Тема № 16: «Культура и цивилизация» Уже в самом термине «культура» (лат.- возделывание почвы) выражена важная особенность культуры: наличие в ней человеческого, деятельностного начала. Отсюда - обобщенное понимание культуры как всего созданного человеком в его деятельности, как единства материальной и духовной культуры. Исходя из связи культуры с человеческой деятельностью, можно определить существо культуры как степень развития самого человека: динамичное «тело культуры» неотделимо от субъекта культуры; сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно - историческое существо. В результате культура представляет собой характеристику развития человека как общественного существа, форму самодетерминации индивида, одновременного бытия и общения людей различных культур. Основанием культуры служит самоустремленность всей человеческой деятельности, что и определяет специфику культуры в ее полифоничности (В.С. Библер): культура живет и развивается в диалоге с другими целостными культурами, это общение совершается только в контексте настоящего, «культура не имеет собственной территории» (М.М. Бахтин), она амбивалентна.
Культура характеризует развитие человека как субъекта деятельности: создавая предметный мир культуры, человек одновременно творит себя как субъекта, как общественное существо, формирует свою способность к творчеству. А значит, культура вплетена в исторический процесс. Отсюда многомерность социальной детерминации культурного развития, диалектика преемственности (культурной традиции) и новаторства в развитии культуры.
Накопление и трансляция человеческого опыта в истории осуществляется в рамках устойчивой стороны культуры - культурной традиции. На ее основе происходит функционирование культуры: освоение культуры через воспроизводство ее образцов, стереотипных программ (обычаев, ритуалов, навыков). Культурная традиция как историческая память - непременное условие не только существования, но и развития культуры. Поэтому историю создают все культуры, в том числе и культуры - имитаторы, зачастую порождая оригинальное, неповторимое, иное, чем протокультура, например, дзен-буддизм или русская словесность XIX в. Приращение, развитие культурного богатства осуществляется в процессе творчества субъектом творческой деятельности. Но не всякое новаторство есть творчество культуры. Творчество культурных ценностей возможно тогда, когда уникальное, неповторимое несет в себе всеобщее содержание.
В культуре присутствует общечеловеческое, всеобщее начало, хотя любая культура органично связана со своим временем тем, что в ней выражаются потребности и противоречия конкретной эпохи, что именно ими стимулируется культурное творчество. Деятельное, творческое начало, воплощаемое в культуре, всегда соотносится с объективными условиями и законами общественного развития. Поэтому творчество культуры не совпадает с творчеством истории.
Культурные различия - источник многообразия и многомерности исторического процесса. Любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Тем самым, необходимо и возможно взаимодействие, взаимопонимание культур.
Чрезвычайно важен для понимания культуры механизм ее взаимоотношения с цивилизацией. Цивилизация включает в себе преобразованную человеком, окультуренную природу, средства этого преобразования, человека, способного жить в такой среде. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Поэтому достаточно часто понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного во времени и пространстве (А. Тойнби) или как фискация определенного уровня технологического развития. Вместе с тем, если понятие «культура» характеризует человека, меру его развития, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры, возникновение массовой, потребительской культуры.
В объяснении механизма взаимоотношения культуры с цивилизацией возникают различные теории локальных культур-цивилизаций. Согласно Данилевскому, гармонию Вселенной невозможно объяснить без допущения идеи целеустремленности всего сущего к взаимной согласованности. По аналогии с природой историю можно считать чередованием самобытных больших и малых культур. При этом полагает Данилевский, нельзя говорить о существовании общечеловеческой цивилизации. Человечество - это тощая абстракция, а народ - это конкретная и существующая действительность. В основе каждой из культур как энергетическое начало лежит национальное начало - фундамент возникновения культурно - исторического типа, т.е. своеобразной культуры с уникальными художественными, религиозными и социально-экономическими особенностями.
Данилевский считает, что в своем жизненном цикле культурно-исторический тип проходит четыре стадии: первоначального формирования, становления государственности, наивысшего расцвета и ослабления созидающих начал. Следует обратить внимание на очевидную сходность установок Данилевского Н.Я. в работе " Россия и Европа" /1871 г./ и Шпенглера О. в работе "Закат Европы" /1919-1921 гг./, ведь работа Данилевского была опубликована на немецкий язык в 1920г.
