Обратная связь
|
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе Общественные установки являются одним из устройств регуляции поведения человека. Они помогают дать понять, отчего конкретно люди поступают тем либо другим образом в определенных обстановках. Общественные установки человека определяют его наличие в макросистеме "в сообществе, в определенной культуре и на микроуровне — в конкретной общественной группе, на уровне межличностного взаимодействия. При этом, с одной стороны, сами установки формируются под действием социума, с иной — они воздействуют на социум, определяя известие к нему людей.
В житейской практике понятие социальной установки употребляется в смысле близком понятию отношение. Например: Он не сходит на матч – у него недоверие супротив огромных сборищ людей. Ей нравятся брюнеты. N - блондин, он не в её вкусе.
Общественные установки в общественной психологии означают субъективные ориентации индивидов как членов групп (либо сообщества) на те либо другие ценности, предписывающие индивидуумам определенные социально принятые методы поведения.
Если мнение общественной установки разрабатывается в общественной психологии, то в общей психологии есть прежние традиции изучения установки.
Д. Н. Узнадзе ввел понятие об установке как "целостной модификации субъекта". Установка – это целостное динамические положение субъекта, положение готовности к определенной избирательной активности. Установка появляется при "встрече" 2-ух причин — потребности и соответственной ей беспристрастной ситуации ублажения потребностей, что описывает направленность всех проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка появляется в случае возобновления предоставленного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д. Н. Узнадзе дотрагивается реализации простых физических потребностей человека. В предоставленной теории аппарат трактуется как выкройка проявления машинального.
Определение социальной установки, ее структура
Понятие аттитюд и связанная с ним проблематика активно разрабатывалась в социальной психологии. В социальной установке выделяют компоненты:
- когнитивный компонент (осознание),
- аффективный компонент (оценку)
- конативный, или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).
Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все знания, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты. Пример установочной системы представлен на рис. 1.
Рис.1. Установочная система
Функции установки.
Понятием установка определяется один из самых важных психологических механизмов включения индивида в социальную систему; аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры. Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).
- Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с них собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
- Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом,
- чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
- Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
- Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.
Итак, социальные установки задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать, социальною идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Аттитюды, активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания. В целом можно сказать, что аттитюд, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности.
|
|