Обратная связь
|
Тема № 14: «Проблема человека в философии». Проблема человека - это центральная и вечная тема философии, одновременно и самая сложная и самая противоречивая в философии. Она очень многоаспектна, и в ней можно выделить следующие проблемы: антропосоциогенеза, типов взаимоотношения человека и общества, соотношение биологического и социального в природе человека, экзистенциального и психоаналитического подходов к анализу человека.
Существует множество объяснений происхождения человека. Во всех мировых религиях описывается сверхестественный процесс возникновения человека. Достаточно распространенной является концепция внеземного происхождения человека, которой придерживались многие мыслители. Так, К.Э. Циолковский считал, что жизнь и психика являются свойствами всей Вселенной, а не только Земли. Е. Блаватская рассматривала проблему человека как идею существования духа в виде семи рас и космической смены этих рас.
Уникальность жизни на Земле и уникальность возникновения человека подчеркивает физик М.Фельден в работе: «Мы одни во Вселенной». Земля находится на периферии Галактики, что позволяет существовать жизни вдали от опасного радиационного излучения. Зельманов и Картер развивают антропный принцип возникновения жизни: Вселенная обладает уникально благоприятными свойствами для возникновения человека.
Начиная с XX в. в западной философии возникает самостоятельная наука – философская антропология, анализирующая проблему человека.
По М.Шелеру, человек – это единственное существо, которое говорит природе «нет», а животное всегда говорит «да». Человек – это единство телесного, психического, духовного начал, его сущность заключается в движении и выходе за свои пределы. По Плеснеру, человек - это эксцентричное существо, выходящее к миру, способное делать выбор, незавершенное существо. Согласно Гелену, человек - это биологически недостаточное существо, у которого желание выжить привело к развитию духа, являющегося отныне сущностью человека.
В психоаналитической теории возникновения человека Фрейд связывает проблему возникновения человека не с трудом, а с экзогамией (кровно - родственной семьей, где запрещен инцест, возникающей благодаря тотемизму). Реалистический, материалистический подход впервые был предложен Дарвином. Согласно такой позиции, человек – это звено биологической эволюции, человек возникает благодаря труду, общению, языку, мышлению. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» уточняет факторы возникновения человека Ими являются: прямохождение, потеря волосяного покрова, высвобождение руки, манипулирование предметами, больший по объему и структуре мозг, появление речи (осознаваемой и передающей смысл), общение и мышление.
Современные физики, геологи дополняют - это изменение климата, повышенный радиационный фон и необходимость приспосабливаться к новым экологическим нишам. Человек возникает в период около 4-5 млн. лет тому назад, потом развитие человека как биологического вида остановилось.
Таким образом, невозможно точно воссоздать процесс возникновения человека и общества. Можно лишь очертить контуры этого процесса, связанные с орудийной деятельностью, речью, мышлением и экзогамией. В архаическом обществе речь носит предметный характер, одновременно сплачивая индивидов в единое целое. На этом этапе господствует миф как способ отношения к миру и как способ понимания человеком самого себя. Для данного типа отношений личной зависимости характерен лично - именной и профессионально - именной тип трансляции социального опыта. На этом этапе человек не вычленяет себя из природного и социального целого. Отсутствует понятие «Я» и господствует «Мы» и «Они».
Природа человека одновременно и биологична и социальна. Биологическая, ибо человеческая деятельность определяется обменом веществ, генной структурой и т.п., а социальная, т.к. человек становится общественным существом в процессе деятельности и общения.
Человек является биосоциальным существом. Наша биология определяет наш генотип – набор генов, полученных от родителей и фенотип – признаки, которые формируются в процессе индивидуального развития. Человек становится личностью в процессе социализации.
В изучении проблемы человека в философии используются такие понятия как индивид, индивидуальность, личность. Индивид – это характеристика человека со стороны его родовых свойств, т.е., как человека вообще. Индивидуальность – это то специфически особенное, что отличает одного индивида от другого. В европейской философии личность понимается как прометеевский (героический человек), для которого самооценка = успех / притязания. Основными характеристиками личности являются самостоятельность, автономность, самозаконность. Так, в современной европейской философии Джеймс рассматривает личность как состоящую из 3-х частей: физической – телесной; социальной как признания нас со стороны других и духовной личности, как ощущающей себя мыслящим существом.
В гуманистической философии Маслоу предложена иерархия потребностей личности в виде пирамиды.
1-я самая низшая линия – это поддержание физического состояния;
2-я связана с самосохранением, третья - с уверенностью, самоуважением;
4-я - с социальным признанием нас другими, затем расположены самые высшие: познавательно-эстетические мотивы, самоактуализации.
По Юнгу, структура личности представлена 4 этапами, которые проходит человек в процессе индивидуализации:
1-й этап – Тень (все негативное в человеке); на этом этапе человек должен ассимилировать негативное в себе, а не переносить на других;
2-й этап - Анимус – мужское и Анима – женское начала в человеке; на этом этапе должна осуществиться гендерная самоидентичность;
3-й этап - это Значение, то есть уяснение своего смысла и смысла мира;
4-й этап – это Самость – высшее развитие личности, достижение высшей гармонии с собой и миром.
В XX в.в философии психоанализа была конкретизирована природа человека в связи с проблемой бессознательного. В сфере человеческой психики З. Фрейд выделил три пласта: «Оно», «Я» и «Сверх - Я» (бессознательной энергетики инстинктов, сферы сознания и сверхсознания, т.е. культурных и социальных норм и запретов). Сублимирование как замещение инстинктивных влечений ведет к возникновению культуры, которая одновременно создается человеком и защищает человека. Из-за ориентации на успех, культуры соперничества, индивидуализма в европейской культуре появляются невротические личности. Невроз связан с желание быть сильным, агрессивным, непохожим на других.
На Востоке иное представление о человеке, чем на Западе. Так, в даосизме человек должен быть никаков, т.е., соответствовать пустоте, стать мудрым – относится ровно ко всем, отказываться от всякой мысли о действии, отказываться от собственных желаний, сердца. Это - ограничение в еде, воздержание от мысли, желаний и слов. Главными характеристиками человека в даосизме выступают: покой, чистота, невовлеченность, ясность. Тогда, считают даосы, все будет случаться само собой, тогда нет нужды получать личные заслуги и требовать от мира постоянного признания своей значимости.
В русской культуре быть личным, значит быть общинным, религиозным, следовать идее коллективности судьбы. Поэтому в русской философии евразийства появляется понятие симфонической личности, как личности, которая подчиняется нации, классу, государству.
В культуре и философии постмодернизма XXI в. возникает новое понимание человека. Для человека постмодерна характерно полное неприятие нормативности и рациональности, такому человеку свойственно хаотичное поведение, ему все равно, все дозволено.
Таким образом, уникальность, феномен человека определяет возможность самых различных подходов и способов решения проблемы человека в философии.
|
|