Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям подготовительной к школе группы приёмы лепки объектов в аудитории.
Подготовительная к школе группа
ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»
Программные задачи.
Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали — гребень, бородку — лепить налепами; учить для декоративного украшения индюка использовать стеку и печатки (если ребенок лепит из пластилина).
Материал.
У воспитателя несколько дымковских птиц — индюк, петух, утка, гусь — и их изображения, картинка с изображением таких же реальных домашних птиц; все это прикрыто листками бумаги с прорезанными «окошками», в которые видны наиболее характерные части птиц, по которым их легко узнать (голова петуха, хвост петуха, хвост курицы и т.д.); исходные формы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики — один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов; стеки и печатки.
Ход занятия.
Проводится игровое упражнение «Угадай по части птицу». Воспитатель показывает детям картинки с изображениями домашних птиц, прикрытые листками бумаги с «окошками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой домашней птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. После того
как дети назовут всех птиц, спрашивает, как же они узнали птиц, ведь видна была не вся птица, а только часть ее. Подводит к выводу, что через окошки они видели характерные особенности каждой птицы — то, что отличает одну от другой. У всех петухов есть зубчатый гребешок и хвост дугой. У всех гусей длинная шея и т.д. Открывает картинки полностью и помещает их на книжные подставки.
Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изображения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная игрушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу. Рассказывает, что дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цветом оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гребень высокий с большими зубцами, у других — небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индюками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и петуха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.
Воспитатель убирает картинки с реалистическими изображениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковских игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора — полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, композицию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу — индюка. Спрашивает, на какой части игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку. Задает вопросы: «Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»
После ответов детей воспитатель подтверждает: чтобы вылепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игрушки. Спрашивает, видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
— Индюк — птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.) Посмотри- те на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.) Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на конце волнистые.)
Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.
— Что же нужно сделать после рассматривания индюка? (Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор мы для лепки.)
Далее воспитатель предлагает отгадать по форме и величине заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.
— Какую часть игрушки можно вылепить из нее?
Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра — это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные формы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).
— Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круглые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)
Потом педагог на одном шарике показывает, как его расплющить о дощечку. Далее показывает и объясняет, как сделать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сделать углубления по его краю. Способы лепки высокого гребня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.
Дети приступают к делению пластилина на части и изготовлению исходных форм для лепки индюка.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого стеку и печатки.
В конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько (три-четыре) детских работ и предлагает найти среди них самую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутливого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит воспитатель, от имени вылепленного индюка — ребенок.
Воспитатель. Посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.
Ребенок. И у меня тоже.
Воспитатель. У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.
Ребенок. А у меня еще выше гребешок на голове. Д т.д.
Затем педагог выставляет рядом с образцом еще три-четыре детские работы, и все повторяется.
Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно перенести на следующее занятие или организовать эту работу в свободное время.
Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям подготовительной к школе группы приёмы лепки объектов в аудитории.
|