Обратная связь
|
Тема № 4: «Античная философия» Генезис философии связан с крушением традиционного уклада жизни и ценностей, отказом от мифологического и религиозного мировоззрения. Духовной предпосылкой возникновения философии было преодоление мифотворчества, как основной формы знания до VI в. до н.э. Политическая борьба внутри полисной организации общества разрушала авторитет мировоззренческой традиции, основанной на общепризнанном мнении. Возникла потребность в новом мировоззрении, основанном на знании. Почти одновременно, в так называемое «осевое время» (К. Ясперс) – около VI в. до н.э. происходит возникновение философских систем в Древней Греции, Индии и Китае.
Появление греческой философии, положившей начало будущей европейской культуры и стиля мышления связано не только с преодолением мифологии, но и со спецификой античного способа производства. Античный способ производства, в отличие от азиатского способа производства, определяется частной собственностью и развитым личностным началом. Именно этот способ производства определил специфику полисной организации древнегреческого общества (города-государства), в которой человек стал
принципом государственного строя. Более того, ни один тип осевой культуры, кроме античной не осмыслил свою личностную универсальность. Для возникновения философии необходима культура общества, где есть люди, развитые до придела. Возможности возникновения универсальной личности связаны, по гипотезе М.Петрова, со способностью категориального мышления, т.е., с возникновением универсально понятийного социокода. Именно новый ритуал передачи социального опыта, отличный от лично-именного и профессионально-именного, утверждает М.Петров, ведет к образованию философии, права, особой полисной организации Древней Греции.
Античная философия проходит в своем развитии значительный период от тело мира состоит из огня, воды, земли и неба. К вв. до н.э.- времени зарождения древнегреческой философии до периода завершения эллинизма в V-VI вв. н.э.
Древнегреческая философия в свою очередь развивается от натурфилософии досократиков к философии Сократа и платонизму - стержню европейской философии (А.Лосев).
Возникающая древнегреческая философия была космологична и занималась поиском субстанции мира - архэ. Поэтому философия милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) выступает как натурфилософия- философия природы. Гераклит Эфесский полагает, что архэ мира – это огонь, поэтому «все течет, все изменяется», т.е., в учение о бытии вносится идея всеобщей изменчивости и движения. Для пифагорейцев сущностью каждой вещи является геометрическая фигура, которая состоит из плоскости, а плоскость из линии. Фундаментом всего является точка, единица или число. Космос – консонанс чёта и нечета. Нечётное число – символ гармонии и добра, а четное – множество, дисгармония, зло. Пифагор выражался афористично: «Не разгребай костёр ножом», «Что упало – не поднять», «Не разламывай хлеба надвое». Душа по Пифагору бессмертна, а после смерти перемещается в другое тело. Анамнезис - память души о том, что она наблюдала, будучи в другом теле. Душа должна очищаться катарсисом (музыка, танец, математика). Тело должно очищаться вегетарианством. Элеаты: Парменид и Зенон впервые противопоставляют бытие (сущее) и небытие (несущее) и открывают в апориях(трудно разрешимых парадоксах мысли) противоречие в мыслях о предмете, ведущее к истине. С варианта механического объяснения мира у Демокрита начинается материалистическая мысль в философии. Согласно Демокриту, атомы вечны, непроницаемы, движутся в пустоте, из разных комбинаций атомов образуются различные комбинации веществ. Атомы непознаваемы, видны только разумом. Душа состоит из атомов, она смертна и целью жизни является безмятежная мудрость. В космосе господствует детерминизм, т.е., жесткая причинно-следственная зависимость.
Сократ одним из первых делает объектом мышления не космос, а человека, обосновывая в философии этический рационализм. Именно поэтому его фигура - поворотная в истории античной философии. Сократ создает антропологическую философию, предметом которой является искусство жизни, основанное на знании о сущности предметов, получаемое только в процессе диалога и диалектики (буквально) - искусства вести беседу. Диалектика складывается из иронии и майевтики. Девизом его философии были два положения: «Познай самого себя» и « Я знаю, что я ничего не знаю». Создавая свою этику, Сократ связывает добродетель со знанием, поэтому править должны знающие, а не невежественные. Зло происходит от незнания. Сам Сократ не пишет сочинений, в устной беседе-диалоге создавая философию. О философии Сократа мы знаем по сочинениям - диалогам Платона.
Зрелая классика античности представлена философией Платона и Аристотеля, создавших свои школы – Академию и Ликей, и развивших цельное учение о бытии (онтологии) с позиций дуализма и объективного идеализма.
