Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность Предпосылками исследования межгрупповых отношений явились:
- исследования межгрупповой агрессии в работах Г.Лебона,
- негативных установок на другую группу в Т.Адорно.
Толчком к развитию научного интереса послужили исследования М.Шерифа, в которых он изучал поведение американских подростков в скаутском лагере.
В рамках исследования были организованы стадии:
1. общая уборка;
2.разделение на группы с разрушением дружественных связей;
3. ситуация соревнования и рост враждебности;
4. объединение и общая деятельность
М.Шериф показал, что источник межгрупповой враждебности находится не в мотивах отдельных индивидов, а в ситуациях группового взаимодействия. В зависимости от характера взаимодействия (ситуация выраженного соперничества приводит к сильнейшей межгрупповой враждебности, ситуация деятельности, имеющей общие цели, приводит к сближению прежде враждовавших групп).
А.Тэшфелл продолжил исследования межгрупповых отношений. Он показал, что осознание принадлежности к своей группе обусловливается приверженность к "своим" и враждебность к "чужим", описал эффекты группового фаворитизма и групповой враждебности.
Эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.
Эффект групповой враждебности – тенденция негативного отношения к другим, обесценивания достоинств чужой группы.
Сравнивая свою группу с другой, члены группы стремятся акцентироваться на тех признаках, которые дают основание воспринимать свою группу как более успешную.
Образцом исследований межгруппового взаимодействия могут быть изучения межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, отрицательных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических доктринах и т. д. Экспериментальные изучения в данной сфере были проведены М. Шерифом в североамериканском лагере для школьников. Детям была предложена единая работа по уборке стоянки, в процессе которой были обнаружены спонтанно образовавшиеся дружественные категории; на второй стадии школьников распределили в 2 категории таким образом, чтобы разрушить естественно образовавшиеся дружественные взаимоотношения.
Было замерено отношение одной группы к другой, не включающее враждебности в области взаимоотношению друг к другу. На третьей стадии группам была установлена разнообразная работа в условиях состязания, и в её процессе был зарегистрирован рост межгрупповой враждебности; в 4-ый периода группы были снова соединены и увлеклись единой работой. Измерение взаимоотношений "прежних" компаний друг к другу в данный период продемонстрировал, что межгрупповая агрессивность снизилась. М. Шериф внес предложение коллективный подход к исследованию межгрупповых взаимоотношений: источники межгрупповой враждебности или партнерства отыскиваются тут не в мотивах отдельной персоны, а в ситуациях массового взаимодействия, однако были утрачены исключительно психологические свойства — когнитивные и эмоциональные процессы, стабилизирующие разные нюансы данного взаимодействия.
В рамках данной ориентации и были исполнены исследования А. Тэшфела. Исследуя межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм согласно взаимоотношению к собственной команде и в негрупповую враждебность согласно отношению к посторонний группе), А. Тэшфел оценивал первопричину данных явлений. Он продемонстрировал, что формирование положительного взаимоотношения к собственной группе прослеживается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами.
В опыте учащимся показали две картины художников и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Потом свободно распределили соучастников опыта в две категории: в первой оказались те, кто зафиксировал больше точек у одного художника, в другой - те, кто зафиксировал их больше у другого. Незамедлительно появился эффект "собственных" и "посторонних" и была выявлена приверженность собственной команде (внутригрупповой фаворитизм) и агрессивность по отношению к чужой команде. Это позволило А. Тэшфелу сделать вывод, что первопричина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания приспособления к собственной команде и, как результат, проявлении враждебности к посторонней команде.
Был сделан умозаключение о том, что сферу межгрупповых взаимоотношений — это область, содержащая в себе 4 главных процесса: общественную категоризацию, общественную идентификацию, общественное сопоставление, общественную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ данных процессов и должен, согласно мнению А. Тэшфела, показывать собою непосредственно социально-психологический подход в исследовании межгрупповых взаимоотношений.
Группа несет в себе текстуру внутренних межличностных внешних и неофициальных взаимоотношений, которые объединены с внешними взаимоотношениями группы.
Внешние взаимоотношения оказывают большое влияние на внутренние взаимоотношения группы. Данная взаимозависимость была установлена в изучениях М. Шерифа, исследующего закономерности межгрупповых взаимоотношений: разделение большой социальной группы на более мелкие (подгруппы) содействует развитию социального чувства приспособления — чувства "я", что порождает понимание социальных феноменов через призму "собственных" и "посторонних". В обстоятельствах соревновательной работы конфликт интересов вызывает формирование враждебность, враждебности согласно взаимоотношению к представителям другой группы.
Происходит повышение внутригрупповой солидарности, возрастает непроницаемость границ группового членства. Увеличивается общественный контроль в команде, снижается уровень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. Опасность со стороны другой группы порождает положительные изменения в текстуре категории, чувствующей себя в опасности. Ведущим отношением между социальными группами считается подход соперничества. Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максимального приложения сил.
Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых было связано с отношением к работе. Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры. Конфликтные отношения возникают между группами, которые имеют существенные основания для сравнения. Совместная деятельность — лучший способ узнать друг друга, особенно если деятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми. Исключение — культурный уровень. В экстремальной ситуации группа делится на микрогруппы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия. Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни. При взаимодействии с другими группами каждая стремится к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации. Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции.
Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия — основные стратегии взаимодействия между группами. Доминирующая стратегия — стратегия соперничества.
|