Обратная связь
|
Характеристика исследуемого предприятия
ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4» - предприятие, занимающееся выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4» снабжает своей продукцией жителей г. Иваново и близлежащих населенных пунктов.
Кроме производства хлебобулочных изделий предприятие выпускает бисквитные торты, пирожные, печенье, и поэтому предприятие составляет высокую конкуренцию другим близкорасположенным хлебокомбинатам.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к пищевым продуктам, потребление которых существенно влияет на функционирование организма. Поэтому обеспечение безопасности продуктов питания для жизни и здоровья потребителей имеет особое значение. Не случайно одной из первых была разработана (в ноябре 1992г) и с 1 января 1993г введена в действие система сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья. Хлебозавод получила все необходимые сертификаты соответствия. Упаковка хлеба производится в полиэтиленовую пленку. Характеристику предприятия представим в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателей
| 2005г.
| 2006г.
| Изменение
| D
| %
| Объём выпуска продукции за год, тыс. руб.
|
|
| +20
| +2,04%
| Среднесписочная численность работников, чел.
|
|
| -1
| -3,4
| Материальные затраты, тыс. руб.
|
|
| +3
| +2,04
| Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
|
|
| +100
| +4,8
| Характеристика деятельности ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4»
В 2005г. по сравнению с 2006г. объем выпуска продукции вырос на 2,04 (или на 2000тыс. руб.), а среднесписочная численность работников снизилась на 3,4% (-1чел.). В результате этого произошло увеличение фондовооруженности производства (Фв=V/Т) с 3380 тыс.руб./чел до 3570 тыс.руб./чел. В следствии того, что рост объема продукции (+2,04%) меньше роста ОПФ (+4,8%) в 2006г по сравнению с 2005г снизилась фондоотдача с 0,47руб./1руб. ОПС до 0,45руб./1руб. ОПС, что говорит об ухудшении использования ОПФ.
Хлеб является продуктом кратковременного хранения, поэтому существуют ограничительные сроки его реализации. В среднем срок хранения хлеба составляет от 24 до 36 часов.
Ассортимент хлебобулочных изделий, выпускаемых на предприятии, представим в таблице 2.
Таблица 2
Ассортиментный перечень продукции, выпускаемый ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4»
Наименование
| Масса, кг
| Цена, руб.
| 1 . Хлеб «Дарницкий» из ржаной муки
| 0,8
| 5,80
| 2. Хлеб «Дарницкий» подовой
| 0,9
| 6,80
| 3. Хлеб «Белгородский»
| 0,8
| 5,00
| 4. Хлеб «Славянский» из ржаной из пшеничной муки
| 0,7
| 5,60
| 5. Хлеб пшеничный из муки в/с
| 0,5
| 5,40
| 6. Хлеб пшеничный (крупный) из муки1 сорта
| 0,4
| 4,80
| 7. Батон сдобный из пшеничной муки
| 0,4
| 4,20
| 8. Батон пшеничный
| 0,4
| 5,20
| 9. Батон нарезной
| 0,4
| 5,30
| 10. Батон к чаю
| 0,3
| 3,80
| 11. Булка «Апрельская»
| 0,15
| 1,8
| 12.Сдоба «Сибирская»
| 0,15
| 2,2
| 1 3 . Булка «Волжская»
| 0,2
| 2,15
|
Хлеб - продукт ежедневного спроса. Технология производства хлеба и хлебобулочных изделий предполагает использование специальных рецептур, разработанных специалистами ивановских и других хлебопекарен. Сырьевая база Ивановской области благоприятствует развитию производства хлеба и хлебобулочных изделий: доступность и относительно низкая стоимость сырья (пшеничная мука, масло подсолнечное) позволяет достичь высокой рентабельности производства - около 12%. Персонал фирмы: 8 технологов, 14 пекарей, 1 администратор, I экономист (бухгалтер), 2 рабочих, 3 наладчиков оборудования (2006г.). Продукция хлебозавода конкурентоспособна, так как всегда свежая и высокого вкусового качества.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Внутренняя среда предприятия определяется также как и внешняя множеством факторов. Внутренние факторы формируются самим предприятием в процессе его деятельности.
Внешними факторами, оказывающими влияние, являются: 1) законы и постановления федеральной и местной власти, касающиеся деятельности малого предприятия; 2)работа предприятий-конкурентов; 3)поставка сырья.
