Тема № 11: «Основные модели развития: метафизика, диалектика, синергетика» Можно выделить три концепции развития, связанные с тремя научными картинами мира:
1. Классическая;
2. Неклассическая;
3. Постнеклассическая.
В классической картине мира развитие – это необратимый процесс направленных изменений, развитие – это поступательная эволюция, движение от простого к сложному. Происходит отказ от метафизического представления о развитии как неизменном, непротиворечивом, статичном движении. Развитие происходит благодаря диалектическим закономерностям, описываемым Гегелем тремя законами диалектики. В классической картине в характеристике развития используются понятия прогресс и регресс. Прогресс – это развитие в форме спирали, а критерием прогресса являются дифференциация и интеграция, т.е., разнообразие, повышение уровня организации системы и усиление связи между элементами системы. Вместе с тем сохраняется метафизическое представление о развитии как детерминизме. В классической картине мира развитие описывается лаплассовским детерминизмом: мир – это жесткая механистическая конструкция, объясняемая законами Ньютона. Основными характеристиками развития являются: необратимость, направленность, регулярность.
Неклассическая картина мира возникает в конце IXX в. под влиянием теории относительности Эйнштейна. В новой картине мира развитие, считает Т. Шарден, можно описать не в виде спирали, а в виде синусоиды. Характеристиками развития выступают: обратимость, сложность, случайность.
Постнеклассическая картина мира возникает во второй половине XX в. благодаря новой теории организации – синергетике. Синергия означает содействие, соучастие, а синергетика – это наука о принципах взаимодействия открытых систем в условиях интенсивного обмена с окружающей средой и согласованности действий внутри системы. В 1973г. на конференции по самоорганизации было заявлено о возникновении новой научной дисциплины – синергетики.
Синергетика исходит из стохастичности, неопределенность или хаоса как основной характеристики развития. Развитие описывается как древовидная, ветвящаяся графика И. Пригожина. В развитии присутствует энтропия, поэтому будущее в таком развитии неопределенно, развитие может идти в любом из направлений; из-за самого незначительного воздействия система начинает перестраиваться и возникает новый уровень организации – диссипативные структуры, т.е., структуры, самопроизвольно возникающие в неравновесных структурах. Образование таких структур происходит при подогревании жидкости, возникновении «химических часов», турбулентного движения. В неравновесных структурах появляются точки бифуркации, в которых система вдруг независимо меняет направление. В развитии Вселенной можно выделить две точки бифуркации: это возникновение жизни и человека.
Тема № 12: «Сознание как философская проблема»
В античности сознание или разум космичны и выступают синонимом универсальной закономерности. В средневековой философии сознание трактуется как надмировое начало - Бог и возникает идея спонтанной активности души. В Новое время у Декарта сознание - это непространственная субстанция, открывающаяся самосозерцающему субъекту. У Локка сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. На первый план в Новое время в проблеме сознания выдвигается самосознание. В немецкой классической философии исследуется общественно-историческая природа сознания. Так, у Гегеля, индивидуальное сознание человека определяется формами общественной жизни, т.е., объективным духом. Эволюция индивидуального сознания повторяет развитие коллективного сознания.
В марксизме сознание анализируется с позиций чувственно-предметной деятельности, т.к. сознание возникает в труде благодаря общению. Сознание отражает внешний мир, являясь субъективным образом объективного мира. В философии конца IXX – XX вв. появляется проблема иррационального в сознании, бессознательного.
С реалистических, материалистических позиций сознание – это субъективный образ объективного мира, отражение внешнего мира. Отражение присуще живой и неживой природе и является фундаментальным свойством материи. Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств состояния других систем. Отражение в неживой природе выступает как механическое, химическое, физическое. В живой природе выделяют такие разновидности отражения:
- раздражимость как реакция организма на внешнее воздействие;
- чувствительность, присущая животным, как способность отражать свойства вещей в виде ощущений;
- элементарная психика высших животных, целесообразность в реакции организмов на окружающую среду и выработка приспособленного поведения (рефлекса);
- психика человека как высшая форма отражения.
