Тема № 2: «Предмет и функции философии» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
Институт водного транспорта
И.Б.Братникова
Учебное пособие
по дисциплине:
«Философия»
для всех специальностей заочной формы обучения
Новороссийск
УДК 1 (077)
ББК Ю Ор 3-34
Рецензент:
кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета Т.В. Веселая
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова в качестве учебно-методического пособия
И.Б. Братникова
Учебно-методическое пособие: «Философия» для курсантов всех специальностей очной формы обучения.- Новороссийск: ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2016. - с.72
Представлены программа курса, планы семинарских занятий, конспекты лекций, тестовые задания по контролю знаний и глоссарий.
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов специальности: 180402 - «Судовождение», специальности: 180403 - «Эксплуатация судовых энергетических установок» и специальности:190701 - Организация перевозок и управление на транспорте» очной формы обучения.
Библ.: 25 назв.
УДК 1 (077)
ББК Ю Ор 3-34
И.Б.Братникова, 2010
МГА имени адм.Ф.Ф.Ушакова, 2010
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Тема № 1: «Специфика философского знания»
Мировоззрение – это система взглядов, идей, ценностей о мире и человеке. Мировоззрение присуще каждому человеку и обществу. Можно выделить следующие уровни мировоззрения: обыденное, эмпирическое и теоретическое. Обыденное мировоззрение связано со здравым смыслом и повседневной жизнью человека. Эмпирическое мировоззрение основано на опытных данных, поэтому в таком мировоззрении часто обнаруживаются внешние, несущественные стороны изучаемого предмета. Теоретическое мировоззрение основано на рацио, деятельности мышления и раскрывает сущностные и закономерные связи изучаемых предметов, фиксируемых в форме закона.
На разных этапах развития человека способами постижения мира выступают мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В истории развития общества сложились основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука, право и др.
Первоначально знание человека о мире было синкретичным, т.е., единым, нерасчлененным знанием. Поэтому на ранних этапах развития философия выступает в форме эзотерического знания - закрытого знания, для посвященных, со временем став экзотерическим знанием - внешним знанием, для профанов.
В европейской культуре философия возникает как движение от Мифа - образно символического восприятия мира к Логосу, как системно-рациональному знанию. На Востоке философия возникает и развивается как мудрость, сохраняя религиозно-мифологическую форму. В русской традиции философия всегда считалась любомудрием, поэтому оригинальная философия развивается на основе православия.
Можно выделить основные социокультурные типы философии:
- западную, связанную с поиском абсолютной истины;
- восточную, связанную с поиском смысла вечности и слияния с нею;
- русскую, ориентированную на поиск абсолютного добра.
Кроме того, различают также национальные типы философии: греческую, немецкую, арабскую и т.д. Существует классификация европейской философии на основе хронологии: античная, средневековая, философия 20 в. и т.п. В зависимости от типов культуры выделяют такие типы и стили философии, как классическая, неклассическая и постнеклассическая. На основе предмета философии и её проблематики выделяют: онтологическую, гносеологическую, антропологическую и другие философские системы.
Философия, утверждает К.Ясперс, возникает в «осевое время» - 8-2 вв. до н.э. в древнем Китае, Индии, на островах Эгейского моря и связана с постановкой мировоззренческих вопросов. Этимология слова «философия» означает любовь к мудрости. Впервые Пифагор употребил этот термин в 5 в. до н.э., а как системное знание философию развивают Платон и Аристотель.
На ранних этапах своего развития философская картина мира созвучна мифологической, религиозной и несет в себе черты предшествующих картин мира.
Мифология – это древнейшая форма общественного знания, обладающая следующими особенностями:
- присутствует у всех народов в архаический период;
- обращена к проблеме возникновения космоса, богов (космогония), того, как из Хаоса возникает Логос;
- основана на образном восприятии мира, единстве природы и общества, в ней отсутствует дихотомия: субъект – объект;
- связана с эмоционально-чувственным отношением к миру;
- исходит из единства времени: прошлого, настоящего и будущего и его циклического восприятия;
- выступает определённой системой ценностей: закрытой, неизменяемой и воспроизводимой в ритуале;
- не является примитивным отношением к миру, а дологическим, преимущественно правополушарным мышлением;
- сохраняется в культуре XXI в. в националистических идеологиях, проявлениях массовой культуры и т.п.
Специфика религиозной картины мира состоит в том, что в ней содержится:
- система богов, бога или сверхъестественных сил;
- принципиальное удвоение мира на земной и небесный, в котором земной мир определяется небесным;
- вера как некритическое принятие определённых ценностей и культ – система сложившихся ритуалов;
- догматизм (только так и никак иначе) и фанатизм (слепое отстаивание своей веры), в отличие от критической направленности философии.
В своём развитии религия движется от политеизма с чертами тотемизма, фетишизма, анимизма к монотеизму (единобожию).
Близость философии, мифологии и религии позволяет рассматривать философию как особого рода гуманитарное знание:
- предметом такого знания является человек и мир духовной культуры общества;
- это знание требует понимания, поэтому в XX в. появляется особая философская наука - герменевтика как философия понимания другого смысла, иной культуры;
- такое знание всегда диалогично, т.к. обращено к индивидуальности;
- это интерпретационное знание, в котором всегда присутствует автор;
- это чувственно-эмоциональное отношение к миру, а не рациональное, предполагающее целостное познание мира, а не схематичное как в науке;
- такое знание определяется социальными условиями, поэтому оно более идеологично, чем наука;
- обращено к запредельным основам бытия, связанным с самоуглублением.
