Представьте себя в роли воспитателя и проиграйте данное занятие (объяснение) в аудитории.
Дети раскатывают шарик круговыми движениями ладоней под словесное сопровождение воспитателя:
Кусочек пластилина
На ладошку положили
И ладошкою прикрыли.
В ручках пластилин кружился,
В шарик быстро превратился.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что шарики получились ровные, красивые.
Средняя группа
«УТКА ВЕДЕТ УТЯТ КУПАТЬСЯ»
Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и головку в форме овоида, широкий клюв и широкие плоские лапки; подводить к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ; закреплять умение делить глину (пластилин) на неравные части, использовать в лепке ранее усвоенные способы работы с глиной.
Воспитатель показывает детям утку. Спрашивает, кто это. Предлагает рассмотреть ее со всех сторон. Поясняет:
— Это тело утки. Оно похоже на яичко, к хвостику сужается. Хвостик у утки небольшой, заостренный.
— А голова какой формы? Голова тоже похожа на яичко, только меньше по размеру. Клюв у утки широкий, плоский. Лапки тоже широкие, с перепонками. Когда утка плавает, такими лапками легко грести в воде.
— У этой утки нет утят. Плохо ей одной. Давайте, дети, вылепим для нее маленьких утят.
—Утята похожи на утку, только они меньше. Какое тело вылепим у утенка? У меня уже приготовлены комки глины (пластилина) для лепки каждой части. Для утенка беру большой комок, скатываю его в шар. Потом слегка раскатываю шар между ладонями, чтобы тело утенка получилось похожим на яичко. Оттягиваю пальцами небольшой заостренный хвостик. Тело утенка готово.
—Кто хочет показать, как вылепить головку утенка?
Воспитатель приглашает того, кто захочет, к своему столу. Спрашивает ребенка, как он будет лепить головку и клюв утенка (так же, как тело: клюв оттянуть и слегка расплющить). Примазывает головку к телу. Затем показывает приемы лепки лапок.
Раскатывает два маленьких шарика, расплющивает их, прикрепляет к телу утенка. Говорит: «Один утенок готов. Теперь вылепите остальных. С чего начнете работу?» (С деления пластилина или глины на части.)
В процессе работы надо следить, чтобы дети делили пластилин на части, разные по величине; спрашивать у ребенка, из какого комка он вылепит тело утенка, а из какого голову. Так же спрашивать о способах лепки той или иной части фигуры. Посоветовать стекой нарисовать глаза, перепонки на лапках, а штрихами изобразить перышки на крыльях, хвостике.
В конце занятия можно расстелить на столе большой лист зеленой бумаги с голубым овалом посередине и пригласить детей встать вокруг него. Пояснить, что это лужок с зеленой травой и голубое озеро. На озеро утка поведет утят купаться. Спросить, как расположить утку и утят («Пусть у нас утка пойдет впереди. Она будет показывать утятам дорогу к озеру»). Обратиться к двум-трем детям и предложить поместить утят за уткой. При этом отметить, как похож тот или иной утенок на утку: «Этот утенок очень похож на свою маму-утку. У него клюв и лапки...» и т.п. Затем предложить другой группе детей разместить утят и т.д. («А эти два быстрых утенка раньше всех добежали до озера и полезли в воду...»).
В конце занятия надо полюбоваться с детьми получившейся композицией. Спросить, что же они все вместе изобразили (как утка ведет утят купаться).
Представьте себя в роли воспитателя и проиграйте данное занятие (объяснение) в аудитории.
Средняя группа
ЛЕПКА. «ЕЖИК»
Программные задачи.
Познакомить детей с новой исходной формой для лепки животных — овоидом; передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежа; пользоваться стекой для прорисовки иголок короткими штрихами в одном направлении; закреплять известные детям приемы лепки и их названия.
Материал.
У воспитателя игрушечный ежик, два куска пластилина (глины), скатанных в шарики, стека и две-три елки (бумажные, фанерные).
У детей пластилин (глина), дощечки, стеки.
Ход занятия.
Педагог напоминает детям, что накануне они рассматривали и отгадывали по описанию разных игрушечных животных. Одного из этих животных они будут сегодня лепить. Чтобы узнать, кого именно, они должны отгадать загадку: «Словно елка, весь в иголках».
Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного ежа. Говорит, что прежде чем лепить ежа, надо определить, какой он формы. Берет игрушку в левую руку, правой обводит ежа, начиная с мордочки, сближенными пальцами. Потом расширяет пальцы и заканчивает закругляющим движением. Сопровождает свои действия пояснениями: «Мордочка у ежа заостренная, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме ежик похож на яичко. А как такую форму вылепить?» Выслушивает ответы детей, не спеша подсказывать. Напоминает, что дети уже лепили овальную форму, когда изображали утят. Подтверждает, что сначала нужно скатать шарик (показывает), раскатать его слегка между ладонями прямыми движениями, потом раскатать еще немного один конец, чтобы получилась форма, похожая на яичко (овоид). Берет в одну руку шарик, а в другую овоид и говорит, что из шарика получилась другая форма.