Существуют разные гипотезы, которые объясняют возникновение сознания человека:
- религиозная, согласно которой сознание возникает в результате творения и появления духа у человека благодаря Творцу;
- инопланетное, теософское (Е. Блаватская);
- реалистическая, материалистическая теория, которая исходит из идей Дарвина о том, что психика животных является предпосылкой возникновения человеческого сознания. Основными факторами возникновения психики человека являются труд, общение и речь;
- психоаналитическая концепция связывает возникновение сознания с появлением экзогамии (кровнородственной общины, связанной с другой общиной проблемой воспроизводства потомства) и тотемизма;
- по Т.Шардену, парадокс человека, т.е., возникновение сознания состоит не в переходе от человекообразных обезьян к человеку, а в субъективации внешних форм проявления жизнедеятельности.
С реалистических позиций на возникновение сознания влияют следующие факторы:
- внешний мир, отражаемый в виде символов, копий, несущих информацию о мире;
- социокультурная среда;
- мозг и условно-рефлекторная деятельность;
- собственный индивидуальный мир человека;
- космическое, информационное поле.
В отечественной философии сознание рассматривается А.Спиркиным, как идеальное отражение действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека.
По А.В. Иванову сознание – это идеальная психическая форма действительности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Структура сознания, предложенная А.В.Ивановым, объединяет представления о функциональной асимметрии мозга, структуре сознания по Фрейду и Юнгу.
сверх-сознание
«Я»
бессознательное
I сфера– это сфера телесно-перцептивных способностей, первая информация о мире. Главным принципом этой сферы является принцип целесообразности.
II сфера – это логико - понятийные компоненты сознания, главный принцип этой сферы - поиск истины.
III сфера – это эмоционально-субъективные переживания, эмоции, аффекты. Главным принципом этой сферы является удовольствие.
IV сфера – это ценностно-мотивационные компоненты сознания.
Левополушарная деятельность мозга «отвечает» за языковое, вербальное, логическое мышление. Правополушарное – за образное, интуитивное, музыкально-поэтическое восприятие мира. Арабские цифры означают точки восхождения духовной Самости, по Юнгу:
1. Этап бессознательного.
2. Генезис телесного «Я».
3. Формирование сознательного «Я».
4. Формирование нравственного «Я».
5. Космическое Сверх-сознание.
В объяснении сознания используется характеристика идеального, которая противоположна материальному и носит функциональный характер, выступая как образ предмета. Идеальное, возникая в сознании отдельного человека, носит надличностный характер. Сознание является идеальным, существуя в материальной форме выражения, т.е. языке.
Сознательное и бессознательное в исследовании сознания впервые появляются у З.Фрейда как представление об «индивидуальном бессознательном». У К.Юнга возникает представление о «коллективном бессознательном», т.к. символика является составной частью психики и бессознательно вырабатывает формы и идеи, носящие схематический характер. Эти идеи Юнг называет архетипами и считает их основой нашей психики и деятельности. А.Адлер выделяет понятие комплекса неполноценности, появляющегося из-за несовершенства человеческой природы, преодолевая которое человек актуализирует свои творческие способности. Если он застревает в этом комплексе, то появляется желание власти, господства и подавления других. Э.Фромм объясняет бессознательное, используя понятие социального характера личности, т.к. человек существует в двух планах жизни экзистенциальном и историческом.
Проблема общественного сознание и его форм появляется в философии марксизма. Общественное сознание – это реальное осознание обществом самого себя на определенном историческом этапе развития. Выделяют следующие исторические формы общественного сознания: мифологию, религию, право, философию, науку и др.
Формы общественного сознания различаются по предмету отражения: у философии – это всеобщее, у науки – особенное, у религии – иррациональное и по способам отражения: философия и наука используют понятия, искусство и мифология – образы.
В структуре общественного сознания выделяют теоретический и эмпирический уровень, общественную психологию и идеологию.
На теоретическом уровне отражаются существенные связи и закономерности в понятиях науки, категориях философии. На эмпирическом и обыденном уровнях, основанных на опыте или повседневной практике, здравом смысле отражаются внешние, иногда случайные свойства и стороны изучаемого объекта.
Общественная психология – это уровень общественного сознания, где критерием отношения к действительности является не знание, а оценка. Общественная психология – это ценностное отношение к действительности группы или класса. Идеология – это система теоретических взглядов на действительность, создаваемая теоретиками. Однако, по Мангейму, идеология – это всегда иллюзорная, ложная система взглядов.
|