Обратная связь
|
Контроль качества устройства а/б слоев оснований и покрытий. При приготовлении а/б смеси контрол.:
- качество всех компонентов, температурный режим. подготовки битума, температ. нагрева мин материалов, температ готовой смеси и качество.
Перед началом устройст. аб конструкц. слоев, а так же в процессе работы проверяют плотность и чистоту поверх. нижележ. слоев, а в случи использ. бортовых камней контрол. правильность их установки. В каждом авто прибывающ. к месту укладки контрол. температ. горячей а/б смеси и если она ниже треб. смесь бракуют. В процессе укладки толщину улож. слоя контрол. метал. щупом с делениями, а попереч. и продн. уклон через 100 м универс. 3х метровой рейкой. Особое внимание следует уделять контролю качества устройства прод и попер сопряжений.
В процессе уплотн. контрол. Соблюдение заданного режима уплотн. смеси, ровность, попереч. и продол. уклоны (рейкой). Для оператив. контрол. плотности а/б слоев использ. экспресс методы (радиозотопный, акустический). В первый период формир. покрытий из холодных а/б смесей следят за правильн. регулир. движ. авто. Контроль качества смеси и плотн. слоя осущ. на пробах отобранных из конструк. слоев. При примен. горяч. а/б смесей через 1-3 сут, холодного 15-30сут после устройства и открытия по нему движ. Керны или вырубки отбирают из середины полосы движения из мест, находящихся на расстоянии не менее 1м от края покрытия, а так же на участках, расположенных непосредственной близости от сопряжений с каждых 7000м2 отбирают 3 пробы. При отборе измер. толщ. слоев покрытия и визуально оценивают прочность сцепления их между собой из основания. Качество смеси установл. по показ. свойств образцов переформир. из проб. Степень уплотн. констр. слоев оценев. коэфф. уплотн. опред. с соотв. с гост. Коэфф. уплот. не ниже 0,99- плотн. а/б из горяч смесей АБ, не ниже 0,98 типов ВГД, пористого и высокопорист. А,Б, не ниже 0,96- холодные. Купл=гамма Керны/гамма переформ-х образцов.
Метод амплитуд.
Прописан в СНиП. Сдаваемый участок определяется его длина в однополосном исчислении суммарная длина захваток должна составлять не менее 10% длины сдаваемого участка в однополосном исчислении. Предварительная оценка ровности поверхности производится с помощью приборов типа ПКРС определяются участки с наихудшей ровностью. Длина одного участка измеряется методом амплитуд 400м, причем в ГОСТе 300-400м в СНиП -400м.
В местах установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии находящейся на расстоянии 0,5-1м от кромки покрытия. Места установки должны быть обозначены метками, шаг меток 5 +- 0,2м.
По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения δhi этих точек (кроме первой и последней на участках измерения) от прямой линии, проходящей через предыдущую hi-1 и последующую hi+1 по формуле: δhi=( hi-1+ hi+1)/2-hi
δhi – должно стремиться к нулю.
Общее число полученных величин δhi следует принимать за 100%.
Категория а/д
| Значения амплитуд в мм при использовании комплектов машин
| Без автомат системы задания вертикальных отметок
| С автомат системы задания вертикальных отметок
| Расстояние между точками в м
|
|
|
|
|
|
| I,II,III
|
|
|
|
|
|
| При этом 90% определений должно быть указаны в табл, не должны превышать значений в табл, остальные 10% не должны превышать эти значения более чем в 1,5раза.
Поверхностная обработка.
Широко примен. при строит. защитн. слоев и слоев износа. Поверх. обработ. может быть одиночной, двойной, тройной.
Сларассил- технология.
При устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых, изверженных и метаморфических горных пород фракций 5-10, 10-15, 15-20мм с преимущественно кубовидной формы зерен. Щебень должен быть чистым не содерж. пыли и глины, может примен. в чистом виде или обработ. битумом черный щебень.Применяются битумы БНД60/90,90/130, 130/200. БНД должен выдерж. испыт. на сцепление со щебнем, который будет примен. для устройст. поверх. обработ.