Одним из наиболее значительных факторов является работа предприятий-конкурентов, производящих однородную продукцию. По нашему мнению произведем оценку качества продукции, привлекательность внешнего вида, цены, стабильности продаж, а данные по занимаемой доле рынка возьмем из проводимых Отделом статистики г. Иваново исследований.
Таблица 3
Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4»
Характеристики конкурирующих предприятий
| Продукция ивановских хлебзаводов
| ЧП
| Импортные пирожные
| ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4»
| Качество продукции
| Низкое
| Среднее
| Высокое
| Высокое
| Привлекательность внешнего вида
| Низкая
| Средняя
| Высокая
| Высокая
| Цена
| Низкая
| Средняя
| Высокая
| Средняя
| Занимаемая доля рынка 2005г, % (оценка)
|
|
|
|
| Занимаемая доля рынка 2006г, % (оценка)
|
|
|
|
| Стабильность продаж
| Высокая
| Средняя
| Средняя
| Высокая
|
Как видно из таблицы 3 основным конкурентом в плане цен нашему предприятию являются Ивановские хлебозаводы. Однако, в силу большой разницы качества выпускаемой продукции, потребительские предпочтения населения склонны к продукции ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4».
В тоже время такие производственные издержки ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4» позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своей продукции, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к продукции конкурентов. Кроме того, будучи производителем, а не дистрибьютором ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4» может более оперативно реагировать на изменение спроса. Так же существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики Иванова и Ивановской области. Ивановская область является одним из наиболее бедных регионов нашей страны, что, конечно же, отрицательно сказывается и на деятельность ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4» в целом.
К факторам внутренней среды можно отнести работу специалистов на предприятии, общую оценку статей баланса финансово-хозяйственной деятельности предприятия, платежеспособность и ликвидность предприятия. Анализ данных показателей проводился в данной работе для оценки потенциальной возможности предприятия.
К внутренним факторам производства (кроме вышеперечисленных) относят также организацию труда на предприятии.
Маркетинговая стратегия и политика:маркетинговая возможность фирмы - привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.
Разработка стратегии деятельности предприятия осуществляется посредством перспективного планирования. Как известно, современные темпы изменений и увеличения объема знаний столь велики, что стратегическое планирование выступает по существу единственным способом прогнозирования.
Стратегия коммерческой деятельности закладывается в основу всей хозяйственной деятельности предприятия и ориентирована на реализацию его основной стратегической цели. Она определяет перспективные направления развития его функциональных подразделений, которые способствуют реализации стратегии.
Полученные результаты исследований являются основой для разработки методического подхода к установлению основной стратегической цели деятельности предприятия, определения общего направления его развития и стратегических альтернатив. Данный подход предполагает использование широко признанного в зарубежной практике метода SWOT-анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.
Применим метод SWOT - анализа для установления основной стратегической цели деятельности предприятия ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4».
Условно обозначим в ней степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 4» (она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки):
Возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие;
Угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 — очень слабая.
Сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 -низкое, 1 - очень низкое.
Таблица 4
Карта SWOT деятельности
Возможности
| баллы
| Угрозы
| баллы
| Расширение сегмента рынка
| 5
| Ужесточение налоговой политики
| 5
| Обновление ассортимента
|
| Наличие сильных конкурентов
|
| Внедрение новой технологии
|
| Нестабильность политической ситуации
|
| Благоприятные перспективы развития рынка
|
| Неплатежеспособность предприятий клиентов
|
| Повышение качества продукции
|
| Низкая покупательная способность населения
|
| Итого
| 22
| Итого
| 20
| Сильные стороны
| баллы
| Слабые стороны
| баллы
| Наличие продукции
|
| Слабая база НИОКР
| 5
| Стабильность спроса на продукцию
| 5
| Недостаточно высокий уровень квалификации кадров
| 5
| Наличие передовой технологии
| 4
| Отсутствие службы маркетинга
| 5
| Стабильные связи с поставщиками
| 5
| Ограниченность номенклатуры
|
| Низкие издержки продукции
| 5
| Отсутствие четко выраженной стратегии предприятия
|
| Итого
| 23
| Итого
| 24
| Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла).
Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT.
Таблица 5
Обобщающая матрица SWOT
| Возможности
| Угрозы
| Баллы (22)
| Баллы (20)
| Сильные стороны
| Баллы (23)
| 23 * 22 = 506
| 23 * 20 » 460
| Слабые стороны
| Баллы (24)
| 24 * 22 = 528
| 24*20 = 480
| Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его дальнейший выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.
Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности» (528 баллов), следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности. То есть целью предприятия должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут, применив стратегию стабильности.
|
|