Итак, философия является одной из форм общественного сознания, т. е. исторически конкретной формой рефлексии (самосознания) человечества. Именно поэтому философия выступает как мировоззрение и как особое гуманитарное знание. Как одна из форм мировоззрения, философия близка к мифологии, религии и науке при всем различии между ними.
Как мировоззрение, философия содержит в себе два компонента: ценности и знания. С ценностных позиций философия близка к религии и мифологии, ибо объектом названных форм общественного сознания выступает мир человека, предполагающий его понимание и интерпретацию, образное, лично-эмоциональное воссоздание этого мира, выявление глубоких основ бытия. Акцент на знание предполагает понимание философии как теоретического мировоззрения, науки.
Таким образом, с экзистенциальных позиций философия является особым гуманитарным знанием, замыкается на всю культуру и может выступать в форме религии, мифологии, литературы, живописи, музыки, а не только науки.
Тема № 2: «Предмет и функции философии»
С позиций сциентизма – направления, в котором наука рассматривается как единственная и необходимая форма отношения человека и общества к миру, философия может быть только наукой, т.е., теоретически сформулированным мировоззрением, системно-рациональным знанием.
Как любая наука, философия обладает следующими признаками: объективностью, рационалистичностью, системностью, проверяемостью и т. п. Философия как наука имеет:
- предмет исследования – «всеобщее: в системе мир-человек» или основные вопросы философии;
- понятия или категории (самые общие, абстрактные понятия), которые всегда парны и противоположны (форма-материя, прогресс-регресс и т.п.);
- законы диалектики ( переход количественных изменений в качественные, взаимопроникновения противоположностей, отрицания отрицания);
- методы исследования (от абстрактного к конкретному, совпадение исторического и логического, анализа и синтеза и т.п.;)
- системность, проверяемость на практике и т.д.
Предметом философии как науки являются основные вопросы философии, главным из которых является вопрос об отношении мышления к бытию. В этом вопросе выделяют две стороны: онтологическую: о признании первичности материи или духа и гносеологическую: о познаваемости мира. В выборе первичности материального или идеального оформляются две позиции: материализм или идеализм. В своем развитии материализм выступает в трех формах:
- стихийный, наивный материализм;
- метафизический, механический материализм XYII-XYIII вв. (метафизика –одностороннее представление о мире как неподвижном, непротиворечивом, неизменном);
- диалектический материализм (диалектика – наука о развитии, противоречии и взаимосвязи мира, появившаяся в IXX в. благодаря трем открытиям: учению о клетке, эволюционной теории Дарвина и закону сохранения и превращения энергии).
Историческими формами идеализма являются: объективный и субъективный идеализм. В объективном идеализме признается духовное первоначало вне и независимо от сознания (идеи у Платона, Абсолютная идея у Гегеля, Бог у средневековых схоластов). В субъективном идеализме не признается существования какой либо реальности вне и независимо от нашего сознания.
Вторая сторона основного вопроса философии связана с проблемой познаваемости мира. В решении проблемы познаваемости мира возможны позиции рационализма и эмпиризма, агностицизма, сенсуализма, иррационализма и др.
Материализм - это философское направление, в котором признается принципиальная познаваемость мира (Маркс, Фейербах).
Эмпиризм – это философское направление, в котором утверждается, что достоверное знание возникает благодаря опыту (Гоббс, Бэкон).
Сенсуализм – это философское направление, согласно которому ощущения и восприятие – это формы достоверного знания (Руссо, Дидро).
Рационализм – это философское направление, в котором утверждается, что достоверность знания возникает благодаря мышлению, а не чувствам (Лейбниц, Декарт).
Иррационализм – это философское направление, в котором разуму отказано в праве познать истину (Ницше, Шопенгауэр).
Агностицизм – это философское направление, в котором обосновывается невозможность познания сущности мира (Кант).
Скептицизм – это философское направление, в котором утверждается идея недостоверности познания (Пиррон), а в релятивизме – идея относительности познания (софисты).
В структуре философского знания можно выделить следующие разделы:
- онтология (онто-сущее, неизменное; логос – слово, учение) - учение о бытии как таковом; наука о сущем – фундаментальных принципах бытия. Онтология в этом значении совпадает с метафизикой Аристотеля как наукой о сверхчувственных принципах и началах бытия;
- гносеология – (гносис - знание) - учение о познании, его природе, условиях достоверности знания, методах познания;
- логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли (может быть формальной и диалектической);
- этика – наука о морали и эстетика - наука об эстетических формах отношения к действительности;
- аксиология – наука о смысле жизни, ценностях;
- история философии – хронологическое рассмотрение школ, течений, направлений в мировой философии;
- антропология – философское учение о человеке;
- методология – учение о методах познания;
- эпистемология – философия науки и т.д.
Различия в решении философских и мировоззренческих проблем определили многообразие философских течений, школ и направлений. Школы могут возникнуть вокруг основателя учения (пифагорейская школа) или по названию города (милетская школа). Философские течения – это множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития исходных принципов (экзистенциализм, фрейдизм). Философские направления формируются и развиваются под влиянием отдельного вида знания (материализм, идеализм).
Философия выполняет множество общественных функции, среди которых основными являются:
- мировоззренческие функции:
- гуманистическая (из-за особой значимости человека);
- социально – аксеологическая, т.е., конструктивно-ценностная,
интерпретаторская, критическая;
- культурно – воспитательная с ориентацией на гуманистические
идеалы, самокритичность, антидогматизм мышления;
- объяснительно – информационная;
- методологические функции:
- эвристическая;
- координирующая;
- интегрирующая
- логико – гносеологическая и т.д.
|