Выделяя существование десяти культурно-исторических типа, Данилевский особое внимание обращает на романо-германский и славянский культурно-исторические типы, имеющие соответственно два основания или четыре. Формирующийся на основаниях религии, науки, политики и экономики славянский тип, по мнению Данилевского, сменит европейский, переживающий с середины XX в. упадок. Задача России состоит в осознании себя единым народом вместе со всем славянством.
Тема № 17:«Глобальные проблемы современной цивилизации»
Потребительское отношения к природе породило в XX в. значительные экологические проблемы и обостренно поставило вопрос о возможных путях развития человечества. Путь цивилизации, т.е. увеличивающегося покорения и изменения природы до планетарных подходов, исчерпывает себя. Остается путь приспособления к природе, т.е. необходимость постоянного соизмерения нужд общества и возможностей природы, осознания того, что человек - это часть природы. А значит, необходимо изменение мировоззренческих установок, развития нового измерения общественного сознания - экологического сознания и утверждение своеобразного экологического императива, т.е. совокупности недопустимых нарушений равновесия природы. Очевидно, что такой экологический императив невозможен без нравственного императива, предполагающего исключение силовых приемов разрешения противоречий и конфликтов и формирование ощущения общепланетарного целого.
Большая заслуга в привлечении внимания к теме человека в рамках глобалистики принадлежит Римскому клубу. Вопросам образования был посвящен седьмой доклад Римскому клубу, опубликованный в 1979 г. под названием «Нет пределов обучаемости». Несколько ранее (1977) в докладе «Цели для человечества» обсуждались вопросы духовного развития человека, нравственных ориентиров, адекватных современной эпохе.
Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути, он выражал новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем виделся теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Новый подход противостоял тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.
Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Может ли перед лицом глобальной угрозы в мире, разделенном множеством перегородок, быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль, одинаково приемлемая для всех? Если да, то каковы пути ее формирования и распространения? Каковы вообще цели человечества, взятого как единое целое? От ответа на эти и аналогичные вопросы во многом зависят стратегия и тактика подхода к глобальным проблемам. Конечно, простой ответ на эти вопросы едва ли возможен. Одним из наиболее продуктивных путей на сегодня является предложенный учеными Римского клуба, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования.
Было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в частности, то, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо — ориентация на сиюминутность. Следовательно, в числе про чих образование имеет и глобальную миссию. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствует множество фактов. На планете насчитывается около миллиона полностью неграмотных или грамотных лишь частично. В государственных бюджетах даже развитых стран расходы на образование занимают незначительную долю1. Качество образования не отвечает характеру трудностей, стоящих перед современным миром. Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется далеко не полностью, поскольку существующая система ориентирована лишь на текущие запросы, а не на перспективу. Между тем современный мир настолько изменчив, что три четверти специальностей в течение 25—30 лет либо отмирают, либо нуждаются в радикальном обновлении. Следовательно, человек должен быть готов к тому, чтобы безболезненно проходить переучивание или менять специальность. Система же образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной.
Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни установление справедливого экономического порядка. Наконец, невозможна и разумная формулировка целей современного человечества как единого целого. Таким образом, фи-лософско-антропологический подход выявляет значимость темы о человеке и его духовном мире для решения глобальных проблем. Ядом такого мировоззрения должно стать глобальное сознание.
Глобальное сознание призвано выразить особенности современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть корни современных глобальных проблем. На этой основе станет возможным определение путей их преодоления, а также уяснение будущих перспектив че-ловечества. В конечном итоге речь должна идти о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе, о той миссии, к которой человек призван по своему существу. Вместе с тем в рамках глобального сознания со всей очевидностью должна быть осознана задача выживания человечества, от которой зависит решение всех других. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на выживание является доминирующей. Суть глобального сознания не в возврате к прошлому и не в пессимизме. Напротив, оно должно открыть оптимистическую перспективу.
2. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Специфика философского знания.
2. Предмет философии и основные вопросы философии.
