Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Проведем анализ прибыли предприятия и резервов ее увеличения.

Источником анализа является отчет о прибылях и убытках (см. Приложение).

 

Таблица 12

Структура отчета о прибылях и убытках
Показатели   2004 г. 2005 г. 2006 г.
рубли % рубли % рубли %
1.Доходы и расходы по обычным видам деятельности         100,00                
2.С/с реализации товаров     78,20     84,71     86,70
3.Валовая прибыль 21,80 15,29 13,30
4.Коммерческие расходы     3,87     3,17     2,84
5.Управленч. расходы            
6.Прибыль (убыток) от продажи     17,927     12,12     10,46
7.Проценты к уплате         0,02
8.Доходы от участия в других организациях             0,002
9.Прочие опер.доходы 0,4571 0,28 0,17
10.Проч.опер.расходы 2,2728 2,10 0,02
11.Проч.внерелизац.доходы 8,5117 0,55 0,27
12.Проч.внерелизац.расх. 0,8903 1,22 2,02
13.Прибыль(убыток)до налогообложения     23,732     9,63     8,84
14.Налог на прибыль 2,9357 1,80 2,89
15.Прибыль(убыток)от обычной деятельности       20,797     7,83     5,96

 

На основе данных таблицы 12 можно сделать следующие выводы: на протяжении рассматриваемого периода абсолютное значение чистой выручки увеличивается на 62700,972 тыс. руб. (95915,248-33214,276= 62700,972), что связано как с увеличение объема выпускаемой продукции, так и с повышением цены на нее. Основную долю в выручке с реализации занимает себестоимость продукции. За весь период ее доля увеличилась с 78,20%(25974179/33214276 * 100%) до 86,70%(83158490/95915248 *100%). Данная тенденция неблагоприятна для предприятия, т.к. с увеличением доли затрат соответственно снижается доля прибыли от реализации продукции. Причиной таких изменений может служить увеличение расходов предприятия по производству продукции. В основном это произошло за счет наиболее значимых статей себестоимости -постоянного удорожания сырья и повышения заработной платы. С данной тенденцией увеличения затрат связано и снижение валовой прибыли, так как она составляет разность между выручкой и затратами.



Снижается доля коммерческих расходов. С одной стороны - это положительная тенденция, т.к. снижаются затраты, что позволяет сохранить прибыль. Но при этом необходимо проанализировать изменения качества продукта, спроса на нее и др. факторы. Уменьшение доли коммерческих расходов также связано с изменением учета транспортных услуг, оказываемых предприятием по доставке готовой продукции. В начале рассматриваемого периода счет за транспортные услуги выставлялся отдельно на фиксированную сумму за определенный тоннаж. Затем предприятие стало на коммерческие расходы относить только себестоимость перевозки продукции, что позволило уменьшить долю коммерческих расходов.

С уменьшением доли валовой прибыли соответственно снижаются и доли прибыли от продажи, прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности. Хотя необходимо рассмотреть влияние на них изменений других доходов и расходов.

Так, например, в 2005 г. у предприятия появляются проценты к уплате по долгосрочным обязательствам, хотя в балансе не отражается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Это может быть связно с тем, что предприятие не смогло вовремя погасить задолженность по краткосрочному кредиту и заключило договор о его пролонгации.

На уменьшение прибыли повлияло также снижение доли прочих операционных и внереализационных доходов (строка 11,12 табл. 12), а также повышение внереализационных расходов. Однако, можно сказать, что увеличение внереализационных расходов к 2005 году компенсируется значительным снижением операционных расходов.

Увеличение показателя по стр. 14 характеризует долю прибыли, перечисляемой бюджет; рост этого показателя в динамике происходит, как правило, при увеличении ставок налогообложения. Это нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление. Данный показатель также влияет на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На основании расчетов можно судить об уменьшении прибыли от обычной деятельности.

Следует также учитывать, что предприятие ведет свой учет по отгрузке товаров, а не по оплате. Следовательно, указанная величина прибыли не соответствует реальному ее значению, т.к. не известно все ли покупатели рассчитаются за полученную продукцию, и не возникнет ли дебиторская задолженность, которая со временем перейдет в разряд просроченной.

