Показатели развития социальной сферы: образование, здравоохранение, платные и бесплатные услуги, льготы, трансферты.
7.Экологическая безопасность: доля расходов па экологию и ВВП. Рассмотрим некоторые из вышеприведенных показателен более подробно. Прожиточный минимум стоимость натурального набора продуктов, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также непродовольственных товаров и услуг, величина налогов и обязательных платежей (например, коммунальные услуги). Социальный прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет)-доход, который, помимо затрат па удовлетворение физиологических потребностей, включает расходы па удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развития чанной страны. Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения потребностей человека. Существует ряд рациональных потребительских бюджетов: для средней семьи, для пенсионеров и т.д. Их величина и состав являются дискуссионными.
Прожиточный минимум является индикатором, определяющим абсолютную черту бедности. Если доходы ниже этого порога, то семья или индивид является бедным. Бедность экономическое состояние, при котором определенные слои населения не имеют минимальных (по нормам данного общества) средств к существованию. Формы бедности могут быть следующими: временная, застойная и нищета.
Но уровню материальной обеспеченности выделяют следующие группы населения:
- бедные. Доход на душу населения меньше или равен величине прожиточного минимума;
- малообеспеченные. Доход на душу населения превышает прожиточный минимум, но не превышает величины минимального потребительского бюджета;
обеспеченные. Доход на душу населения меньше рационального потребительского бюджета, но больше минимального;
- богатые. Доход на душу населения - больше рационального по требительского бюджета.
Политика по социальной защите населения строится дифференцированно в зависимости:
- от возраста: дети, учащиеся, студенты, работающие, пенсионеры;
- социального положения: наемные работники, предприниматели и безработные;
- условий труда: тяжесть, вредность;
- доходов: малообеспеченные слои, лица с фиксированным доходом, безработные.
В полной мерс обеспечить социальную защиту всех нуждающихся очень сложно во всех обществах. Социологи дают такой рецепт: "11омо-гать только тем, кто не способен помочь сам себе". Социальную поддержку государство должно обеспечить социально незащищенным (Уяз~ вимым) слоям.
Социальная защита включает систему мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т.д. Доля расходов на социальную защиту зависит от возможностей -жопомики. В широком смысле социально незащищенными считаются люди с низкими доходами, не превышающими прожиточный минимум.
Существуют разные системы финансирования социальных программ. В странах с социально ориентированной жопомшеой в осуществлении социальных программ участвуют государство, работодатель и получатель помощи. В принципе могут быть три системы государственного обеспечения: I) социальное страхование; 2) государственное все-иомощестиование; 3) "система универсального обеспечения".
Синтез рыночных отношений и государственного регулирования в социальной сфере проявляется в форме различных типов смешанных экономик, или социальных государств. Основное отличие их друг от друга заключается в типе системы социального страхования, гарантирующей гражданам защиту от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка или расходами па восстановление здоровья. Как правило, здесь выделяется четыре модели:
шведская равноправная и универсальная, с масштабными трансфертными выплатами и широко развитой сетью социальных услуг, которые финансируются из общих налоговых средств; а
английская также универсальная, которая финансируется из общих налоговых средств, но нацелена только на предоставление резко ограниченного набора услуг для непосредственного преодоления бедности;
немецкая и континентальная модель обширная, но разделенпая по категориям, направленная па гарантирование статуса различных профессиональных групп система с преобладанием финансирования за счет взносов;
резидуальная (США, Швейцария) ограниченная и регионально варьируемая модель страхования определенных социальных категорий, которая финансируется за счет взносов и только как дополнение к пей функционирует частное попечительство. Следует также отметить, что шведскую и немецкую модели смешанной экономики иногда характеризуют как экологически и социально ориентированное рыночное хозяйство.
В России при реформировании системы социального страхования особое внимание должно быть уделено повышению обоснованности тарифов страховых взносов, дифференциации тарифов в зависимости от уровня профессиональных и социальных рисков, а также диверсификации источников социальной помощи и адресности этой помощи. В то же время, при всей необходимости отмены ряда льгот и субсидий, следует весьма осторожно отнестись к данной проблеме. Необходимость такой осторожности вызвана следующим обстоятельством: невысокий уровень жизни населения страны может привести к тому, что наиболее ощутимо пострадает и без того немногочисленный средний класс и слои, близкие к нему. Это вызвано тем, что в повой системе семья по уровню среднедушевого дохода не может рассчитывать на адресные выплаты, но именно прежние льготы позволяли ей находиться выше прожиточного минимума, а не на его границе.
|