Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Органы дознания, их система, организация и компетенция.

Орган дознания подразумевается соответствующий орган, обладающий уголовно-процессуальной компетенцией, осуществление дознания (уголовно-процессуальной деятельности) для которого является единственной формой реализации своей компетенции, поэтому предлагает заменить существующее название «орган дознания» словосочетанием «орган, наделенный правом производства дознания

Деятельность органов дознания по уголовным делам, , – это нач. этап предварительного расследования, который предшествует предварительному следствию. При наличии признаков преступления, орган дознания либо передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки в подразделение предварительного следствия, либо возбуждает уголовное дело и осуществляет дознание, т.е. начинает производство предварительного расследования.

В соответствии с ч. 1 ст. 186 УПК по возб. угол. делу лицо, производящее дознание, вправе произвести сл. неотложные следст. и др. процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления:

1) осмотр,

2) обыск,

3) выемку,

4) наложение ареста на имущество,

5) наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления,

6) прослушивание и запись переговоров,

7) предъявление для опознания,

8) освидетельствование,

9) задержание,

10) применение меры пресечения,

11) допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей,

12) получение образцов для сравнительного исследования,

13) назначение экспертиз.

Указанный перечень является исчерпывающим. По выполнении неотложных следст. и др. процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня ВУД орган дознания обязан передать дело следователю. Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц. Заместители нач-ка органа дознания обладают правами и несут обязанности, предусмотренные ст.38 УПК.



Начальник органа дознания обязан:

а) организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;

б) обеспечить полное и качественное производство неотложных следственных действий и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам до передачи их следователю, а также выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора;

в) осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.

Ответственность за деятельность лица, производящего дознание, несет начальник органа дознания, что, конечно, не освобождает от ответственности и лицо, производящее дознание.

Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения - по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;

6) таможенные органы - по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 224 – 227, 233 – 235, 237 – 245, 247 и 2611Уголовного кодекса Республики Беларусь;

8) органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Компетенция начальника органа дознания и лица, производящего дознание, предопределяет характер и степень их участия в уголовно-процессуальной деятельности.

На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Статус следователя.

Следователь – это должностное лицо СК РБ, органов гос. безопасности, осущ. в пределах своей компетенции предв. сл.(ч. 1 ст. 36 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности следователи выполняют единую процессуальную функцию – рассл. преступлений с собл. требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность (ст.18 УПК).

Следователь обязан осуществлять угол. пресл-ние лица, в отн. кот. собраны дост. док-ва, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве подозр-го, обв-ого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Кроме этого, следователь обязан принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц (ст.10, ч.2 ст.36 УПК).

Следователь при производстве предв. сл. процессуально самостоятелен. Все решения о производстве следственных и других процес. действий следователь принимает сам-но, за исключением случаев, когда законом предусм. получение санкций прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

Полномочия следователя закреплены в ст.36 УПК (конкретизированы в других статьях УПК).

Мат., пенс., соц. и иное обеспечение сотрудников СК, имеющих специальные звания, и членов их семей осущ. в порядке и на условиях, устан. зак-вом для лиц начальствующего и рядового состава органов вн. дел и членов их семей, если иное не предусм. Указом Президента № 409 от 12 сентября 2011 г. и иными зак-ми актами.

Финансирование СК осущ-тся за счет средств респ. бюджета и иных источников, предусм. зак-вом.

На сотрудников СК, имеющих спец. звания, распространяются размеры выплат денежного довольствия (кроме должностных окладов) и условия оплаты труда, устан. зак-вом для лиц начальствующего и рядового состава ОВД. Должностной оклад Председателя СК соответствует должностному окладу Министра внутренних дел. Должностные оклады сотрудников СК, имеющих спец. звания и занимающих должности следователей, устан. в соотв. с зак-вом на уровне должностных окладов, которые до вступления в силу настоящего Указа Президента № 409 от 12 сентября 2011 г. были установлены для прокурорских работников следственного аппарата органов прокуратуры.

Стаж службы в качестве прокурорского работника, выслуга лет на военной службе, службе в ОВД, органах финансовых расследований засчитываются лицам, назначенным на должности в СК, в выслугу лет в СК.

Сотрудники СК, имеющие спец. звания, обеспечиваются в установленном порядке формой одежды и знаками различия, утверждаемыми Президентом РБ. Им выдаются служ. удостоверения, образцы кот. Устан. Председателем СК. До обеспечения формой одежды и знаками различия допускается ношение данными сотрудниками формы одежды и знаков различия соответственно пр-их раб-ов, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, а также военной формы одежды и знаков различия по воинским званиям.

Сотрудники СК, имеющие спец. звания, имеют право на хранение, ношение боевого, служебного оружия, а также на использ. и применение его в случаях и порядке, устан. Зак-ными актами.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.