Обратная связь
|
Наследование универсальное и сингулярное Наследование может создавать: 1) универсальное преемство, когда наследник (сонаследники) получает завещанное с «активом и пассивом», т. е. со всем тем, что войдет в состав наследственной массы (по долгам завещателю) и уйдет из нее (по долгам завещателя) и 2) преемство сингулярное (одиночное, единичное), по которому мы только принимаем завещанное (отказ), но не отвечаем за судьбу всего прочего, что есть в наследстве, т. е. не обязаны погашать долги наследодателя.
Прибавим к сказанному, что уже в классическую эпоху, с появлением пергамента и бумаги (папируса) стали распространяться завещания, написанные от начала до конца рукой самого завещателя, им же скрепленные и в свидетелях не нуждающиеся.
Как универсальное, так и сингулярное наследование могло возникнуть по любому основанию, в том числе и при наследовании по закону.
Наследование по преторскому праву
Главное в процессе развития от цивильного наследования к наследованию преторскому, или бонитарному, состоит в смещении центра тяжести от наследника как привычного и законоустановлен-ного преемника наследодателя (как правило: восходящего) к хозяйственно-правовой специфике наследования как такового. Другими словами: от субъекта к объекту. В этом принципиально новая установка «бонорум поссесио» (Ьопогит possessio), как стало называться преторское право наследования.
Примечание. Вопрос о путях претворения цивильного права наследования в преторское не вполне выяснен. По одной из теорий, преторское наследование выросло из старинного установления, согласно которому при отсутствии законного наследника имущество умершего считалось как бы бесхозным (выморочным) и могло быть предметом захвата любым, кто этого пожелает. Представляется, что и в этом случае, если он существовал, с несомненностью сохраняется «память» о наследственном праве сородичей и только один из них и выдвигался в качестве «любого желающего», тем более что, приняв наследство, лицо должно было строго держаться семейных (родовых) святынь умершего и отвечать перед его кредиторами, как если бы оно было законным наследником. Для такого «постороннего» наследника не требовалось формальностей (!), связанных с принятием наследства, а устанавливался годичный срок приобретательной давности (даже если в составе наследственной массы была земля, для которой требовался двухлетний давностный срок).
По другой гипотезе, в той или иной мере служащей в пользу высказанному нами убеждению, римляне следовали за аттическим (афинским) правом, которое предоставляло лишь старшему сыну наследодателя право на вступление в наследство, оставленное отцом, не выразившим свою волю. Все другие дети, включая младших сыновей, должны были добиваться наследования по суду.
Процедуры, обременявшие цивильное наследование, были неблагоприятны для законного наследника в случае его отсутствия или невозможности принять наследство по каким-нибудь иным уважительным причинам. Претор пришел ему на помощь. Руководствуясь принципами «доброй совести» и справедливости, претор отметает как узурпацию «приобретение наследства по давности владения» и
вводит интердикт против давностного владельца наследственной массой в пользу действительного наследника. Таким образом, «usu-capio pro heredes», как называлось такое приобретение чужого наследства, сходит со сцены, а совершенное с корыстными намерениями, оно становится «кримен» - преступлением.
Кто же более всего выигрывал от преторской защиты справедливого наследования? Прежде всего, когнаты - эманципированные дети умершего, а также (с течением времени) другие его кровные родственники. Вот как это резюмируется в Институциях Юстиниана: «Все те, кто не состоят под властью завещателя, называются наследниками посторонними... наши собственные дети, не состоящие в нашей власти... те, которые назначаются наследниками от матери, потому, что женщины не имеют отеческой власти над своими детьми».
Таким образом, преторскими эдиктами получают право на наследование по закону: 1) дети умершего, не исключая эманципирован-ных, но при том справедливом условии, что эти последние внесут в общую наследственную массу все свое собственное имущество (ибо в нем присутствует часть, которая могла быть дана им из семейного имущества при эманципации). Кроме того, эманципированные дети приобретают кое-что и от труда детей, остававшихся под властью патерфамилиас после эманципации; 2) ближайший агнат умершего (в свое время находившийся под его властью, но по каким-либо причинам покинувший семью ради самостоятельных занятий, например службы в муниципалитете, и не делившийся с ней заработком), а также мать умершего, если она состояла в браке «кум ману» с отцом умершего; 3) все прочие кровные родственники умершего вплоть до шестой степени родства (включая детей троюродных братьев и сестер); 4) переживший супруг.
