Органы предварительного следствия Республики Беларусь, их система, организация и компетенция. В соответствии с п. 21 ст. 6 УПК органами предв. сл. явл. – СК РБ и следственные подразделения органов гос. без-сти.
Следователь – это должн. лицо СК РБ, органов гос. без-сти, осущ. в пределах своей компетенции предв. сл..
СК РБ – гос. централизованный, военизированный правоохранительный орган и орган предв. сл., подчиненный Президенту РБ и осущ. в соотв. с зак.ми актами полномочия в сфере досудебного угол. производства.
Деятельность СК основывается на принципах:
- законности; - соблюдения интересов государства, защиты прав и законных интересов граждан; - открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ства о защите прав и зак. интересов граждан, о гос. секретах и иной охраняемой зак-ми актами тайне; - единства системы СК и централизации управления;
- независимости от деятельности др. гос. органов, полит. партий, др. общ. объединений и иных организаций.
Осн. задачами СК являются:
* всестороннее, полное, объективное и оперативное рассл. преступлений в соотв. с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным зак-вом;
* защита прав и зак. интересов граждан, соблюдение законности при проверке, рассмотрении заяв-ий и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предв. сл.;
* определение осн. направлений совершенствования следственной работы и их реализация, внедрение в практику достижений науки и техники, полож. опыта, прогрессивных форм и методов организации предв. сл.;
* руководство подчиненными органами предв. сл., осущ. процессуального контроля за их деятельностью;
* выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
* участие в пределах своей компетенции в реализации гос. угол. политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной дея-сти;
*осущ. в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного угол. производства.
СК в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осущ. сл. функции:
1. организует и осущ. проверку заяв-ий и сообщений о преступлениях, предв. сл. по угол. делам;
2. принимает меры по обеспеч. защиты прав и зак. интересов граждан, соблюд. законности при проверке, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предв. сл.;
3. обеспеч. руководство подчиненными органами предв. сл., осущ. процес. контроль за их деят-стью и деят-стью центр. аппарата СК;
4. осуществляет мероприятия по поддержанию на надлежащем уровне качества предварительного следствия, организует контроль за их реализацией, определяет критерии оценки эффективности следственной работы.
5. принимает меры по выявлению нарушений закона, причин и условий, способств. соверш. преступлений, а также по их устранению;
6. разраб. предложения по совер-нию правового регулирования в сфере правоохранительной деят-сти и в устан. порядке вносит их на рассмотрение Президента РБ, Совета Министров РБ, в другие гос. органы;
7. принимает норм. правовые акты, участвует в подготовке проектов зак-ных и др. норм. правовых актов, в разработке и реализации государственных программ в сфере обеспеч. нац. без-сти;
8. принимает меры по внедрению в практику достижений науки и техники, положительного опыта;
9. осущ. международное сотрудничество;
18. рассм. в соотв. с зак-вом обращения граждан, в том числе ИП, и юр. лиц, а также организует личный прием сотрудниками СК граждан, в том числе ИП, и представителей юр. лиц;
20. разрабатывает порядок материально-технического обеспечения СК, нормы снабжения сотрудников СК предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;
Структуру СК РБ составляют:
1. Центральный аппарат СК;
2. управления СК по областям и г. Минску;
3. районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы СК.
Центральный аппарат СК представлен следующими должностными лицами:
1) председатель СК;
2) первый заместитель председателя СК (курирует Главное управление организации и обеспечения расследования преступлений и Главное управление по расследованию преступлений в сфере организационной преступности и коррупции;
3) заместитель председателя СК (курирует Главное следственное управление;
4) заместитель председателя СК (курирует Главное управление процессуального контроля);
5) заместитель председателя СК (курирует Главное управление финансового и тылового обеспечения).
Кроме того, в структуре центрального аппарата СК имеются:
- управление кадров и идеологической работы;
- управление собственной безопасности;
- контрольно-ревизионный отдел;
- отдел информации и связи с общественностью;
- управление режимно-секретной деятельности и делопроизводства.
