Анализ деловой активности предприятия
От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия, так как недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность предприятия, прерывает производственный цикл и приводит предприятие к банкротству. Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От этого зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с хранением запасов. Это отражается на себестоимости, а следовательно и на финансовых результатах деятельности предприятия.
Оборачиваемость активов характеризует скорость оборота оборотных средств и определяется отношением выручки от реализации к средней величине активов. Средняя величина активов=(S активов на начало года + Sактивов на конец года)/2.
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции показывает скорость оборота готовой продукции. Определяется делением выручки от реализации продукции, работ, услуг(Вр) на величину готовой продукции(ГП).
Коб.гп= Вр (Ф№2 стр.010)/ГП(Ф№2 стр.020).
Рост показателя означает увеличение спроса на продукцию предприятия, а уменьшение показателя - затоваривание готовой продукцией в связи с уменьшением спроса.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или сокращение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Определяется отношением выручки от реализации готовой продукции, работ, услуг(Вр) к сумме дебиторской задолженности (ДЗ).
Коб.дз= Вр (Ф№2 стр.010)/ДЗ (Ф№1 стр.240).
Если коэффициент рассчитывается по выручке от реализации, формируемой по мере оплаты счетов, рост коэффициента означает уменьшение продаж в кредит, снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.
Средний срок оборота дебиторской задолженности определяется делением 365 дней на коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Этот показатель характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Положительно оценивается уменьшение среднего срока оборота дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или сокращение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Этот коэффициент определяется отношением выручки от реализации продукции, работ, услуг(Вр) к общей кредиторской задолженности (КЗ).
Коб.кз= Вр (Ф№2 стр.010)/КЗ (Ф№1 стр.690).
Рост коэффициента означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, уменьшение коэффициента - увеличение покупок в кредит.
Средний срок оборота кредиторской задолженности определяется делением 365 дней на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Этот показатель отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банком и прочим займам).
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала, что для акционерных обществ означает активность средств, которыми рискуют акционеры. Определяется отношением выручки от реализации продукции, работ, услуг(Вр) к величине источников собственного капитала предприятия(ИСК).
Коб.ск= Вр (Ф№2 стр.010)/ИСК (Ф№1 стр. 490).
Резкий рост отражает повышение уровня продаж, который должен в значительной степени обеспечиваться кредитами и, следовательно, снижать долю собственников в общем капитале предприятия. Существенное снижение - отражает тенденцию к бездействию части собственных средств.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Показателями эффективности использования экономического потенциала являются: рентабельность продаж; рентабельность основного капитала; период окупаемости собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько балансовой или чистой прибыли приходится на единицу собственного капитала. Определяется соотношением балансовой прибыли (БП) Ф№2 стр.140 или чистой прибыли (ЧП) Ф№2 стр.140- стр.150 к стоимости основного капитала (ОК) Ф№1 стр. 490.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли балансовой или чистой приходится на единицу реализованной продукции. Определяется отношением балансовой прибыли (БП) Ф№2 стр.140 или чистой прибыли (ЧП) Ф№2 стр.140- стр.150 к стоимости реализованной продукции (РП) Ф№2 стр.010.
Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности.
Общая рентабельность предприятия =
| Валовая (балансовая) прибыль
| х 100
| Средняя стоимость имущества
|
Чистая рентабельность предприятия =
| Чистая прибыль предприятия
| х 100
| Средняя стоимость имущества
|
Чистая рентабельн.собственного капитала =
| чистая прибыль предприятия
| х 100
| ср.величина собств.капитала
|
Общая рентабельность производственных фондов =
|
=
| Валовая (балансовая) прибыль
| х 100
| =
| средняя стоимость основных производственных и оборотных материальных активов х 100%
| =
| чистая прибыль предприятия
| =
| чистая прибыль предприятия
| Х
| средняя стоимость имущества
| продукция (оборот)
| Х
| продукция (оборот)
| средняя стоимость имущества
|
Методика комплексной оценки рыночного потенциала предприятия
Выявление структуры рыночного потенциала предприятия является необходимым этапом стратегического управления. Определение структуры рыночного потенциала хозяйствующего субъекта позволяет выявить объекты решений в области менеджмента и маркетинга.