Если при нескольких наследниках доля каждого завещателем не устанавливалась, наследство делилось поровну.
Совместное наследование перечисленных лиц признавалось невозможным: всякий данный разряд наследников исключал последующий.
Императорские постановления и сенатусконсульты продолжили тенденцию выдвижения кровного родства взамен агнатического, что привело к расширению и узаконению прав детей на материнское наследство и предоставлению им права на наследование имущества родственником по материнской линии. Постепенно наследование, считавшееся преторским, было приравнено к наследованию
цивильному, что много способствовало упрочению, упрощению и выравниванию наследственного права.
Завещание
Завещанием мы называем одностороннее формальное гражданско-правовое распоряжение лица на случай его смерти. Через завещание оно получает возможность назначить себе наследника или наследников, предоставить завещательные отказы, отпускать на волю рабов и указать их в числе наследников, установить своей волей опекуна (вдовы, детей), распорядиться насчет похорон, гробницы и т. д.
Завещательная правоспособность бывает двоякой: активной и пассивной. Активная завещательная правоспособность (а значит, и пассивное наследственное право) дается тем лицам, которые обладают полной гражданской правоспособностью. Сыновья, получившие пекулий, могут распоряжаться в пределах пекулия. Женщины (издревле лишенные права составлять завещание) приобретают право завещать при условии, что будут иметь на то согласие опекуна, а при императоре Адриане (76-138), когда женщина становится носителем полной гражданской правоспособности, - право составлять завещание по своему усмотрению.
Кстати сказать, право составить завещание, не испрашивая согласия мужа или опекуна, было единственной привилегией женщины и по Кодексу Наполеона.
Активная завещательная способность полностью зависит от гражданской правоспособности, так что умаление последней - от времени составления завещания и до смерти завещателя - делает завещание, каким бы оно ни было, недействительным.
С давних пор завещательная свобода была недоступна перегри-нам, поскольку речь идет о цивильном праве и поскольку как раз в области семейных и наследственных отношений они более всего держались «юс генциум», своих собственных порядков. Ее не имели интестабели (лица, которые за аморальные поступки лишались права быть свидетелями и приглашать свидетелей в своих интересах), душевнобольные, а в период поздней империи - апостаты (отступники от христианства)и некоторые другие.
Пассивная завещательная правоспособность, т. е. право быть наследником, на первый взгляд, не требует особых пояснений, но
это не так, поскольку существовали ограничения, введенные для женщин и рабов. Последние могли принимать наследство только вместе с отпущением на волю. Что касается женщин, то законом Во-кония 169 г. до н.э., граждане, обладавшие максимальным цензом (100 тыс. ассов и более того), не могли назначать в наследники женщин по «свойственной им расточительности». Дозволялось предоставлять им легат, не превышающий половины наследственной массы, и то только если они принадлежали к агнатическим сестрам и дочерям.
Принципы цивильного права требовали, чтобы в завещательном распоряжении наследник был назван по имени, но из этого вытекало исключение будущих детей, как равно и уже зачатого ребенка. Постепенно, при содействии претора и не без участия науки права, «постуми», как называли будущих детей, получили те же права, что и наследники «определенные». Более того, завещание признавалось недействительным, если постуми не назначались наследниками или не исключались. Что касается зачатого, но еще не родившегося ребенка, то претор предоставлял ему ту же долю наследства, что и его братьям.
Нельзя не сказать и о пассивном наследственном праве всякого рода благотворительных коллегий и учреждений, городских общин и пр. Но только не «деловых» корпораций!
