Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История отечественной социальной психологии

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит, прежде всего, в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Широкое распространение получила его концепция "героев и толпы". Рассматривая толпу как "самостоятельное общественное явление", Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая "выдавливает" (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Г. В. Плеханов. Он дал определение понятия "общественная психология", рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Разрабатывал проблемы психологии народов и масс. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной культуре общества.

Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В 1920-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук: психологи, философы, невропатологи и психиатры. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах.



Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступал с предложением создать особую науку. Определенную отрасль ее он предложил использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал коллективной рефлексологией и считал, что ее предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, взаимоотношения их членов. Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных В.М.Бехтеревым,состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности, изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы.

Большое внимание уделялось в 1920-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались в социально-психологическом аспекте. В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями. Начинаются поиски в области методов социальной психологии.

Однако период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития "марксистской социальной психологии". Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти 30 лет — до конца 1950-х гг.

Период начала 1930-х — конца 1950-х гг. - время перерыва в развитии отечественной социальной психологии.

В конце 50-х — начале б0-х гг. развернулся новый этап в развитии отечественной социальной психологии. Вначале 60-х гг. заметным явлением в психологической сфере стала дискуссия о предмете социальной психологии и вообще, о ее судьбе в советском обществе.

Важным событием явилось создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете.

Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде. Это книга Б.Д.Парыгина "Социальная психология как наука" (Л., 1965) В ней рассматривается широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. Новый для отечественной науки пласт проблем социальной психологии – социальная перцепция - был поднят в монографии А.А. Бодалева "Восприятие человека человеком".

В 1968 г. в Ленинградском университете была открыта первая в стране кафедра социальной психологии

В 1972 г. кафедра социальной психологии была открыта в МГУ.

В то же время создаются многочисленные социально-психологические лаборатории и центры. В 1972 г.создается сектор социальной психологии в Академии Наук СССР.

70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальной психологии в СССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная форма дальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальной психологии. Проводился исследовательский поиск в области методологии, теории и методов социальной психологии. В этот период выходят значительные труды, посвященные различным отраслям социально-психологического знания.

В первой половине 90–х г.г. в связи с общим кризисом социально-экономической системы наблюдался некоторый спад и переосмысление методологии отечественной социальной психологии. Вторая половина 90-х г. и особенно начало первого десятилетия 21 века характеризуется активным развитием не только академической социальной психологии, но и ее приложений в различных сферах общества.

В истории отечественной социальной психологии выделяют 5 периодов:

  • 1-ый период (60-е годы 19в. - начало 20в.);
  • 2-ой период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в);
  • 3-ий период (вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов);
  • 4-ый период (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.);
  • 5-ый период (с 80-х годов 20в.).

Первый период (60-е годы 19в. - начало 20в.)

В данный промежуток формирование российский социальной психологии обусловливалось отличительными чертами социально-исторического формирования сообщества, состоянием и спецификой формирования социальных наук, обычаев и культуры сообщества.

Развитие социально-психологических мыслей проистекало главным образом внутри практических психических дисциплин. Обращалось интерес на психические характерные черты людей, проявляющиеся в их содействии, коллективной работы и общении. Сведения о действии личности в команде, массовых действиях скапливались в военной и юридической практике, в медицине, в исследовании национальных отличительных черт поведения и при исследовании верований и традиций.

Социально-психологические идеи благополучно формировались представителями социальных наук, в первую очередь в целом социологами. Наиболее разработанная социально-психологическая теория содержится в работах Н.К.Михайловского. Согласно его суждению, социально-психологическому условию принадлежит главное место в процессе исторического процесса. Михайловский создал психологию многочисленных общественных движений, одной из типов которых считаются революционные течения.

Действующими силами общественного формирования считаются герои и толпа. Толпа в концепции Михайловского представляет как независимое социально-психологическое проявление. Он аргументировал, что в толпе зачастую исполняется механическое копирование.

Итоговый вывод Михайловского заключается в том, что психологическими условиями формирования сообщества считаются подражание, социальное настроение и социальное поведение.

Особая роль в предреволюционной истории формирования российский общественной психологии занимает В.М. Бехтерев. Основное достоинство Бехтерева состоит в том, что ему принадлежит создание концепции социально-психологических знаний. Его коллективная рефлексология представляет собой работу по социальной психологии в России этого периода. Бехтереву принадлежит детальное определение предмета социальной психологии. Уникальным считается включение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, организованный Бехтеревым совместно с М.В.Ланге, продемонстрировал то, что взаимодействие и общая работа оказывают большое влияние в развитии процессов восприятия, взглядов и памяти. Данным трудом положено начало экспериментальной социальной психологии в России.