Всем понятна необходимость эффективного менеджмента, основанного на стратегическом мышлении, с применением передовых достижений науки управления. К сожалению, часто решения, принимаемые руководителями, характеризуются импульсивностью и непредсказуемостью. Это следствие как нестабильности правовой и экономической среды, так и недостаточного уровня знаний о собственном предприятии. Причем решения, как правило, касаются какой-либо одной области, а другие, не менее значимые направления выпадают из-под контроля. Отсюда задачей экономической теории является предложить руководителю такой инструментарий, который позволит оперативно оценивать внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы и повышать эффективность ее деятельности.
Четкого и ясного представления о структуре рыночного потенциала предприятия пока не дано. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что исследования по данной теме осуществляются в рамках сложившихся направлений, таких как финансовый менеджмент, управление персоналом, логистика, бизнес-планирование и т.д. В результате накоплен богатый инструментарий оценки возможностей предприятия в различных сферах деятельности, но вместе с тем ощущается недостаток полноты охвата и систематизированного подхода в представлении структуры его рыночного потенциала.
Несмотря на разнообразие интерпретаций рассматриваемого понятия, можно отметить ряд моментов, присущих большинству подходов.
1. В структуре рыночного потенциала отдельным блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении предприятия. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных (производственно-технических) ресурсах.
Трудовые ресурсы иногда предлагается рассматривать как интеллектуальные (с этим можно согласиться, поскольку персонал, по сути, является носителем интеллекта)[3,с.89]. Большинство авторов придают им первостепенное значение, так как люди – самый важный ресурс всякой организации и являются центральным звеном в любой системе управления. В целях стратегического анализа человеческие ресурсы подразделяются на три составляющие – лица, принимающие решения, коллектив предприятия (сотрудники как единое целое) и персонал как трудовой потенциал. Целесообразность такого подхода во многом зависит от глубины анализа и уровня системы стратегического управления на предприятии в целом.
2. Кроме ресурсной составляющей в современной экономической теории выделяют блок управления. В нем, как правило, различают три подсистемы: планирования – нацелена на выявление будущего потенциала успеха; реализации – имеет задачами создание нового потенциала и превращение существующего в факторы успеха; контроля – выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за достоверностью плановых предпосылок.
Приемлема и позиция разделения функции управления на пять составляющих: планирование, организация, контроль, мотивация и координация. И тот и другой подход полностью охватывает систему управления. В данном случае мы сталкиваемся с одинаковыми по смыслу понятиями, но представленными в разных интерпретациях, что в целом не меняет сути.
В настоящее время широко разрабатывается и получает развитие такой инструмент управления, как сбалансированная система показателей. Ее, в частности, определяют как стратегическую коммуникацию и инструмент реализации фирменной стратегии[4,с.124]. Имеется в виду, что ее применение позволяет проверить действующую стратегию на полноту, последовательность и актуальность. Она, на взгляд авторов данного подхода, признана дать ответы на четыре важных для предприятия вопроса: как его оценивают клиенты; какие внутрифирменные процессы могут обеспечить ему исключительное положение; каким образом можно добиться дальнейшего улучшения положения; как оценивают предприятие его собственники. Таким образом, сбалансированная система показателей охватывает важнейшие аспекты деятельности предприятия – потребительский, хозяйственный, финансовый и инновационный.
Однако для того, чтобы показателям придать стратегический характер, необходимо, прежде всего, определить объект измерения. Иначе говоря, оценке всегда должны предшествовать анализ, постановка целей и определение структуры, в противном случае рассчитанные показатели останутся только цифрами.
Таким образом, в современной экономической науке сформулированы основные направления определения структуры рыночного потенциала, представленные блоком ресурсов и блоком системы управления и стратегического планирования деятельности предприятия. Но, как уже было отмечено, степень применимости предлагаемых ею решений в практической области достаточно низка. Если квалификация управленческого персонала во многом зависит от самих управленцев, то уровень адаптации экономических знаний обусловливается также и качеством последних. К сожалению, сегодняшние представления о рыночном потенциале предприятия не позволяют руководителю оперативно оценить имеющиеся возможности, выявить слабые стороны, обнаружить внутренние резервы для осуществления новых шагов в рыночной деятельности.
Основной причиной такой ситуации является слабость соответствующей ветви экономической теории, отсутствие в ней элемента, взаимосвязанного не только с процессом стратегического менеджмента, но и с организационной структурой предприятия. Поэтому и необходимо на базе накопленного научного инструментария создать модель, наиболее полно и наглядно отражающую суть рыночного потенциала предприятия, а также позволяющую представлять его поэлементную структуру.
|