Обратная связь
|
Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939. Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения.
В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией.
Л.Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен "относительная депривация" Объект агрессии расширился до целой группы или этнической общности.
Схема агрессивного поведения:
Фрустрация (включая и относительную депривацию, т.е. разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями)
Возникновение чувства гнева
Открытая агрессия(но только в том случае, когда наличествует объект, в отношении которого и направлена агрессивная реакция).
Объектом агрессии может быть не обязательно отдельная личность, которая оказывает непосредственное фрустрирующее воздействие, но и тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам.
Следовательно, существует неизбежность переноса агрессии на всех "других", "похожих на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом в процессе социального поведения.
Когнитивизм
Суть когнитивизма – объяснение социального поведения за счет преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на изучение познавательных процессов. Истоком когнитивизма является гештальтпсихология и теория поля К.Левина.
Ключевая идея когнитивизма: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры.
Основные теории:
Теория поля К.Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации.
Характеристика поля, по Левину:
- анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широкий круг явлений)
- совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту (психологическое объяснение ситуации)
а) детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или в субъекте должны пониматься психологически;
б) Единицами причинно-следственного анализа являются не раздражители, а воспринимаемые субъектом особенности окружения.
- Для объяснения поведения недостаточно простых связей типа S > R. В основе всякого поведения лежат силы. Динамический аспект объяснения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.
- необходим конструктивный метод для анализа поведения (наблюдения недостаточно)
- Поведение – функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события не могут определять поведение. Они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.
- Психологическая ситуация должна по возможности представляться в математической формуле, которая облегчает их научную обработку и позволяет использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык.
- теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера (основной постулат: существование диссонанса является для человека психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс, добиться консонанса. Существует соответствие между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.
Фестингер писал, что если существует диссонанс между элементом, относящимся к знанию об окружающей среде, и элементом поведения, то диссонанс может быть
- устранен изменением поведенческого элемента;
- возможно изменение среды для устранения диссонанса (но это труднее сделать).
Сопротивление изменениям – пример действия когнитивного диссонанса.
- теория каузальной атрибуции Г.Келли (дает пояснение, как люди логические дают ответы на вопросы "почему?" (как и почему именно, таким образом отвечают на эти вопросы), например,: 1) почему человек поступает именно так, а не иначе; 2) как индивид судит о своих собственных способностях, чувствах, привлекательности (например, мы видим, что человек ведет себя агрессивно. Мы можем объяснить его поведение по-разному, т.е. будем приписывать разные причины ему поведению).
В рамках данной ориентации активно исследуются социальная перцепция, аттракция, аттитюды, формирование и изменение и т.д.
Аттитюды (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия.
Аттракция (от англ. аttraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
На основе когнитивной ориентации в социальной психологии, начиная с 70-х г., возникла в качестве самостоятельной научной дисциплины отрасль психологии - психология социального познания. В её рамках исследуются проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.
Интеракционизм.
В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, пришла в социальную психологию из социологии - имеет социологическое происхождение. Интеракционизм пытается установить социальные детерминанты человеческого поведения.
Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, социальными установками.
Понятийный аппарат и проблематика обоснованы в теории символического интеракционизма Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракциииндивидов в группе, в обществе. Подход к понятию "интеракция" отличается от подходов к акту взаимодействия в других теоретических схемах. Их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека.
Интеракция - (от англ. interaction лат. inter + activus — деятельный) — термин, используемый в соц. психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В социальной психологии Г. Мида интеракция — непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).
Данное направление привнесло в социальную психологию такие понятия, как социализация, Я-концепция, интеракция, социальная роль, социальная идентичность.
Основные постулаты интеракционизма:
- Человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации;
- Направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;
- Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими;
- Культура состоит из моделей поведения, которые усваиваются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.
Теории интеркционизма:
|
|