3. Социокультурные предпосылки возникновения философии.
4. Античная философия: круг проблем и представители.
5. Философия Платона.
6. Философия Аристотеля.
7. Философия эллинизма.
8. Древневосточная философская традиция.
9. Эмпиризм философии Нового времени: Бэкон и Гоббс.
10. Рационализм в философии Нового времени: Декарт,Лейбниц, Спиноза.
11. Немецкая классическая философия: общая характеристика, представители.
12. Философия Канта. Этика.
13. Система и метод Гегеля. Учение о диалектике.
14. Позитивизм в философии XIX в.
15. Иррационализм в философии XIX в. Шопенгауэр, Кьеркегор.
16. Марксизм и материалистическое понимание истории.
17. Философия жизни Ф. Ницше.
18. Русская философия к. XIX – XX в.
19. Философия русского космизма.
20. Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).
21. Зарубежная философия 20 века: экзистенциализм и персонализм.
22. Фрейдизм и неофрейдизм (Фрейд, Юнг, Маркузе, Фромм).
23. Структурализм и герменевтика.
ГЛОССАРИЙ:
Агностицизм – (от греч. – недоступный познанию), философское учение, считающее невозможным истинное (сущностное) познание действительности.
Антропология – учение о человеке.
Антроподицея – проблемы в богословии, связанные с оправданием бога как неответственного за существование зла в мире.
Аскетизм – эллинистическое учение об ограничении или подавлении чувственных желаний для обретения свободы духа. Характерен для религиозных течений.
Априори– (от лат. – из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Апории - трудноразрешимая проблема или парадоксальная задача, суждение.
Апостериори– (от лат. – из последующего), знание, получаемое из опыта.
Анимизм – (от латинского - душа) – представление об одухотворенности окружающего мира в архаическом сознании.
Антропосоциогенез– проблема происхождения человека и общества.
Антропоморфизм– представление о наличии у явлений окружающего мира свойств человека.
Антроцентризм– воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Бессознательное– совокупность психологических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Волюнтаризм– (от лат. – воля), принцип, рассматривающий волю в качестве высшего основания бытия.
Гедонизм– (от греч. – наслаждение) – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо человека. В Древней Греции – это школа эпикуреизма.
Гносеология– теория познания.
Диалектика– учение о развитии. Метод, учение о всеобщих закономерных взаимосвязях, развитии через противоречие.
«Досократики»- термин, обозначающий древнегреческие школы, существовавшие до Сократа и не затронутые влиянием сократической традиции.
Дуализм– (от лат. – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два противоположные начала – дух и материю и т.п.
Идеология– (от греч. – слово, учение) – система взглядов, идей об отношении людей к действительности и программе действий по закреплению или изменению общественных отношений. По Маннегейму, иллюзорная, ложная форма отражения действительности.
Иррационализм– (от лат. – неразумный), философское течение, отрицающее главенствующую роль разума в познании и утверждающее алогичный – неразумный характер бытия.
Идеализм –(от греч. – идея), философское учение, утверждающее первичность духовного, психического начала и вторичность материального.
Императив – (от лат. – повелительный), закон. У Канта – нравственное предписание. Категорический императив – безусловный принцип поведения.
Категории – (от греч. – высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие существенные связи действительности.
Киники – (от лат. – циники), сократическая школа, требующая жить по собственным законам, эпатировать общественное мнение и отрицать общественную мораль.
Материализм – (от лат. – вещественный) – философское учение, решающее
основной вопрос философии в пользу материального,
физического в противоположность идеальному.
Метафизика – (от греч. – после физики) – философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречие, создающий одностороннюю, статическую картину мира.
Мифология – архаическое понимание действительности посредством образа,
существовавшее на ранних этапах развития общества.
Модернизм – (от новейший, современный) – направление в культуре конца XIX – начала XX в., утверждающее свободу мыслителя и символическое отражение действительности.
Монадология – учение Лейбница о монадах, - бестелесных, простых субстанциях.
Монизм – (от греч. – один), способ рассмотрения мира в свете одного начала. Противоположен дуализму, признающему два независимых начала и плюрализму – признающему множественность начал.