При неудовл. сцеплении бит. со щебнем след примен. добавки соотв. ПАВ(увел. адгезию) и производ. предварит. обработку щебня битумом.
Размер щебня, мм
| Норма расхода
| Щебня (м3/100м2)
| Битума (л/м2)
| Битумной эмульсии (л/м2) при концентрации
| 60%
| 50%
| Одиночная поверхностная обработка
| 5-10
| 0,9-1,1
| 0,7-1,0
| 1,3-1,5
| 1,5-1,8
| 10-15
| 1,1-1,2
| 0,9-1,0
| 1,5-1,7
| 1,8-2,0
| 15-20
| 1,2-1,4
| 1,0-1,3
| 1,7-2,0
| 2,0-2,4
| Двойная поверхностная обработка
| 15-20
| 1 россыпь
1,1-1,3
| 1 розлив
0,9-1,1
| 1,5-1,8
| 1,8-2,2
| 5-10
| 2 россыпь
0,7-1,0
| 2розлив
0,7-1,0
| 1,3-1,5
| 1,5-1,8
| При примен. черного щебня нормы расхода вяж. необход. снижать на 20-25%.
Работы по устройст. поверх. обработ. след. производ. по чистой незапыленной обработ. поверхности, сухой при примен. бит., увлажненной при бит. эмульсии, температ. розлива бит. 60/90 90/130 -1300-1600, 130/200- 1000-1300.
Щебень след. распред. механизир. способом сразу после розлива битума слоем в 1 щебенку и укладывать катком за 4-5 проходов по одному следу.
В течении первых 2-3 сут. Во времы эксплуатации необход. огранич. скорость движ. Авто до 40 км/ч и регулир. по ширине проезж. части. Незакрепл. щебень должен быть удален с покрытия.
При устройст поверхностной обработки с использованием бит. эмульс. следует примен. катионные эмульсии ЭБК 1-2, и анионные ЭБА 1-2. Эмульс. должна выдерж. испыт. на сцепление пленки вяж. с щебнем.
При устройстве поверхностной обработки с применением катионных эмульсий следует использовать щебень необработанный орган вяжущим, при использовании анионных эмульсий – преимущественно черный щебень.
Поверхностную обработку следует производ. в порядке:
- розлив бит. эмульс. по покрытию 30% от нормы
- распред. щебня 70%
- розлив 70% эмульсии
- распред. 30% щебня
- укатка.
При температ <200 следует примен. эмульс. с концентр. бит. 55-60% предворит. подогретых до 400-500, при темпер >200 подогревать эмульсию не следует, а концентр. бит. 50%.
Укатку выполн. до полного распада эмульсии. При использ. анионных эмульсий движение авто разрешается открывать через сутки после окончания работ.
Рабочие температуры нагрева вяжущих.
Марка вяжущего
| Температура нагрева
| Без ПАВ
| С ПАВ
| БНД 200/300 , БНД 130/200
| 100-120
| 90-110
| БНД 90/130 , БНД 60/90, БНД 40/60
| 130-150
| 110-130
|
Типы конструкций получаемых при устройстве
поверхностных обработок.
Тип конструкции
| Разновидности способа производства работ.
| Пределы применения
| 1. Обработка поверхности вяжущим
| Битумом или эмульсией
| Закрытие сетки очень мелких трещин
| 2. Слой износа
| Поверхностная обработка щебнем прочных пород
а ) одиночная
б ) двойная
в ) тройная
| а) Закрепление расстраивающихся поверхностей
б ) защита обработанных грунтов и необработанных покрытий
в ) улучшение проезда по мостовым
| 3. Слой износа
| Применение шламов ЛЭМС
| Создание шероховатых слое типа наждачная бумага.
| 4. Покрытия или основания из щебня
| а ) 6-8 см глубиной
б ) 4-6 см глубиной
| При наличии щебня твердых пород и благоприятных погодных условий.
|
Для поверхностной обработки лучше использовать средние и тяжелые катки, предпочтительно пневматические.
Для лучшего сцепления применять черный щебень, для шероховатости одноразмерный щебень слоем в одну щебенку с открытием движения не ранее чем через 8 часов. Несвязанный щебень убрать.
