Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Коммуникативная сторона общения

Набор сведений, которыми мы обмениваемся между собой в процессе коммуникации, вполне допустимо и логично рассматривать как информацию, а сам процесс общения как процесс обмена некой информацией.

Вербальную или невербальную коммуникацию, думается, нельзя рассматривать лишь как абстрактное отправление информации какой-то "передающей системой" и как прием ее другой "системой" потому, что в данном случае, несомненно, мы всегда имеем дело с отношениями двух индивидов. Ведь каждый субъект процесса общения, безусловно, предполагает активность не только свою, но и своего партнера. Посылая партнеру по коммуникации какую-либо информацию, важно на него ориентироваться, другими словами - анализировать мотивы и цели партнера по общению (коммуникации).

В связи с этим в процессе коммуникации происходит отнюдь не простой односторонний посыл информации, а активный обмен ею.

Очевидно, что посредством совокупности вербальных и невербальных знаков партнеры по общению могут и влияют друг на друга. Другими словами, информационный обмен в процессе коммуникации предполагает воздействие на поведение партнера (ов), т.е. изменение психологического состояния участников общения.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда, в частности, оба - человек, посылающий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), - обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования информации. Проще говоря, это правило гласит: "все должны говорить на одном языке". В случае если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, им весьма сложно добиться взаимопонимания и, тем более, успеха в совместной деятельности.



Таким образом, очевидно, что обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, иероглифами), известны и понятны всем участникам процесса общения.

Коммуникативные барьеры

В процессе коммуникации могут возникать и коммуникативные барьеры (барьер – преграда, препятствие). Такого рода барьеры могут быть порождены социальными причинами, принадлежностью партнеров к различным социальным группам, к различным культурам, профессиям. Но т.н. барьеры при коммуникации могут носить, и зачастую носят, и откровенно выраженный психологический характер. Подобные коммуникативные барьеры могут возникать как вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (скажем, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого), так и в силу сложившихся или возникших между общающимися особого рода психологических отношений: например, недоверия, неприязни.

Как правило, выделяются следующие коммуникативные барьеры:

Так, социальные коммуникативные барьеры, как правило, связаны с традициями и практикой использования определенных слов для обозначения одних и тех же феноменов в различных социальных группах.

Коммуникативные барьеры являются причиной трудностей взаимопонимания и между людьми разных поколений. Так, например, т.н. "молодежный сленг" непонятен людям старшего поколения ("прикид", "толкнуть" – прогулять пару, "забить" – не думать, проигнорировать, "ящик" - телевизор и т.п.) В свою очередь, для молодежи уже непонятны слова, вроде "фарцевать" (втридорога продавать дефицитные вещи, спекулировать). Молодое поколение легко оперирует терминами и понятиями, используемыми в информационных технологиях, что зачастую совершенно непонятно их родителям ("Клава"- клавиатура и пр.).

Для людей разных профессий различные смыслы могут иметь т.н. омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по смыслу. Так, "установка" - для инженеров это техническая конструкция, для психологов - готовность, предрасположенность субъекта и т.д.

Средства коммуникации

Важно понимать, что передача любой информации возможно лишь посредством знаков, знаковых систем. При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используется речь.

Коммуникация может быть как непосредственной (глаза в глаза), так и опосредованной (использование интернета, письма, телефона). Особую группу опосредованной коммуникации образуют коммуникация через СМИ

Первые систематические исследования коммуникации, в том числе массовой, были предприняты американским социологом Гарольдом Лассуэллом (1902-1978). Им, в частности, была предложена модель процесса массовой коммуникации в виде т.н. коммуникативной цепи.

Данная модель и по сей день используется для анализа процесса коммуникации, способов и средств воздействия с целью повышения ее эффективности.

Автор использовал подход, который условно можно назвать "нейтралистским". Его интересовали, в первую очередь, объективные функции, выполняемые массовой коммуникацией в обществе. К ним он относил:

  • наблюдение за окружающей обстановкой,
  • обеспечение взаимосвязи частей
  • передачу социального опыта.

В последующем, исследования Роберта Мертона сформировали иной подход к пониманию роли массовой коммуникации. Этот подход опирается на идею о возможностях субъективного манипулирования массовым сознанием и поведением (в том числе, политическим поведением избирателей) с помощью СМИ.

Функции массовой коммуникации:

  • "присвоение статуса" - т. е. поднятие либо понижение значительности субъектов и событий в сознании сообщества; получение престижа, укрепление власти индивидов групп, легитимизируя – т. е. признавая законным их статус.
  • укрепления социальных норм – т. е. создание и укрепление положительной либо негативной оценки явлений, событий, действий конкретных личностей.
  • дисфункция массовой коммуникации – "наркотизация" - т. е. компенсация настоящей деловитости потреблением извещений сообразно СМИ (болельщик, непрерывно глядящий спортивные передачи сообразно ТВ, интуитивно считает, что присоединяется к спорту). Вразумительность информационных потоков для рядового слушателя либо читателя часто содействует их усыплению, наркотизации, если энергичности. Все больше времени отводится чтению либо прослушиванию, наименьшее - уделено организованному социальному действию.

В крайние годы обширное распределение получила Интернет-коммуникация. В данной связи возникают изучения, приуроченные к выявлению специфики общения, опосредованного внедрением новейших технических средств (Веб, SMS-почта). Индивидуальностью её являются вероятность общения под псевдонимом (т. е. замалчивание истинного Я, общение от имени конкретной маски и т. д.)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.