Обратная связь
|
Методология, методика и техника социологических исследований Формирование социально-психологических исследований в нашей стране в существенной мере было стимулировано нуждами практики. Это наложило отпечаток на формирование самой академической дисциплины.
Практические требования требуют довольно быстрых решений. Подобная обстановка порождает равно как позитивные, так и негативные факторы с целью формирования социальной психологии. Позитивные факторы: различные области общенародного хозяйства и культуры финансируют социально-психологические
исследования и этим наиболее формируют благоприятные возможности для формирования науки; негативные факторы порождены тем, что социальная психология нередко ещё не расположена ответить на определенные задачи, поставленные практикой, однако в обстоятельствах резкой социальной необходимости она дает настоящие решения, что порой обозначает сравнительно низкое качество практических изучений. Формирование практической общественной психологии в качестве собственного важного требование имеет формирование фундаментальных исследований, затрагивающих ключевых трудностей этой науки.
Всякое социально-психическое изучение, проложенное "в поле", есть вмешательство исследователя в жизнедеятельность настоящей группы, где формируются конкретные отношения. Приход социального специалиста по психологии не обязан разрушить этот обычный ход. Тут существует несколько затруднений, сопряженных с отличительными чертами методов изучения. Все стратегия практического изучения создана в непрерывном содействии исследователя с людьми, включенными в настоящий ход жизнедеятельности.
Эмоциональный анализ ситуации в период выполнения исследования способен дать прогресс в данных, который исказит всю картину отношений.
Все социально-психические методики громоздки, их использование потребует значимого времени. В случае если изучение осуществлять в рабочее время, оно может расстроить промышленный темп, в случае если после рабочей смены, будет необходимо задержать людей в длительный период, оставить "добровольцев" — дать возможность сдвиг выборки. В любом конкретном случае приходится осуществлять решение о пути, в котором будут минимальные потери. Нужно и выполнение моральных норм.
Социальный специалист по психологии, ведущий практическое изучение, осуществляет спецзаказ руководства. Обнаружение ряда характеристик групп влечет за собою конкретные опасные замечания в адрес этих людей, от деятельности которых находятся в зависимости недостатки и которые являются заказчиками исследования. Экспериментатор обязан быть внимателен, для того чтобы собственным вмешательством никак не затруднить взаимоотношений в коллективе.
Возникает сложность в отношении языка. Трудность состоит в приспособлении этого языка согласно отношению к подопытному. Другая трудность языка сопряжена с использованием определенных специализированных социально-эмоциональных определений, какие в силу ряда факторов становятся как бы скомпрометированными их употреблением за границами урока ("приспособленец", "властный руководитель" и т. д.). Социальный специалист по психологии не может не считаться с нормами ежедневного использования терминов.
Проведение практического изучения потребует от социального специалиста по психологии высоких моральных качеств и чувства общественной ответственности.
Промышленное производство — один из основных заказчиков на практические общественно-психические исследования. Основная трудность — развитие производственных коллективов, что позволило определить проблему возведения совместной модели психической службы промышленного фирмы.
Наиболее общие для абсолютно всех сфер индустриального производства, для различных компаний проблемы — общепсихологический климат группы, удовлетворение работой, текучесть рабочей силы, переаттестация сотрудников, адаптирование начинающих. Проблемой практических изучений считается трудность управления, имеющая отношение к разным звеньям социального организма, будь то большая предприятие либо система здравоохранения и т. п.
Одной из значимых считается проблема о необходимых руководителю психических качествах. Формирование компании — отдельная группа вопросов.
В самом широком значении слова организационное формирование обозначает построение особенной культуры согласно использованию разных технологий с целью улучшения поведения индивидов и групп в компании. Система средств массовой информации и пропаганды не может прогрессировать, не основываясь на изучения социальных психологов, по этой причине тема общественно-психологических изысканий в данной области разрабатывается довольно стремительно. Темы практических изучений: коммуникатор, сообщение, публика, канал, результативность.
В исследованиях вопросов школы, исполняемых в рамках педагогики и преподавательской психологии, принимает участие и социальная психология. Весь комплекс задач образования: взаимодействие, деятельность коллектива, межгрупповые взаимоотношения, задачи социализации. Создаются особые психические работы. Ключевые типы работы школьного специалиста по психологии — психическое образование, психическая предотвращение, психическое консалтинг, диагностика, психокоррекция.
Методология (в переводе с греческого – "путь познания") – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.
Уровни методологии социальной психологии:
- общая методология – философский подход, вариант познания явлений объективного мира. На этом уровне учеными определяется общее в соотношении общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
- частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые модифицируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
- методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
Особенности научного исследования в социальной психологии:
- изучение ведется конкретных объектов, с определенной численностью эмпирических данных, которые получаются при использовании конкретных техник, способов и приемов;
- изучение предполагает самостоятельное заключение эмпирических, логических и теоретических задач;
- для изучения типично довольно точное разделение меж установленными фактами и гипотетическими догадками, отработаны процедуры испытания гипотез;
- целью социально-психологических изучений является разъяснение фактов, явлений и их предсказание.
Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Специфика социально-психологических исследований:
- обрисовывают психологические свойства самой группы;
- открывают некие свойства сознания данных индивидов (представлений, понятий, установок, ценностей и т. п.) данных индивидов;
- имеют социальный контекст изучения, влияющий на подбор, интерпретацию и изложение фактов;
- источником данных является сам человек;
- неустойчивость и неизменное модифицирование социально-психологических явлений;
- объясненная релятивность социально-психологических закономерностей;
- работа с настоящими объектами изучения (индивидуумами и группами).
Источники информации в социальной психологии:
- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
- характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
- характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
- отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Методы социальной психологии
Существует ряд классификаций методов социальной психологии.
Андреева Г.М. предлагает классифицировать методы социальной психологии на две основные группы:
|
|