§ 111. Необходимое наследование
Ранее всего заслуживает упоминания категорическое веление, обращенное к наследодателю: прямые наследники, какими являются его дети, sui heredes (как равно и постуми), должны быть либо назначены наследниками по завещанию, либо эксгерадированы, т. е. устранены. Указания причин не требовалось. Дочери и внуки устранялись общей фразой. Уклонение от этой формальности, по квиритско-му праву, делало завещательное распоряжение недействительным, и таким образом возникало наследование по закону.
Примечание. Фразеология лишения наследства такова: «Тиций, сын мой, да будет лишен наследства». Что касается еще не рожденных детей, следовало написать: «Всякий сын, который мне родится, да будет лишен наследства».
На случай смерти сына до открытия наследства разрешалось предоставлять (по завещанию) наследство внукам, и через такое ква-зикогнатство завещания приобретали силу.
Что касается дочерей, то еще Законы XII таблиц вводили их в число наследников, «поелику оба пола в равной мере исполняют - в рождении детей - закон природы» (Институции Юстиниана).
Претор и в данном случае сказал свое слово, как и выдающиеся юрисконсульты. Поименное исключение требовалось теперь и для эманципированных сыновей, и для всех других нисходящих наследодателя (кроме женщин).
Коллизии цивильного и преторского права, их явное несовпадение усиливали значение суда, к которому и стали прибегать обойденные завещанием лица. Ввиду особой важности такие иски рассматривались сотенными (центумвирными) коллегиями. Чтобы обойти строгие требования цивильного трава, суды стали считать несправедливыми по новым понятиям завещания, составленные безрассудно, три некотором упадке умственных способностей завещателя. Такой путь открывал дорогу для ревизии завещания, хотя, как следует из спора между Сцеволой и Крассом, это было непросто. Сначала подобное допущение практиковалось лишь для цивильных наследников, затем к нему стали прибегать эманципированные сыновья, восходящие и нисходящие родственники завещателя, и даже боковые - братья и сестры.
Необходимые наследники - прежде всего полнородные и единокровные братья и сестры - должны были получить свою «порцию» (portio), которая не могла быть меньше 1/4 законной доли в ее «чистом виде», т. е. за вычетом долговых обязательств завещателя.
Таким образом была создана обязательная доля наследства -принципиально важный элемент современного наследственного права.
Если завещатель лишал кого-либо из своих наследников обязательной доли, не указывая причин, что не опорочивало завещания, вопрос об основательности мотивов разбирался судом. Юстиниан внес ясность в его решение: лишать наследства дозволялось за вступление в брак против воли родителей, действия, угрожавшие жизни отца, и т. п.
Для матери и деда по матери достаточно было простого умолчания (это относилось ко всем родственникам с материнской стороны), чтобы их дети и внуки считались лишенными наследства.
Примечание. С течением времени на наследственную долю стали претендовать и внебрачные дети, но только на наследство их умершей матери. Патронам разрешалось получать наследство после смерти вольноотпущенника, умершего бездетным (до половины наследства).
Тот, ктобыл лишен наследства поименно, не получал даже и обязательной доли.
Принятие наследства
Принятие наследства не сводится только к процедуре, хотя и она не второстепенна. Что касается цивильного права, должно иметь в виду два принципиально важных установления:
1) агнаты, находившиеся во власти наследодателя, считаются воспреемниками наследства сразу же после того, как оно «открывается», т. е. в момент смерти патерфамилиас (наследодателя);
2) ни при каких обстоятельствах агнаты не могут отказаться от принятия наследства.
Обе нормы действовали и в отношении призванных к наследованию рабов.
Все это кажется разумным и справедливым. Однако действительная жизнь требовала корректив цивильного права. С усложнением хозяйственной жизни, с вовлечением ранее патриархальных семейных коллективов в торговую и финансовую деятельность, далеко не всегда благополучную, стало проявляться нежелание цивильных наследников принимать не выгодные им наследства, поскольку, соответственно принципу универсального правопреемства, они должны были принимать на себя долги умершего, даже и превышавшие стоимость наследственной массы, когда пассив преобладал над активом.
Вмешательство претора решило вопрос: при отказе цивильных наследников он призывал к принятию наследства тех, кто принадлежал к следующим категориям (разрядам) законных наследников, а если и они отказывались либо не являлись вовсе, назначал «конкурс», т. е. распродажу имущества умершего, чтобы удовлетворить притязания кредиторов.
