Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Социальная психология общения

Определение общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено шаблонами, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются. Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.



Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений. В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения. Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения. Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли. Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля. В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую. Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение — это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — "глупый"), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция — "соглашение").

Следующий уровень общения — информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

  • Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

  • Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

  • Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова;

между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек — деятельность — общество.

Общение – важнейшее понятие социальной психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс становления личности любого человека. Без общения мы не можем стать теми, кем мы становимся. Общение пронизывает всю человеческую жизнь. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение.

Человек нуждается в общении с иным человеком с момента собственного рождения. Известно, что с 1,5-2 месячного возраста формирование малыша происходит только в общении со взрослыми людьми. Нехватка такого общения может в дальнейшем привести к различным отклонениям в развитии. Например, хорошо изучено подобное явление в условиях детского дома. Дети, попадающие в детский дом в раннем возрасте (1-3 мес.) испытывают острую нехватку в общении со взрослыми, так как персонал, естественно, не может в силу объективных причин общаться с младенцами каждый час. Замечено, что в последствие такие дети испытывали трудности в выражении собственных и понимании эмоций других людей. Общение с людьми является жизненно принципиальной необходимостью для человека любого возраста. Недаром у всех народов одним из тяжелейших наказаний является лишение общения (например, содержание в одиночной камере в тюрьме).

Чрез общение человек приобретает познания о находящемся вокруг мире, в общении происходит передача опыта, изучение тех культурных, высоконравственных ценностей, какие выработаны населением земли. Благодаря общению люди обучаются расценивать поступки и дела, усваивают критерии поведения, используют их на практике. Такие важные свойства человека, как чуткость, правдивость, доброта, не только появляются, но и создаются в общении. Все нормы жизнедеятельности в обществе прививаются ребенку в условиях общения. Также общение позволяет направить совместную деятельность в нужном направлении, скорректировать ее.

Общение содействует развитию интересов человека либо, напротив, может замедлять его. В группах подростков, увлекающихся чем-нибудь, появляется рвение поделиться своими познаниями. И, напротив, в тех компаниях, в которых "не принято" увлекаться литературой либо классической музыкой, те, у кого такие интересы имеется, часто утаивают их, чтоб не смотреться "белой вороной". В итоге само общение обедняется.

Существует много определений этого общение.

Б.Ф.Ломов: "Это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в процессе которой осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д.".

Г.М.Андреева: "Общение - сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека".

Р.С.Немов "Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности".

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  • Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  • Ориентирование в целях и ситуации общения (что я хочу получить от собеседника, что собеседник хочет получить от меня).
  • Ориентирование в личности собеседника (какой человек рядом, каков его характер).
  • Планирование содержания общения (представление о том, что именно скажет каждый из собеседников).
  • Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  • Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным.

Схема 1. Процедура общения

Функции общения

Функции общения многообразны. В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяют следующие функции общения:

Схема 2. Функции общения

  • Информационно-коммуникативная – это передача и прием информации как сообщения.
  • Регулятивно-коммуникативная – способствует организации взаимодействия между людьми.
  • Аффективно-коммуникативная – представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей. Это возможно и целенаправленно, и непроизвольно.

Виды общения

  • "Контакт масок". Это формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать особенности личности собеседника.
  • Примитивное общение: другого человека оценивают как нужный или мешающий объект; если нужен - вступают в контакт, если мешает – оттолкнут.
  • Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Собеседник ориентируется на социальные роли.
  • Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем личностные особенности.
  • Духовное, межличностное. Это общение друзей, когда можно затронуть любую тему. При этом важна личность собеседника.
  • Манипулятивное. Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, обман) в зависимости от его личности.
  • Светское. Суть светского общения в его беспредметности. Люди, говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях.

Структура общения

В структуре общения принято выделять три стороны общения:

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Схема 4. Структура общения






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.