Укрупненная технология устройства поверхностной обработки. ( рекомендуемая захватка 500 метров )
| 2а
| 2б
| 2в
| Очистка обрабатываемой поверхности щёткой
| | +
| +
| +
| +
| Предварительный розлив вяжущего автогудронатором
| | —
| +
| +
| +
| Первый розлив вяжущего
| | +
| +
| +
| +
| Первая россыпь щебня, щебнераспределителем.
| | —
| +
| +
| +
| Уплотнение за 2-3 прохода по одному следу пневмокатком или г.в.
| | —
| +
| +
| +
| Второй розлив вяжущего
| | —
| +
| +
| +
| Вторая россыпь щебня, желателен щебнераспределитель на пневмошинах
| | —
| —
| +
| +
| Уплотнение за 2-3 прохода по одному следу пневмо или г.в.
| | —
| —
| +
| +
| Третий розлив вяжущего
| | —
| —
| —
| +
| Третья россыпь щебня
| | —
| —
| —
| +
| Уплотнение
| | —
| —
| —
| +
| Поправка мелких дефектов, вручную с ручным гудронатором
| | —
| +
| +
| +
|
Требования к щебню для поверхностных обработок и пропиток.
( для 3 ДКЗ )
Прочность 1200-1000 ( морозостойкость 25 ), для пропиток 1200-800 а из осадочных пород ( 1000-600 ), морозостойкость 25.
Расход материала для поверхностных обработок
Вид обработки
| Толщина слоя, см
| Фракция щебня, мм
| Номер розлива
| Расход щебня м3/100 м2
| Расход битума л/100 м2
| Одиночная
| 1-1.5
| 10-15
|
| 1.4
| 1.2
|
| 1.5-2.0
| 15-20
|
| 1.5
| 1.4
| Двойная
| 2.5
| 10-20
|
| 2.25
| 1.8
|
| 3.0
| 15-25
|
| 3.0
| 2.4
|
| 2.5-3.0
| 5-10
|
| 1.8
| 1.6
| Тройная
| 2.5
| 10-20
| 1, 2
| 1.5
| 1.3
|
|
| 5-10
|
| 0.85
| 1.0
|
|
| 15-25
|
| 3.0
| 2.4
|
| 4.0
| 15-25
|
| 1.7
| 1.4
|
|
| 5-10
|
| 1.85
| 0.9
|
Недостатки при устройстве поверхностных обработок и пропиток и способы их устранения.
Причины
| Устранение
| Поверхностная обработка отстает от основания и даже уносится колесами
| | загрязненная поверхность основания, розлив битума низкой температуры. Влажная поверхность. Выполнение работ осенью.
| Удалить на дефектных местах поверхностную обработку и тщательно восстановить её с применением ручного гудронатора.
| Щебень при движении сбрасывается на обочины из-за отсутствия сцепления с вяжущим
| | Движение открыто рано, вяжущее не затвердело. Щебень с пыльной рубашкой. С россыпью запоздали - битум затвердел.
| Исправить нельзя. В целях предупреждения - использовать черный щебень и открывать движения на следующий день. Начинать розлив имея в запасе необходимое количество щебня.
| Поверхность покрытия затягивается битумом и теряет шероховатость
| | Избыток битума
| Иногда можно исправить дополнительной россыпью одномерного черного щебня при высокой температуре воздуха
| На поверхности образуются жирные пятна в отдельных местах
| | подтек вяжущего из гудронатора
| При небольших площадях битум счищают горячими лопатами с последующей засыпкой одномерным щебнем. Под распределитель на стоянках подкладывают поддон.
| Щебень раздавливается при укатке
| | Избыток щебня. Либо щебень слабых пород
| Убрать лишний щебень до укатки. Исправить нельзя. Полностью переделать участок с использованием щебня требуемых марок.
| Щебень сбрасывается с проезжей части продольными полосами
| | При розливе отдельные сопла распределителя на работали
| Перед каждым розливом очищать все сопла распределителя. Пропуски заделать ручным распределителем.
|
|
|