Организация деятельности СК:
СК возглавляет Председатель СК, кот. назнач. на должность и освобождается от должности Президентом РБ и несет персональную отв-сть за вып. задач, возложенных на СК.
Прохождение службы включает прием на службу, назначение на должность, присвоение спец.звания, аттестацию, увольнение со службы, а также др. обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют служебно-правовое положение сотрудников.
Граждане РБ, впервые принятые на службу, приносят Присягу, текст которой утверждается Президентом РБ.
Порядок принесения Присяги опред. Председателем СК.
В СК устанавливаются должности ряд. и нач.о (младшего, среднего, старшего и высшего) состава.
Перечень должностей высшего нач. состава СК и соотв. им спец. званий утв. Президентом РБ.
Предельная численность должностей в СК, которым соответствует специальное звание полковника юстиции, определяется Президентом РБ.
Сотрудники имеют форму одежды СК и знаки различия по спец. званиям, утв. Президентом РБ, а также служебное удостоверение, жетон с личным номером и идентификационную карту сотрудника, образцы которых устан. Председателем СК.
На сотрудников оформляются личные дела в порядке, определяемом Председателем СК.
Председатель СК непосредственно подчиняется Президенту РБ.
Председатель СК имеет четырех заместителей, в том числе одного первого. Заместители Председателя СК, а также начальники управлений СК по областям и г. Минску назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом РБ.
Штатное расписание СК утв. его Председателем в пределах штатной численности СК, устан. Президентом РБ.
Для рассмотрения осн. вопросов следственной работы в СК создается коллегия в составе Председателя СК (председатель коллегии), Заместителя Гос. секретаря Совета Безопасности РБ, заместителей Председателя СК, иных должностных лиц СК. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом РБ по представлению Председателя СК.
Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. В отсутствие Председателя СК заседание коллегии проводится его первым заместителем.
Заседание коллегии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов коллегии.
Решения коллегии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются постановлениями коллегии. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Органы государственной безопасности явл. составной частью системы обеспечения нац. безопасности РБ и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Органы гос. без-сти образуют единую централизованную систему, в которую входят:
Комитет гос. безопасности РБ;
управления Комитета гос. безопасности РБ по областям (территориальные органы);
управление военной контрразведки Комитета гос. безопасности РБ.
Органы гос. безопасности имеют в своем подчинении учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения.
В центральном аппарате Комитета гос. безопасности имеется следственное управление. Штатные должности следователей имеются в управлениях КГБ по областям и г. Минску, а также в межрайонных отделах.
Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляет Конституция Республики Беларусь, УПК и другие акты зак-ства РБ.
Деятельность органов гос. безопасности осущ. также в соотв. с международными договорами РБ.
Деятельность органов гос.безопасности осущ. на принципах:
- законности;
- уважения и соблюдения прав и свобод личности;
- гуманизма;
- единства системы органов государственной безопасности и централизации управления ими;
- сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
- независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
Среди основных задач органов государственной безопасности следует отметить:
1. защиту независимости и территориальной целостности РБ, обеспечение нац. безопасности РБ в пол., экон., военно-страт., научно-техн., информ., гуманит. и эколог. сферах;
2. разработку и осуществление мероприятий по оказанию содействия гос. органам и иным организациям в реализации мер по полит., соц.-эконом. развитию и научно-техн. прогрессу РБ;
3.организацию и осущ. в пределах своей компетенции внешней разведки; предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деятельности спец. служб и организаций ин. гос-тв, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности РБ;
4.борьбу в пределах своей компетенции с террористической и иной экстремистской деятельностью, организованной преступностью и коррупцией, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля;
5. предупреждение, выявление, пресечение преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности и др.
В процессе борьбы с преступностью органы государственной безопасности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предупреждение, выявление, пресечение террористической и иной экстремистской деятельности, организованной преступности и коррупции, контрабанды, незаконной миграции, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля, других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности.
|