В истории отечественной социальной психологии выделяют 5 периодов:

  • 1-ый период (60-е годы 19в. - начало 20в.);
  • 2-ой период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в);
  • 3-ий период (вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов);
  • 4-ый период (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.);
  • 5-ый период (с 80-х годов 20в.).

Первый период (60-е годы 19в. - начало 20в.)

В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных наук, традиций и культуры общества.

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения и при изучении верований и обычаев.

Социально-психологические идеи успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К.Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Михайловский разработал психологию массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.

Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Толпа в концепции Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Он доказал что в толпе нередко осуществляется автоматическое подражание.

Итоговый вывод Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его коллективная рефлексология представляет собой труд по социальной психологии в России того времени. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии.

Уникальным является включение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный Бехтеревым вместе с М.В.Ланге, показал, что общение и совместная деятельность влияют на формирование процессов восприятия, представлений и памяти. Этой работой положено начало экспериментальной социальной психологии в России.

Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)

Уже после Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, в реабилитационный период, в государстве сильно увеличилась заинтересованность в социальной психологии. Потребность новаторских преображений в мире, оживление интеллектуальной работы, резкое идейное соперничество и потребность разрешать несколько необходимых вопросов были причинами развертывания социально-психологических исследований. Отличительной чертой данного этапа был выбор своего пути в формировании мировой мысли.

Было образовано направление марксистской психологии. Создание марксистской психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особенная роль отводилась работам Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова. Труды Плеханова, опубликованные до революции, вошли в багаж психологической науки.

Освоение марксизма выполнялось вместе в социальной и общей психологии. Представителями данных наук обсуждался ряд главнейших трудностей:

  • отношение социальной и индивидуальной психологии;
  • отношение социальной психологии и социологии;
  • природа коллектива как главного предмета социальной психологии.

Особая роль в дискуссиях, согласно вопросу о перестройке психологии на основании марксизма, занимал Г.И. Челпанов. Он полагал необходимым иначе осознать академическое содержимое марксизма и впервые установил проблема об организации Института социальной психологии.

В научно-организационном становлении социальной психологии в России огромную роль сыграл 1-ый Всесоюзный съезд по исследованию поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Трудности личности, социальной психологии и группового поведения были выделены в одно из 3-х приоритетных направлений обсуждения.

Третий период (вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов 20в.)

В 2-ой середине 30-х годов обстановка сильно поменялась. Возникло изолирование нашей науки от западной психологии. Сильно сократилось количество исследований, практически прекратили издаваться книги по данной дисциплине. Наступил перерыв в формировании российской социальной психологии.

Причины данного перерыва были следующие:

· Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии;

· Несоответствие в представлении социальных явлений побудили внезапную критическую оценку, что привело к тому, что общественная психология в Советском союзе оказалась в разряде псевдонауки;

· Фактическая ненужность результатов и исследований психологической науки;

· Идейное влияние на науку в Постановлении ЦК ВКП/б/1936 г. О педологических извращениях в системе наркомпросов.

Но и в данный период не существовало абсолютного отсутствия психологических исследований. Главным источником и областью использования социальной психологии в данный промежуток были педагогические исследования и практика. Основной тема данного этапа - психология группы. Основная цель - это исследование личности в коллективе. Взгляды А.С. Макаренко формировались многочисленными учеными и практиками, освещались в множественных публикациях.

Четвертый период (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.)

В данный промежуток сформировалась особенная социальная и интеллектуальная обстановка в государстве. Для социальной психологии было важным то, что увеличилась заинтересованность поведением человека, встали проблемы развития всесторонне сформированной личности, ее интенсивной жизненной позиции. Усиленно начали проводиться социологические изучения. Психология в 50-х годах отстояла своё право на независимое существование. Начался время восстановления социальной психологии в государстве.

В 1968 г. Была издана книга "Проблемы общественной психологии" под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева, которая привлекла интерес научных работников. В книге отражены ключевые трудности социальной психологии. Данная книга полностью представлена авторами, входившими в число основных социальных психологов государства этого этапа. Началась подготовка специалистов по социальной психологии. В научных организациях организуются группы, В Институте психологии в 1972г. Основан первый в государстве сектор социальной психологии. Опубликовываются статьи, монографии, сборники. Трудности психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах и совещаниях.

Пятый период (с 80-х годов 20 века)

В данное время социальные психологи, не отвергая российских наработок, стараются функционировать в рамках мировой социальной психологии. Делаются доступными инновационные взгляды, накопленные в разных теоретических представлениях и школах, изучается историческая ретроспектива развития и формирования основных социально-психологических традиций.

Вопросы для самопроверки:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.