Неоплатонизм – поздний этап развития платонизма, согласно которому во главе бытия стоит единое, из которого следуют ум и душа.
Номинализм – (от лат. – имя) – философское учение, отрицающее существование универсалий (общих понятий) и утверждающее, что действительно существуют лишь единичные вещи, а не понятия.
Ноосфера – (от греч. – разум) – сфера разума. По Вернадскому, ноосфера – новая стадия биосферы, которой управляет коллективный разум человека.
Онтология– (от греч. – сущее и учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
Основной вопрос философии– проблема соотношения бытия и мышления.
Пантеизм– (от греч. – всё и бог) – философское учение, отождествляющее бога и мир.
Патристика– (от лат. – отец) – ранний этап развития средневековой философии (III – VII в.) – учения западных и восточных отцов церкви.
Персонализм– (от лат. – личность), направление в современной западной философии, признающее личность первичной духовной реальностью, а весь мир проявлением верховной личности – Бога.
Плюрализм– (от лат. – множественный), философская позиция, согласно которой существует множество независимых начал.
Постмодернизм– направление в культуре второй половины XX в., утверждающее субъективизм, плюрализм, идею бытия как становления.
Позитивизм– (от лат. – положительно) – философское направление, основанное на идее позитивного знания. С позиции позитивизма философия как самостоятельная наука не имеет права на существование.
Провиденциализм- (от лат. – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека.
Протестантизм– направление христианства, возникшее в эпоху Реформации в XVI в. и направленное на реформацию католицизма.
Рационализм – (от лат. – разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Реализм -(от лат. – вещественный), философское направление, считающее, что идеи существуют реально и независимо от сознания.
Сенсуализм– (от лат. – восприятие, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания.
Скептицизм– (от греч. – исследующий) древнегреческое направление IV в. до н.э., не допускающее возможности достоверного знания и рационального обоснования норм поведения.
Стоицизм– древнегреческая школа III в. до н.э., считающая идеалом мудреца, достигшего добродетели и беспристрастие (апатии), не зависящего от внешних обществ.
Структурализм – философское направление XX в., выявляющее структуры как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.
Субстанция– (от лат – сущность), причина самой себя; реальность, рассматривающаяся со стороны ее внутреннего единства.
Схоластика– (от греч. – школьный), тип религиозной философии, рационально обосновывающий христианские догматы и пришедший на смену патристики в средневековой философии.
Сциентизм- (от лат. – знание, наука), мировоззренческая позиция, считающая научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.
Теоцентризм– религиозно-философский принцип, рассматривающий бога как центр мироздания.
Теодицея– (от греч. – бог и справедливость), религиозно-философская доктрина, оправдывающая Бога как неответственного за мировое зло.
Томизм– (от лат. – Фома), направление в схоластике и теологии католицизма, созданное Фомой Аквинским.
Тотемизм– религиозно – мифологическое воззрение о наличии общего предка (тотема) у человека и природы.
Трансцендентное– внешнее, выходящее за пределы эмпирического мира, противоположное имманентному – внутренне присущему.
Трансценденталии– (от лат. – выходящие за пределы) – понятия схоластики, обозначающие наиболее универсальные, высшие определения бытия.
Фетишизм– (от франц. – идол, талисман), религиозное поклонение предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Фрейдизм– общее обозначение школ, применяющих учение З. Фрейда об индивидуальном бессознательном для объяснения явлений культуры, творчества, общества в целом.
Эвдемонизм– (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
Экзистенциализм – (от позднелат. – существование) – философия существования, толкующая бытие, как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенцию.
Эллинизм– греко-римская философия с IV в. до н.э. по V в. н.э., эволюционирующая от философии индивидуализма к римскому универсализму.
Эмпиризм– (от греч. - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знание означает описание опыта и сведение к нему.
Эпистемология– (от греч. – знание и слово; учение) – термин, обозначающий теорию познания.
Эпикуреизм– направление в древнегреческой и древнеримской философии, названное по имени ее основателя – Эпикура, утверждающее, что счастье человека связано с наслаждением, понимаемым как отсутствие страдания.
|