В патриархальные времена принятие наследства было связано с торжественной церемонией - «кретио» (cretio). Наследодателю дозволялось ставить эту церемонию условием под угрозой лишения наследства (что, впрочем, следовало само собой). Предельным для кретио считался 100-дневный срок, в чем проявлялись и воля завещателя к скорейшему преемству, и заинтересованность рода и курии в восстановлении должного семейного порядка.
Впоследствии является на свет и утверждается неформальное принятие наследства с помощью действий, даже и молчаливых, свидетельствующих о решении принять наследство, например выплата следуемых кредиторам по данному наследству долгов. Конечно, считалось более уважительным простое словесное выражение указанного намерения.
Положение наследника осложнялось, когда его теребили кредиторы, заинтересованные в скорейших уплатах.
Когда (по просьбе наследника) установление срока принятия наследства предоставлялось суду и этот срок истекал, оставалось признать наследника либо принявшим наследство, либо отказавшимся от него, - и то и другое решение разумно. Тем не менее до Юстиниана просрочивший наследник считался отказавшимся, а по Юстиниану - принявшим.
Претор предоставлял прочим нисходящим и восходящим наследникам право заявить свой собственный иск о наследстве - в течение года со дня его открытия.
Трансмиссия. Император Феодосии II в 450 г. постановил, что десцеденты, т. е. нисходящие наследодателя (дети, внуки), призванные по завещанию и умершие до момента вступления в наследство, передают (трансмиссируют) свое право наследования собственным нисходящим наследникам, для которых «призвание» превращается в приобретение наследства.
Легат
Этим термином называют завещательный отказ, или безвозмездное завещательное распоряжение о выдаче наследником некоторых денежных сумм или вещей определенному лицу, в результате чего возникает сингулярное наследование (см. §108). Ошибочно называть легатом дарение, совершенное наследодателем, поскольку дарение может быть осуществлено только между живыми. Легат, естес-
твенно, исключает какую-то часть наследственной массы из остального имущества, переходящего наследникам.
Возникновение легатов восходит к Законам XII таблиц (V, 3). Видимо, наследодатель, озабоченный судьбой жены и детей, исключенных из числа квиритских наследников, завещал им какую-то часть имущества на прокормление. С течением времени легаты приобретают более широкое применение, но всегда как сингулярное преемство, не создающее для легатария никаких обязательств из долгов умершего. В своем классическом варианте легат тотчас по открытии наследства становится квиритской собственностью легатария и может быть истребован из любого владения с помощью виндикационного иска.
Отказ устанавливается в торжественной форме, на латыни, причем так, что легатарию предоставлялись как определенная вещь, так и право выбора между предназначенными под легат вещами или сер-витутами.
Примечание. Опыт обязывает меня разъяснить то особенное содержание, которое связывается с наследственным «отказом». Это слово, помимо своего основного значения - отвергать просьбу, не уступать - входит в язык, как можно полагать, из церковного словоупотребления: «отказать» -дать что-либо церкви (монастырю) «по духовному завещанию». Но не без иронического контекста: «Что тебе бабушка отказала? Дорожку в церковь». Отсюда оно проникло в канцелярский язык: «А мы вам откажем, как будет пригоже» (в смысле «отпишем»). Наконец, в похоронном плаче «На кого нас отказываешь?» — покидаешь.
Право восприняло церковно-терминологическое значение отказа -как дара по духовному завещанию.
Особое место занял впоследствии дамнационный легат, предоставлявший право требования на вещь или действие (дом, поле, стадо, пенсию, чужую вещь, которую наследник должен был выкупить и передать легатарию, даже долговое требование умершего к третьему лицу и т. д. ). В этом случае легатарию предоставлялся иск из обязательства.
Случалось, что легаты поглощали большую часть имущества, и, чтобы гарантировать интерес наследника, была введена так называемая фальцидиева четверть - по закону, внесенному Фальцидием (1 в. до н. э. ): отказ не может превышать 3/4 наследственной массы.
|
|