Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Постоянные представительства при международных организациях

При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств-членов.

Вопросы статуса и деятельности постоянных представи­тельств при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Согласно ст. 6 Конвенции, функции постоянного пред­ставительства состоят: в обеспечении представительства посы­лающего государства при организации и участии в ее деятель­ности, в ведении переговоров с организацией и защите интере­сов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельно­сти и сообщении о ней своему правительству.

Посылающее государство может по своему усмотрению на­значить сотрудников своих представительств и делегаций. Глава представительства обычно уполномочивается правительством своего государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребыва­ния.

Согласно ст. 28 Конвенции, личность главы представитель­ства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреж­дения посягательств на их личность, а также преследовать в су-

§ 8. Специальные миссии

дебном порядке и наказывать лиц, совершающих такие посяга­тельства.

Глава представительства и члены дипломатического персо­нала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обяза­ны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников ди­пломатических представительств.



Существует и обратная связь международных организаций с государствами. Она выражается в открытии центров информа­ции и документации (информационных офисов) по взаимному соглашению сторон. Так, в Российской Федерации существует Информационный Центр ООН (г. Москва). В соответствии с ре­золюцией (99) 9 Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1999 г. в городах Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Саратове действуют информационные офисы Совета Европы. Аналогичные информационные центры в отдельных государст­вах имеют такие международные организации, как Европейский союз и ряд других региональных международных организаций.

Специальные миссии

Специальная миссиявключает представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами.

Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов. В последнее время в практике международных отноше­ний широкое применение получила практика передачи посла­ний через личных представителей глав государств. В Россий­ской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям.

Полномочия главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства или министра ино­странных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специ­альной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Глава 13. Право внешних сношений

Международные конференции

Из перечисленных выше (см. § 1) форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференциикак временные коллектив­ные органы государств-участников, созываемые для обсужде­ния и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры. Термином «международные конферен­ции» охватываются не только формы дипломатической деятель­ности, которые именуются конференциями, но и совещания, встречи и т. п.

За последнее столетие наибольшую известность приобрели: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская кон­ференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по меж­дународной организации в Сан-Франциско 1945 г., Парижская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных договоров 1968—1969 гг., Конференции ООНпо морскому праву 1958, 1960, 1973—1982 гг., СБСЕ, проходив­шее в течение 1973—1994 гг. в разных формах (встречи на выс­шем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению).

В период Второй мировой войны состоялись три конферен­ции руководителей СССР, США, Великобритании — Тегеран­ская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., которые сыграли выдающуюся роль в укреплеции бое­вого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc1, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих про­блем: 1) заключение мирного договора — мирные конференции (например, Парижская мирная конференция 1919 г., Париж­ская мирная конференция 1946 г.); 2) создание международной организации (Конференция Объединенных Наций по междуна­родной организации в Сан-Франциско 1945 г., IIIКонферен­ция глав государств и правительств независимых стран Африки

Для данного случая, для определенной цели.

§ 9. Международные конференции

в Аддис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание ОАЕ); 3) принятие совместного заявления (Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Стокгольмская конференция по во­просам охраны окружающей среды 1972 г.); 4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конференция 1961 г. по дипломати­ческому праву, конференция ООНпо морскому праву 1958, 1960, 1973—1982 гг., конференции ООНпо исследованию и ис­пользованию космического пространства в мирных целях 1968, 1982 гг. и др.).

Получила распространение практика проведения специаль­ных конференций для рассмотрения хода исполнения междуна­родных договоров (например, согласно ст. VIIIДоговора о не­распространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует на­стоящий Договор).

Конференции глав государств и правительств неприсоеди­нившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

Согласование порядка проведения конференции происходит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются прави­ла процедуры конференции. Если конференция созывается под эгидой межправительственной организации, то в соответствую­щих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо ка­ких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в конференции, и представляют собой, таким образом, юриди­ческий документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; по­рядок образования вспомогательных органов — комитетов, ра­бочих групп, избрание их председателей и докладчиков; поря­док формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очередность выступлений; порядок внесения предло­жений и поправок; порядок проведения голосования; условия

Глава 13. Право внешних сношений

участия наблюдателей; рабочие и официальные языки конфе­ренции.

Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосо­вание может быть поименным, при этом голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Согласно некоторым правилам процедуры для принятия ре­шения необходимо две трети от числа присутствующих и при­нимающих участие в голосовании. Например, правило 39 IIIКонференции ООН по морскому праву предусматривало: «Решения Конференции по всем вопросам существа, включая утверждение текста Конвенции о морском праве в целом, при­нимаются большинством в две трети присутствующих и участ­вующих в голосовании представителей, при условии, что такое большинство включает в себя по крайней мере большинство государств, участвующих в этой сессии Конференции». Вместе с тем на некоторых конференциях принимаются правила кон­сенсуса (СБСЕ). Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом — мето­дом проведения голосования, другие — на основе консенсуса (правила 37, 39 IIIКонференции ООНпо морскому праву 1973-1982 гг.).

Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на ко­торых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на которых ведутся протоколы). .

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава делега­ций. К ним относятся: председатель (как правило, представи­тель государства, на территории которого проходит конферен­ция, или страны-инициатора), заместители председателя, гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица. Иногда создается генераль­ный комитет, который оказывает помощь председателю в об-

Литература

щем руководстве работой конференции. Известны случаи, ко­гда конференцию возглавляли несколько председателей. Так было, например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в ка­честве инициаторов созыва этой конференции (приглашающих держав), — СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-тех­нические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами — участниками конференции), либо одобрением итогового документа в виде заключительного акта (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдам­ской) конференции трех великих держав), декларации и резо­люции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам человека приняла 29 резолюций, содержавших различного рода просьбы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к государствам и межправительственным организациям), кото­рые подписываются главами делегаций, в зависимости от зна­чимости принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие документы конференции, которые содержат и нормативные по­ложения, обязательные для государств (см. § 4 гл. 5 настоящего учебника).

Литература

Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. М., 1980.

Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

Бобылев Г. В., Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М., 1986.

Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных ор­ганизаций. М., 1972.

Ковалев А. Г. Азбука дипломатии. М., 1988.

Глава 13. Право внешних сношений

Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном ме­ждународном праве. М., 1986.

Кузнецов С. А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.

Лапин Г. Э. Консульская служба: Учебное пособие. М., 2002.

Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.; Л., 1949.

Петренко Н. И. Основы консульбкого права. М., 1986.

Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.