Обратная связь
|
Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям старшей группы приёмы лепки объектов в аудитории. Старшая группа
ЛЕПКА. «ДЕВОЧКА В ЗИМНЕЙ ШУБКЕ КАТАЕТ СНЕЖНЫЙ КОМ»
Программные задачи.
Учить детей лепить фигуру человека в зимней одежде в несложном движении (руки вытянуты вперед и упираются в ком), плотно скреплять части фигуры, использовать стеку для прорисовки штрихами меха на одежде, устанавливать фигуру на вылепленной подставке; сформировать представление о том какими приемами можно придать фигуре устойчивость.
Материал.
У воспитателя две-три статуэтки и одна-две фотографии, изображающие людей; вылепленная фигурка девочки в пальто без воротника и без шапки; исходные формы для лепки меховых деталей в виде тонких цилиндриков, стека. У детей пластилин, стеки, продолговатые картонные подставки для установки вылепленных фигур.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям статуэтки: «Эти фигурки из фарфора и керамики сделали скульпторы. Такие маленькие фигурки называются статуэтками. Кого изображает эта статуэтка? А эта? Все фигурки скульпторы сделали устойчивыми, они не падают, а прочно стоят. Как вы думаете, дети, почему устойчива девушка в длинной юбке? (Юбка книзу расширяется, а на широком основании высокая фигурка хорошо стоит.) А почему этот мальчик Филиппок прочно стоит на столе? (У него ноги в толстых лаптях и шуба до самой земли. Она расширяет низ фигурки и делает ее устойчивой.)
Далее педагог показывает статуэтки или их изображение на фотографии и помогает детям определить, какой способ применен для устойчивости каждой из них. (Фигура стоит на подставке или опирается на какой-либо предмет.) Делается вывод, что скульпторы достигают устойчивости фигурок людей по-разному. У одних фигурок широкая нижняя часть, другие прикреплены к подставке, третьи опираются на какой-нибудь предмет.
«Дети, сегодня вы, как скульпторы, вылепите девочку, катающую снежный ком. Будет ли такая фигурка устойчивой? — спрашивает педагог. — Почему она не будет падать? (Она руками опирается на ком.) Я вылепила такую девочку, но не до конца. Что еще нужно вылепить, чтобы было видно, что девочка одета в зимнее пальто и зимнюю шапку? (Воротник, манжеты, шапку.) Как можно вылепить воротник и манжеты?» (Раскатать тонкие цилиндрики, расплющить их и обернуть вокруг шеи и рукавов.)
Воспитатель объясняет: «Меховую опушку на шапке нужно прилепить так, чтобы шапка закрывала уши. Чтобы манжеты, воротник, опушка на шапке были больше похожи на мех, нужно острым концом стеки прорисовать на них короткие черточки. А если захотите, чтобы девочка гуляла в меховой шубке, то всю шубку надо прорисовать такими черточками. Когда вы вылепите девочку и снежный ком, то установите все на картонную подставку (показывает)».
Далее педагог спрашивает, на сколько частей дети разделят пластилин, какая самая большая часть в фигуре девочки, что надо сделать, чтобы руки и ноги получились одинаковыми (раскатать цилиндр и разделить его пополам). В процессе занятия следит, чтобы дети прочно скрепляли части фигурки, используя прием примазывания. Хвалит детей за лепку мелких деталей, придающих персонажу большую выразительность (части лица, пуговицы, шарфик и т.п.). Если кто-то вылепит маленький снежный ком, то он советует немного согнуть фигуру девочки в пояснице. Следит, чтобы дети заглаживали поверхность фигурки (в прорисовке меха).
В конце занятия можно поставить работы детей на стол, предложить всем подойти поближе. Спросить, как юные скульпторы сделали свои фигурки устойчивыми. Отделить несколько фигурок, имеющих какие-то различия, и предложить определить, чем они отличаются друг от друга (величиной снежных комков, наличием деталей в лепке, различием в позе и др.). Так же можно рассмотреть еще несколько других работ. Сказать, что хотя все лепили девочку, катающую ком, но каждый внес в лепку что-то свое и поэтому такие работы интересно рассматривать.
Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям старшей группы приёмы лепки объектов в аудитории.
Подготовительная к школе группа
«ДЫМКОВСКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Программные задачи.
Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой — дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материал.
У воспитателя дымковские игрушки: конь, козлик, баран и олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; четыре карточки с силуэтным изображением дымковских животных. У детей глина или пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашечки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей к столу (полке), на котором под салфеткой стоят дымковские животные — конь, олень, козлик, баран.
— Представьте себе, что вы совсем недавно стали работать в мастерской, где лепят дымковские игрушки, и сегодня вам предстоит лепка дымковских животных, вот таких.
Снимает салфетку с игрушек и просит назвать животных.
— Каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У оленя это... (ветвистые рога и короткий хвостик), у козлика... (загнутые назад рога, бородка, короткий хвостик, а на ногах «штанишки»). У коня... (на шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост), у барана... (круто закругленные волнистые рога, короткий хвост). Этими признаками одно животное отличается от другого.
— В чем же их сходство? Что у всех одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить любое дымковское животное надо начинать одинаково. Я, как опытный мастер, давно работающий в мастерской, покажу вам общие способы лепки для всех дымковских животных. У меня две исходные формы в виде толстых цилиндров. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и загладить. Это лучше сделать мокрыми пальцами. (См. кн. Н. Халезовой «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».)
Затем педагог ставит на середину каждого из четырех столов дымковское животное на подставке, разделяет детей на четыре небольшие подгруппы и объясняет: «Кто какое животное будет лепить, вы узнаете по карточке, лежащей изображением вниз». Предлагает, чтобы из каждой подгруппы один ребенок взял карточку и сел за стол, где стоит животное, которое силуэтно изображено на карточке. Спрашивает, с чего дети начнут лепку своего животного (с деления куска глины или пластилина на две неравные части и раскатывания из них исходных форм — цилиндров разной величины). (Глина или пластилин другого цвета для лепки остальных деталей дается дополнительно.)
В процессе лепки педагог напоминает, что игрушечные животные должны получиться похожими на дымковские, поэтому во время работы надо сравнивать свою лепку с игрушкой, поворачивать ее, рассматривать со всех сторон, добиваясь сходства. Обращает внимание детей на пропорции между частями тела животного. Способы лепки дополнительных частей (грива, хвост, рога и др.) предлагает детям найти самостоятельно.
Если дети лепят из глины, то их работы оставляются для росписи узорами в свободное время, а если из пластилина, то ребенок стекой и колпачками-печатками вертикальными рядами изображает узор в виде кругов, колец, точек вдоль ног и туловища животных. Педагог говорит, что дымковские мастера делают свои игрушки выразительными не только за счет деталей — рогов, гривы и др., но придают им такую позу, по которой сразу видно, что их животные гордые, веселые. «Посмотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте ее, если нужно, чтобы и ваши животные получились такими же».
В заключение дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят самое похожее. Воспитатель помогает определить, в чем его сходство с игрушкой.
|
|