Допущения при разработке схемы послеаварийного восстановления. При разработке Плана восстановления, как правило, применяются следующие основные допущения и посылки:
система неработоспособна, с учетом специфики реализации и технологии работы системы, технические средства могут быть восстановлены по прежнему месту размещения не ранее чем через 12 часов;
заранее определен ключевой персонал, который осведомлен о действиях в чрезвычайных обстоятельствах и своих обязанностях в процессе восстановления работоспособности системы;
системы контроля, аварийного оповещения и ликвидации последствий (противопожарные системы, контроль загазованности, контроль протечек водопровода и отопления и др.) исправны и находятся в работоспособном состоянии.
все элементы системы (как в месте постоянного размещения, так и в резервном помещении) обеспечены непрерывным энергопитанием не менее чем на 30 минут с момента выхода из строя основной энергосистемы. В последующем все элементы системы подключаются к дизель-генератору, обеспеченному трехсуточным запасом топлива;
аппаратно-программные средства, размещенные в центральном офисе, не доступны в результате чрезвычайных обстоятельств более 12 часов;
актуальные резервные копии прикладного программного обеспечения и данных не повреждены и доступны в резервном офисе;
необходимое для восстановления системы оборудование доступно в резервном офисе;
договоры на техническое обслуживание аппаратных средств, обновление программного обеспечения и услуги провайдеров связи включают положения, необходимые для реализации Плана восстановления функционирования системы.
Целью хакерской атаки обычно является хищение коммерческой информации и финансовое мошенничество, однако в Москве, по опросам специалистов, эти позиции составляют лишь 3% и 6% от общего числа хакерских атак. Эксперты Ernst & Young полагают, что масштабы проблемы намного существеннее, а низкий процент объясняется тем, что современные хакеры искусно скрывают следы. Только в Москве ущерб от электронных мошенников оценивается столичными правоохранительными органами в 12 - 15 млн долларов в месяц.
Организация работ по восстановлению функционирования системы
Основным координирующим и управляющим органом по реализации Плана восстановления функционирования системы является оперативный штаб.
Возглавляет деятельность штаба координатор по вопросам восстановления. На эту должность назначается руководитель организации или его заместитель.
Штаб обычно размещается в рабочем кабинете координатора и оборудуется средствами связи и обмена информацией, способными обеспечить бесперебойное взаимодействие членов штаба с руководителями подразделений, руководителями аварийных групп, организациями и структурами, привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В состав оперативного штаба, согласно рекомендациям NIST, входят:
начальники структурных подразделений организации;
начальник отдела защиты информации;
оперативный дежурный (секретарь).
Все члены штаба снабжаются средствами мобильной или пейджинговой связи. Список номеров телефонов членов штаба, руководителей аварийных групп и дежурных служб, а также городских аварийных служб находится у каждого члена штаба. В схеме оповещения персонала должны быть предусмотрены варианты их информирования для рабочего и нерабочего времени.
В задачу штаба входит оценка ущерба, необходимых для восстановления нормального функционирования ресурсов и времени, а также координация действий персонала.
Штаб взаимодействует и координирует свои действия с оперативными штабами других организаций и служб, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.
В ходе реализации Плана выполняются мероприятия, сгруппированные по следующим категориям:
мероприятия по анализу повреждений – оценка повреждений, подготовка прогноза восстановления и предложений по активизации Плана восстановления;
мероприятия по подготовке аппаратно-программных средств – подготовка помещения и аппаратно-программных средств к развертыванию системы по резервному варианту (подготовка рабочих мест для прибывающего персонала, телефонной связи и компьютерной сети, обеспечение резервного электропитания подключаемой техники и др.);
мероприятия по развертыванию системы по резервному варианту – развертывание аппаратно-программных средств системы с использованием резервных копий данных, находящихся в резервном центре;
мероприятия по аварийному сопровождению системы – поддержание работы технических средств в здании организации, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, возможно более долгое время, до момента задействования резервного варианта функционирования системы;
мероприятия по восстановлению – проведение необходимых мероприятий, совместно с представителями других организаций (пожарные, милиция, спасатели и др.) по локализации и устранению последствий событий, повлекших выход из строя системы;
мероприятия по эвакуации – эвакуация носителей информации ограниченного распространения, а также оборудования системы из здания, попавшего в зону чрезвычайной ситуации.
План восстановления системы
Данный этап является первоначальной стадией в цикле работ по восстановлению функционирования системы. Именно в ходе его выполнения принимается решение о необходимости активации Плана восстановления.
Этап делится на следующие фазы:
получение сигнала о чрезвычайной ситуации;
развертывание оперативного штаба;
принятие решения на активацию Плана восстановления;
доведение решения до всех структур и подразделений, заимствуемых в Плане восстановления.
Эксперты отмечают, что информация о чрезвычайной ситуации может быть как срочной (начавшийся пожар, прорыв системы водоснабжения, внезапное отключение электричества, теракт, нападение и т. д.), так и долгосрочной (приближение наводнения, радиационного или химического облака, штормовое предупреждение, оперативные данные о готовящемся террористическом нападении и т. п.).
В любом случае координатор должен уточнить источник информации и убедиться в ее истинности, прежде чем принимать решение о развертывании штаба и активации Плана.
При получении информации координатор (оперативный дежурный) должен в специальном журнале зафиксировать время поступления информации и ее источник (фамилию передавшего информацию, телефон или другой источник ее поступления).
При поступлении срочной информации координатор немедленно оповещает о ее получении руководство, членов оперативного штаба и руководителей подразделений.
Вся оперативная информация о чрезвычайной ситуации и ее развитии должна стекаться, как правило, в оперативный штаб.
Учитывая конфиденциальный характер, в полном объеме с данной информацией может быть ознакомлено руководство организации и члены оперативного штаба. Выдача кому-либо другому информации о чрезвычайной ситуации без разрешения координатора категорически запрещается.
|