Затем воспитатель кладет рядом с овоидом ежика и говорит: «Посмотрите на эту вылепленную форму и на ежика и скажите, что еще нужно сделать, чтобы этот комочек пластилина стал похожим на ежика. Посмотрите на его мордочку. Какая она?» (Заостренная, носик приподнят вверх.) Вытягивает слегка у ежа мордочку и приподнимает вверх носик. На кончик прилепляет маленький шарик. Говорит: «Вспомните, дети, загадку: «Словно елка, весь в иголках». Как же нам изобразить иголки у ежика?» Поясняет, что иголки можно прорисовать на спине и боках с помощью стеки короткими густыми штрихами (черточками) от головы, показывает. Спрашивает, что еще можно изобразить стекой у ежика (глаза). Ежик готов. Педагог говорит: «Пусть это будет у нас ежиха, а вы вылепите ее деток-ежат».
Путем вопросов воспитатель уточняет последовательность операций: скатать шарик, слегка раскатать его между ладонями, дополнительно раскатать один конец, оттянуть и заострить мордочку, слегка приподнять ее, прорисовать стекой иголки на теле ежа.
В процессе работы педагог помогает запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, оттянуть, заострить. («Что ты сейчас делаешь? Что тебе еще осталось сделать? Как ты это сделаешь?» и т.п.) Названия способов лепки помогут детям лучше осознать и закрепить сами способы, а в дальнейшем действовать по словесной инструкции воспитателя и самим рассказывать, как выполнить то или иное изделие.
В конце занятия педагог ставит на стол две-три елки, возле них помещает ежиху и говорит: «Ежиха в лесу ждет не дождется своих ежат». Дети по очереди приносят своих ежат, а ежиха в каждом находит что-нибудь особенное. Например: «Вот пришел мой маленький сынок с острым носиком... а вот появился мой колючий ежонок... а это моя худенькая дочка, которую надо хорошенько покормить» и т.п.
В заключение педагог говорит: «Вот как много ежат у ежихи. Хотя они и похожи друг на друга, но каждый чем-то отличается от других. Мама-ежиха хорошо различает их»
Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям средней группы приёмы лепки данного объекта в аудитории.
Средняя группа
ЛЕПКА. «МЫШКА»
Программные задачи.
Учить детей передавать в лепке характерные особенности мышки (тело овальной формы, с заостренной мордочкой и круглыми ушками, длинный тонкий хвост); закреплять приемы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
Материал.
У воспитателя игрушечная или вылепленная из пластилина или глины мышь, маленькие шарики (для ушей).
У детей пластилин (глина), дощечки.
Ход занятия.
Воспитатель спрашивает детей, про кого говорят «норушка» (про мышку). Говорит, что мышка маленькая, живет в норке. Показывает образец детям и рассматривает с ними его.
Дети отвечают на вопросы: какое у мышки туловище (овальное), мордочка (остренькая); какой формы ушки, какой хвост (длинный и тонкий), весь ли он одинаковый (нет, у туловища толще). Воспитатель спрашивает, с какой части следует начинать лепку. Говорит, что тело мышки следует лепить вместе с головой. Для этого нужно скатать шар, потом раскатать его между ладонями так, чтобы один конец получился тоньше. Здесь будет мордочка.
Показывает два маленьких шарика. Спрашивает, что нужно вылепить из них (ушки). Далее детям предлагается вопрос, как лепят ушки (расплющивают их и прикрепляют к голове).
Как вылепить хвостик, дети должны решить самостоятельно.
Перед лепкой педагог спрашивает детей, как они разделяют комок пластилина (от большого куска надо отделить два куска на ушки и хвостик).
В ходе занятия педагог следит за способами лепки. Помогает советами, напоминаниями, показом приемов работы всем, кто в этом нуждается. Советует хорошо примазать хвостик, чтобы он крепко держался. Спрашивает детей, как они будут раскатывать хвостик, чтобы он получился с одного конца толстым, а с другого — тонким.
В конце занятия педагог говорит, что у детей получились мышата, а на столе их ждет мама-мышка. Подзывает к столу нескольких детей с их мышатами. Выразительные фигурки показывает всем детям («Эта мышка что-то почуяла — мордочку вверх подняла. А эта мышка притаилась — наверное, услышала кошку»).
Все работы помещают вокруг образца. Дети высказывают свои впечатления от вылепленных мышат.
|