Платон в своих сочинениях – диалогах описывает существование двух миров: мира идей и мира чувственных предметов. Мир идей определяет мир вещей. Идея существует вечно, объективно, это сущность вещи, её смысл - эйдос. Истинное бытие – это мир идей, материя - это мир становления, бывания и посредница между миром идей и миром чувственных вещей. Платон описывает наличие трех субстанций: Единое (беспредельное начало), Ум (Нус) как прообразы идей о мире и Мировая Душа.
Индивидуальная душа бессмертна и после смерти может попасть в мир идей, поэтому познание - это припоминание душой того, что она видела ранее. Платон описывает процесс познания на образе узников, прикованных к стене, и выделяет четыре рода познания: два вида чувственного познания, которое дает нам простые образы вещей и возможность соотносить эти простые образы с конкретными вещами; третий вид – дианойя - интеллектуальное познание, похожее на математическое и итоговый вид – ноэсис - знание общих начал бытия.
В этой же работе - «Государство» Платон описывает три способности души: чувственность, волю и разум. Добродетелью являются сдерживающие силы от аффектов, мужество, мудрость и справедливость. В работе «Государство» Платоном создается идеальная модель общества, в котором отсутствует частная собственность. Государство основано на общественном разделении труда и наличии трех сословий, описываемых по образу тела человека: голова - это философы, грудная часть - воины или стражники, руки и ноги - сословие производителей: крестьян и ремесленников. Такое идеальное государство, управляемое философами и основанное на справедливости, отличается от четырех неправильных форм, основанных на материальном интересе: тимократии – власти честолюбивых; олигархии – власти немногих и богатых; демократии – власти невежественного большинства (охлократии) и тирании – безграничной власти одного.
Ученик Платона – Аристотель разделяет науки на теоретические: метафизику, физику и математику; практические: политику, экономику и этику и творчески: риторику и поэтику.
Аристотель развивает учение Платона о мире вещей и идей, полагая, что идея существует в каждой вещи как её форма. Форма – это активное энергетическое начало вещи, а материя – пассивное энергетическое начало. Хаос бытия организуют, по Аристотелю, четыре причины бытия: материальная - то, из чего всё состоит; формальная - то, что означает форму; действительная - то, что является энергетическим началом; целевая - то, ради чего все. Творцом бытия является Перводвигатель или Демиург.
В своде книг «Органон» Аристотель создаёт формальную логику, выделяя дефиницию, понятие, суждение, умозаключение, закон исключения третьего, закон противоречия и т.д.
Аристотель создает учение о душе: растительной, животной и разумной, как той части души, которая познает и думает. В учении о государстве - «Политике» Аристотель исходит из того, человек – это политическое животное, поэтому государство возникает естественным путём объединения семей. Государство основано на частной собственности, разделении труда, среднем классе землевладельцев.Существуют, по Аристотелю,
Правильные формы государства:
| Неправильные формы государства:
| - Монархия
| - Тирания
| - Аристократия
| - Олигархия
| - Полития
| - Демократия
| С распадом полиса в эпоху эллинизма с конца IV в. до н.э. по VI в. н.э. завершается классика античной философии и развивается эллинистическо-римская философия. Возникающий интерес к отдельному человеку и смыслу его жизни обосновывается в философии скептицизма, эпикуреизма, стоицизма и других философских школах древнеримского общества.
Философия эллинизма аполитична и обращена к теме смысла человеческой жизни. Для скептиков: подлинное знание недостижимо, так как бытие текучее и изменчивое. Человеку следует принимать жизнь в её данности: человек должен сформировать состояние внутреннего покоя, как полного безразличия – атараксию. Истинный скептик не говорит, а молчит, так как философия освобождает от страданий и страха смерти.
Согласно эпикуреизму, целью жизни человека является счастье, понимаемое как удовольствие – гедонизм. Но удовольствие, считает Эпикур, это состояние покоя – атараксии, поэтому не стоит бояться смерти.
С позиций стоиков (Плутарха, Марка Аврелия), космос – это огненное дыхание, живущее по единым законам макрокосмоса. Человеку не подвластны законы бытия, от судьбы никуда не уйти, поэтому судьбу следует принимать.
Киники (Диоген Синопский, Антисфен) провозглашают отказ от благ и возвращение к природному естеству, добровольное перенесение боли, одиночества, отказ от традиционной морали. Стоицизму и киникам близок аскетизм – отказ от благ и чувственных удовольствий ради развития духовных, особых мистических состояний.
В IV в. н.э. в Восточной Римской империи христианство становится официальной государственной религией и значительное место в эллинистическо-римской философии занимает неоплатонизм Прокла и Плотина. В 529 г. император Юстиниан закрывает философские школы в Афинах и начинается новый средневековый этап развития европейской философии, длившийся до XVв.
|
|