Как видно из таблицы 12 прибыль на протяжении рассматриваемого периода снизилась с 20% (6907466 / 33214276 * 100%) до 5,96% (5713718 / 95915248 * 100%). Данная неблагоприятная тенденция объясняется непропорциональным ростом чистой выручки и затрат на производство продукции. Для того, чтобы повысить прибыль, необходимо либо снизить затраты, что затруднительно, т.к. происходит постоянный рост цен на сырье и существует необходимость повышения заработной платы, либо воздействовать на увеличение выручки. Это возможно с помощью повышения цен на продукцию или за счет увеличения объема реализации. Используя первый путь, предприятие значительно снизит свою конкурентоспособность, т.к. на рынке хлебобулочной продукции действует достаточно жесткая конкуренция, и потребители значительное внимание уделяют цене продукта. Поэтому предприятие вынуждено регулировать свои цены в соответствии со среднерыночным, а кроме того, оно должно учитывать законодательно установленную норму рентабельности по хлебобулочной продукции (на данный момент 15%). Таким образом, наиболее приемлемым путем увеличения чистой выручки является повышение объема реализации. Данными задачами на предприятии занимается коммерческий отдел во главе с коммерческим директором. Кроме этого, необходимо обратить внимание на операционные и внереализационные расходы, а именно не допускать нарушений условий договоров, что влечет за собой возникновение штрафов, следить за составом дебиторской задолженности и не допускать возникновения просроченных долгов.

Анализ рентабельности

Таблица 13

 

Расчет коэффициентов рентабельности  
  Показатели   2004г   2005г   2006г
1. Коэффициент рентабельности активов 2. Коэффициент рентабельности активов без учета незавершенного производства 3. Коэффициент рентабельности организации (продаж) 4. Рентабельность продукции 5. Коэффициент рентабельности постоянного капитала 6. Коэффициент рентабельности простого акционерного капитала 7. Коэффициент рентабельности инвестиций   0,40   0,52     0,21     0,23     0,57     0,57     0,57   0,22   0,27     0,08     0,14     0,34     0,34     0,34   0,191   0,194     0,06     0,12     0,47     0,47     0,46

 

Данные расчетов показывают, что за рассматриваемый период коэффициент рентабельности активов постоянно снижается (с 0,40 (2004г) до 0,22(2005г) до 0,191(2006г)), что свидетельствует о снижении эффективности использования всех активов предприятия. Хотя следует отметить, что полученные величины данного коэффициента значительно превышают среднеотраслевой показатель (4,9%).

Для анализа рентабельности активов, необходимо рассмотреть их структуру. Следует иметь в виду, что незавершенное строительство, учитываемое в составе внеоборотных активов, - это актив, наличие которого на балансе, как правило, не влечет за собой получение прибыли в данном периоде, но будет давать прибыль в последующие периоды, когда основные средства начнут эксплуатироваться. Таким образом, исключение из расчетов величины незавершенного строительства приводит к повышению рентабельности общих активов.

Для определения факторов, влияющих на рентабельность активов можно представить ее как произведение рентабельности продаж на оборачиваемость активов. Для каждого предприятия влияние этих факторов на рентабельность активов различное. Предприятия, производящие продукцию массового назначения, будут стремиться в первую очередь повысить оборачиваемость, т.к. при повышении рентабельности продаж может снизиться конкурентоспособность предприятия на рынке за счет роста цен на продукцию.

Показатель рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В течении рассматриваемого периода времени данный показатель постоянно снижается, что является неблагоприятной тенденцией. Это снижение говорит о том, что предприятие получает все меньше прибыли на вложенные средства. Такое изменение может быть связано с тем, что у предприятия постоянно возрастают затраты при незначительных изменениях цен. Для увеличения чистой прибыли необходимо повысить цены, либо увеличить объем продаж. Значительное повышение цен приведет к потере конкурентоспособности, следовательно, предприятию необходимо увеличивать объемы реализации.

Значения показателей рентабельности постоянного и акционерного капитала в нашем случае совпадают, т.к. предприятие не выплачивает дивиденды по акциям и не привлекает долгосрочные заемные средства. В течении рассматриваемого периода рентабельность собственного капитала остается достаточно высокой по сравнению со среднеотраслевой величиной (10%).

Для оценки коэффициентов рентабельности полезно сопоставить их между собой. Сравнивая рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, видна разница между этими показателями. Она обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Причем рентабельность собственного капитала превышает рентабельность активов, что обусловлено выгодным привлечением и использование заемных средств.

 

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.