Молитвы, чтобы не впасть в сети вражии
Повсюду расставлены сети. Смирение упасет от многих бед. Но надо также просить помощи, чтобы не быть уловленными в такие вражеские сети.
Пример таких прошений:
Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна (Псалом 90, 3).
Говорят: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». Этот закон работает и в духовной жизни. Мы просим, чтобы демоны сами посрамились, чтобы уготовленная ими нам сеть обратилась нам в добро по Божественному промыслу, а они сами остались ни с чем. Можно вспомнить прп. Симеона Столпника, который хоть и поддался помыслу тщеславия, когда его уже хотели взять на колеснице как второго Илью, но затем он приносит истинное покаяние и многократно искупляет свою вину, творя подвиг столпничества не на двух ногах, а на одной в течение целого года.
Но очень наглядный пример этого закона мы видим в сказании о усекновении главы Иоанна Предтечи. Многие знают о его мученической кончине, но мало кто знает, что случилось с теми, которые помогли, чтобы произошло это беззаконие. Напомню.
Читаем в Четьи-Минеях сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна:
«Однако мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа; ибо, с одной стороны, кровь Иоаннова вопияла на Ирода к Богу, как некогда кровь Авелева на
Каина (Быт. 4,1-16); с другой стороны, иные беззакония Ирода (особенно поругательство над Господом нашим Иисусом Христом) навлекали на него праведную казнь Божию; и действительно спустя непродолжительное время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясавицей. Ибо Арефа, царь аравийский, мстя за безчестие и поругание над его дочерью, собрал воинов и пошел с ними на Ирода; точно также и Ирод, собрав своих воинов, вышел на борьбу с Арефой. Произошла жаркая схватка воинов с той и другой стороны; воины Арефы победили воинов Иродовых; Ирод понес сильное поражение; почти все воины его были побиты, и сам он спасся с большим трудом. После этого Ирод лишен был своей власти и всех своих богатств кесарем римским и был послан на заточение с прелюбодейцею и дочерью ее первоначально в Лион, город галльский, потом был переслан оттуда в Илерду, город испанский, и здесь окончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть плясавицы, которая погибла таким образом. Как-то раз зимою она пожелала перейти ради какой-то потребности реку, по имени Сикорис; когда она шла, лед подломился под нею и она упала в воду, погрузившись до шеи. По правосудию Божию, лед сдавил шею ее, так что она висела телом в воде, имея голову над льдом; и подобно тому, как некогда она плясала ногами по земле, так и на сей раз она не доставала ногами до земли, но только производила в воде безпомогцные движения, как пляшущая, причем быстрое течение реки колебало ее; однако никто не мог оказать ей помощи; и до того времени висела окаянная в воде в таком положении, пока острый лед не перерезал шеи ее. Мерзкий труп ее, занесенный водою под лед, не был найден, глава же ее была принесена к Ироду и Иродиаде как некогда глава Предтечева, но только была отсечена не мечем, а льдом. Так наказало правосудие Божие плясавицу, которая повинна была в усечении честной главы святого Иоанна.
После сего погиб «с шумом» и беззаконный убийца Ирод с мерзкою Иродиадою; ибо повествуют, что они были пожраны живыми землею».
Этот закон вполне понятен. Читаем в Евангелии: Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52).
Другое дело, в псалмах мы молимся не о наказании без права покаяния нечестивых, а о посрамлении демонов, об избежании их сетей. Ведь когда люди избегают их расставленных сетей, враги посрамляются. А сети их очень коварные, поэтому так важно просить торжества правды:
Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню (Псалом 34, 8).
Псалом 7
15. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие:
16. ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже со- дела.
17. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.
Псалом 140
9. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.
10. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.
Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои (Псалом 24, 15).
Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Загцититель мой, Господи (Псалом 30, 5).
Молитвы о продлении жизни для праведных плодов, о даровании спасения и наследования вечной жизни
Псалмы содержат прошения о продлении земной жизни для принесения большего количества праведных плодов, и конечно же, наследия вечной жизни.
Например:
1. Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. (Псалом 101, 25)
Да, за беззаконные поступки жизнь может сократиться по длине. Это не всегда так, но бывает. Поэтому лучше оградить себя от этого.
2. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. (Псалом 140, 10). Столько сетей уготовано! Нам важно все достойно перенести. Без благодати Божьей это немыслимо.
3. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. (Псалом 90,15-16).
Кроме того Премилосердный Бог не только продлевает наши дни, чтобы мы могли больше потрудиться, чтобы мы могли лучше подготовиться к вечности, но Он также помогает нам осознать, что кончина ждет каждого, и не надо считать, что не надо думать об этом, откладывая на потом этот грозный час для многих: Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз? (Псалом 38, 5).
Мы более живо ощущаем реальность неминуемого. Более того, считаю уместным сказать немного об истории написании 20 псалма. После победы над ассирийцами блаженный Езекия впал в болезнь и, узнав чрез пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил полное исцеление от болезни, но еще обещано было ему 15 лет жизни. Боговдохновенный Давид, как бы от лица народа, написал и этот псалом, песносло- вя Бога за выздоровление царя. Святые отцы усматривают в этом псалме победную песнь Церкви по одержанию Христом победы над грехом, смертью и адом.
Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века (Псалом 20, 5).
Вообще, поучение в заповедях продлевает дни жизни человека для покаяния, чтобы он не умер не подготовленным.
Притчи Соломона. Глава 9:
10. Начало мудрости - страх Господень, и познание Святагоразум;
11. потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
В то же время следует сказать, что жизнь людей нечестивых, живущих во грехе сокращается.
Притчи Соломона. Глава 10:
27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
К сожалению, действительно, пьянство, курение, наркомания сократили и продолжают сокращать жизнь многим людям. Но если человек кается, то возможно исправление ситуации, и человеку может быть дарована долгая жизнь, только такое покаяние не должно быть слишком поздно.
За особое нечестие Господь может сократить жизнь людей, стремящихся ко злу.
Молитвы о помощи в смирении
В псалмах мы просим о кротости, смирении, просим дальнейшего укрепления, помощи в небез-плодности нашего смирения.
Так важно быть смиренным и кротким! Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5).
Пример таких прошений:
Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся (Псалом 89, 10).
Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим (Псалом 24, 9).
Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных (Псалом 9, 14).
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли (Псалом 9, 39).
Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши (Псалом 17, 28).
Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя (Псалом 24, 18).
Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Псалом 33, 19).
Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя (Псалом 50, 10).
Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псалом 50, 19).
Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита имя Твое (Псалом 73, 21)
Безусловно, наше смирение само по себе ничто, если нет помощи Божьей. Только с Богом мы сильны:
Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем (Псалом 118, 92).
Виждь смирение мое и изми мя, яко закона Твоего не забых (Псалом 118,153).
Молитвы о нашем укреплении
Человек хочет не только не возвращаться на прежний грех, но и идти от силы в силу, преуспевая во всякой добродетели и уклоняясь от всякого рода зла.
Пример таких прошений:
Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас (Псалом 67, 29).
Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог (Псалом 67, 36).
Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе (Псалом 83, 8).
Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием (Псалом 83, 12).
Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею (Псалом 137, 3).
Молитвы о соблюдении заповедей
Мы хотим соблюсти заповеди. 17 кафизма обильно насыщена такими молитвенными воззваниями.
Пример: Псалом 118 (кафизма 17)
5. Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя.
6. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя.
8. Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела.
10. Всем сердцем моим взысках Тебе, не отри- ни мене от заповедей Твоих.
11. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе.
12. Благословен еси, Господи: научи мя оправданием Твоим.
И далее. Просто важно понимать, как важно стараться исполнить заповеди, быть не только слушателем, но и исполнителем. Для этого надо просить. И такие прошения даны уже в 17 кафизме. И здесь мы просим не просто разуметь заповеди, но разуметь их во всей их полноте, чтобы заповеди от нас не скрылись:
Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя (Псалом 118, 19).
Но еще один важнейший момент — чтобы они не скрылись во всей своей полноте. Чтобы разумевать малейшие тонкости:
И не отьими от уст моих словесе истинна до зела (до самой глубины), яко на судьбы Твоя уповах (Псалом 118, 43).
|