Юридическая служба государственной организации, предприятия (объединения). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г №2070 «О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб» утверждены Типовое положение о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа и Примерное положение о юридической службе государственной организации. Постановление №2070 вступило в силу 27 января 2009 года.
Под юр. службой понимается структурное подразделение (управление, отдел, бюро, сектор, группа) или должность главного юрисконсульта, создаваемая (учреждаемая) в целях правового обеспечения функционирования государственного органа и соблюдения законности его деятельности.
В республиканском органе гос. управления подчиненном Правительству РБ, организуется юр. служба в виде самост. структурного подразделения.
В департаментах республиканских органов государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах организуется юр. служба в виде структурного подразделения или должности главного юрисконсульта.
Юр. служба гос. органа комплектуется из числа работников, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по специальности, установленной законодательством.
В своей деятельности юридическая служба государственного органа руководствуется Конституцией РБ, иными законодательными актами и Типовым положением.
Задачами юридической службы государственного органа являются:
1.содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности государственного органа и его должностных лиц;
2.осуществление контроля за соответствием законодательству и международным договорам, участником которых является Республики Беларусь, проектов нормативных правовых и иных правовых актов, разработанных самим государственным органом, представляемых на подпись руководству государственного органа;
3.непосредственное участие в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов в соответствии с компетенцией государственного органа;
4.правовое консультирование должностных лиц и структурных подразделений государственного органа по основным направлениям его деятельности;
5.ведение учета нормативных правовых актов, принятых (изданных) самим государственным органом, участие в формировании в Республике Беларусь единого эталонного банка данных правовой информации;
6.представление интересов государственного органа в судах и иных государственных органах по правовым вопросам.
Юр. служба гос. органа, образованная в виде структурного подразделения, возглавляется руководителем. Руководитель юр. службы осуществляет руководство деятельностью юр. службы и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение функций юридической службы. Он распределяет обязанности между работниками, вносит в установленном порядке предложения о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему лиц.
Проекты нормативных и иных правовых актов, разработанных самим государственным органом, до представления руководству государственного органа на подпись должны быть завизированы руководителем юридической службы государственного органа, главным юрисконсультом.
В случае несоответствия законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемые на подпись руководству гос. органа, руководитель юр. службы, главный юрисконсульт визирует проект с замечаниями, которые прилагаются к проекту. В этой связи руководитель юр. службы, главный юрисконсульт несут ответственность за соответствие законодательству визируемых ими проектов нормативных и иных правовых актов, разработанных самим государственным органом, представляемых на подпись руководству государственного органа, и данных ими юридических заключений, а равно ответственность за соответствие законодательству данных им заключений и консультаций.
При обнаружении нарушения законности в деятельности государственного органа и его должностных лиц руководитель юридической службы государственного органа, главный юрисконсульт обязаны незамедлительно доложить руководству государственного органа и предложить меры по устранению таких нарушений.
Всякое незаконное воздействие на руководителя и работников юридической службы государственного органа или преследование за выполнение ими своих обязанностей, предусмотренных Типовым положением должно безотлагательно пресекаться руководством государственного органа, а виновные лица – привлекаться к ответственности, установленной законодательством.
Государственный орган обязан обеспечивать юридическую службу гос. органа необходимыми нормативными материалами, а также необходимой юридической литературой.
.
Понятие территориальной компетенции связано с местом осуществления нотариального действия.
Предметная компетенция. Предметная компетенция нотариата непосредственно связана с содержанием и юридической значимостью нотариальных действий, с профессиональной подготовкой должностных лиц, совершающих нотариальные действия.
Статья 48 (Нотариальные действия, совершаемые нотариусами) дает перечень нотариальных действий совершаемых нотариусами. Так, нотариусы
1.удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и др.);
2.принимают меры по охране наследства и управлению им;
3.выдают свидетельства о праве на наследство;
4.выдают свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака;
5.свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
6.свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
7.свидетельствуют подлинность подписи на документах;
8.удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
9.удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
10.удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
11.удостоверяют время предъявления документов;
12.передают заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;
13.принимают в депозит деньги и ценные бумаги;
14.совершают исполнительные надписи;
15.совершают протесты векселей;
16.предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
17.принимают на хранение документы;
18.совершают иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством РБ.
Уполномоченные должностные лица вправе совершают следующие нотариальные действия:
1.удостоверяют завещания;
2.удостоверяют доверенности;
3.принимают меры по охране наследства или управлению им по поручению нотариуса;
4.удостоверяют согласия;
5.свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
6.свидетельствуют подлинность подписи на документах;
7.выдают дубликаты нотариально удостоверенных документов, хранящихся в делах местного исполнительного и распорядительного органа.
Однако, уполномоченные должностные лица не имеют права оформлять документы, предназначенные для действия за пределами РБ.
Так, должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений РБ вправе совершать следующие нотариальные действия:
1.удостоверяют сделки;
2.принимают меры по охране наследства или управлению им по поручению нотариуса;
3.выдают свидетельства о праве на наследство;
4.выдают свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака;
5.свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
6.свидетельствуют подлинность подписи на документах;
7.свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
8.удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
9.удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
10.удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
11.удостоверяют время предъявления документов;
12.принимают в депозит деньги и ценные бумаги;
13.совершают исполнительные надписи;
14.принимают на хранение документы;
15.обеспечивают доказательства;
16.совершают морские протесты.
Принципы нотариальной деятельности – это основные исходные положения, лежащие в организационной основе деятельности нотариата и осуществляемой им деятельности.
К основным принципам нотариальной деятельности относятся:
•принцип законности при осуществлении нотариальной деятельности;
•принцип беспристрастности при осуществлении нотариальной деятельности;
•принцип независимости при осуществлении нотариальной деятельности;
•принцип тайны нотариального действия;
•возмездность осуществления нотариальных действий
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Принцип законности означает, прежде всего, сознательное, творческое, точное, единообразное исполнение законов, осуществление нотариусами таких действий, которые не противоречили бы законам.
Нотариусы в своей деятельности обязаны точно и неукоснительно следовать предписаниям норм законодательства.
Принцип беспристрастности. Содержание этого принципа в том, что нотариальная деятельность в РБ должна осуществляться на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Принцип независимости при осуществлении нотариальной деятельности состоит в том, что в своей деятельности нотариусы, уполномоченные должностные лица независимы и подчиняются только требованиям законодательства Республики Беларусь.
Принцип тайны нотариального действий. Суть этого принципа в запрете разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о нотариате.
Принцип возмездности совершения нотариальных действий
Государственные нотариусы за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, взимают с граждан и юридических лиц плату согласно тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
За совершение нотариальных действий нотариусы взимают с граждан и юридических лиц государственную пошлину, ставки которой устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
|