Обратная связь
|
КАК СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНИНУ ИЗУЧАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ И ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Разумеешь ли, что читаешь?
Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян.8,30-31)
Один человек, крестившись в зрелом возрасте, захотел разобраться в вере, потому что, бывая на службах, ничего не понимал. Еще со школьной скамьи он привык докапываться до самой сути правил, теорем и формул, чтобы они становились понятными и применимыми. Уповая на свои способности, этот человек приобрел Евангелие и начал его изучать. Со свойственным ему усердием читал он стих за стихом, главу за главой и, как ему показалось, добрался до истины. На его взгляд, она оказалась такова: «Иисус Христос родился как обычный человек, жил чисто и праведно, поэтому при крещении в Иордане удостоился от Бога особенной благодати, дающей способность лечить болезни, изгонять бесов, ходить по воде, кормить несколькими хлебами тысячи людей и прочее». Человек подумал: «Вот бы и мне иметь такие способности! Но как? Наверное, надо хорошо жить: делать добро, не пить, не курить, другим говорить о вере — и сила чудотворений будет дана?».
Какое странное понимание Евангелия! Как будто оно не является Благой вестью о спасении человеческого рода, о приходе в мир Спасителя — воплотившегося Сына Божиего? Объясняется все очень просто: как был устроен ум человека на момент прочтения Евангелия, так и воспринял он его смысл — уродливо, искаженно, примитивно. Впоследствии этот человек все-таки, по подсказке более опытных людей, начал читать толкования и творения святых отцов, в результате чего — более правильно понял веру. Из полученных знаний он заключил, что то первое его собственное «толкование» было очень похоже на ересь Нестория, утверждавшего, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не искупительной Своей Жертвой, а наставлениями и собственным примером. Узнав все это, наш герой искренне огорчался и каялся в том, что, едва уверовав, сразу же оказался в еретиках. Ему пришлось вести долгую и упорную борьбу со страстью тщеславия. Она мешала ему понять, что смысл веры не в приобретении чудотворных сил, а в покаянии и смирении. Другой человек начал читать Священное Писание еще в советский период и всем своим знакомым безстрашно рассказывал о Боге. Некоторые слушали его с интересом, некоторые спорили, а некоторые предупреждали об опасных последствиях такой смелости. Но он никого и ничего не боялся, продолжая «проповедовать». С началом перестройки стали открываться храмы, люди начали читать Библию, смело носить нательные кресты, ходить на службы. Человек этот тоже попытался воцерковиться, но где-то с кем-то из батюшек не «договорился», кто-то где-то его «не понял» — и из проповедника он вдруг превратился в богохульника. Странно! Когда все не верили и боялись — проповедовал веру. Когда все начали верить — стал хулить Господа. Такая перемена произошла с этим человеком потому, что он читал Библию, чтобы потешить свое самомнение, чтобы быть на виду, выделяться. Естественно, когда такую самость задели в храме, она немедленно вступила во вражду с Церковью и Самим Богом. Да и окружающие, ранее слушавшие его, теперь перестали нуждаться в услугах «проповедника», потому что смогли читать и учиться самостоятельно. В результате, чтобы сохранить свою «исключительность», этот человек превратился в богохульника. Понимал ли он Священное Писание, когда читал его во времена «запрета»?
А вот еще пример. Одна прихожанка несколько лет читала Евангелие и до слез умилялась чудесам, которые творил Сын Божий. При чтении последних глав, где говорится о страданиях Господа, она начинала рыдать от жалости к Иисусу, Который был «таким хорошим, столько добра сделал, а Его — так...». Она и не догадывалась, что такая плотская жалость свидетельствует не о правильном, духовном понимании Священного Писания, а о мирском, житейском, основанном на страсти печали. Такое понимание Евангелия позволяло этой христианке одновременно продолжать любить и вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, хранить дома его книги, с трепетом рассматривать его портреты и считать его человеком, сделавшим много добра для всех людей, и для нее самой тоже. Она не могла понять, как можно изменить своим убеждениям, в которых была воспитана с детства и так же воспитала своих детей. Поэтому и сохраняла верность гонителю Православия в России, виновному в истреблении огромного числа верующих, и при этом рыдала от жалости к распятому Господу Иисусу Христу. Вот какое странное «понимание» Истины! В ее сознании соединялось и удобно существовало черное и белое, добро и зло, жизнь и смерть. Но в реальности такого не бывает: Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6,15). Конечно, Священное Писание она понимала неправильно!
Можно приводить и другие горькие факты подобных заблуждений. Но надо ли, если и из этих примеров понятна причина ошибок: попытка помраченным умом понять Тайны Божии. Наверное, мы потому так дерзко пытаемся самостоятельно усвоить Священное Писание, что забываем, как с самого детства самым простым вещам нас всегда кто-нибудь учил: родители, воспитатели, педагоги.
А вот изучение веры представляется нам делом легким, к которому мы, приобретя некоторые мирские знания и житейский опыт, считаем себя вполне готовыми, и никто нам поэтому не нужен. Здесь-то, в самоуверенности, и кроется главная причина всех ошибок. Оказывается, наш плотский ум абсолютно не готов к принятию вещей духовных. Вот и «коверкаем» истину себе на погибель!
Чтобы не было горьких ошибок, перед началом чтения Евангелия — Благой вести о приходе в мир Спасителя — необходимо узнать: кого пришел спасать Христос, от чего спасать и почему спасать. Другими словами, необходимо краткое ознакомление с основными понятиями веры: о Боге, о сотворении мира, о сотворении человека, о качествах первозданного человека, о рае, об Ангелах, о сатане и бесах, о грехопадении, о поражении человека вечной смертью, о добродетелях, страстях и грехах, об аде, о Суде Божием, о воплощении Сына Божиего, об Искупительной Жертве Иисуса Христа, о Воскресении, о сошествии Святого Духа, о Церкви Христовой, о покаянии. Краткое изучение этих вопросов в совокупности называется оглашением.
Обычно современным христианам не хочется тратить время на изучение веры, но тогда и Евангелие им не понять, и Спаситель им будет не нужен. Некоторые же все-таки приходят в храм по какой-нибудь нужде, и благо, если им встретится человек, способный правильно провести первую беседу, называемую предоглашение. В ней на конкретных примерах необходимо доказать, что человек не знает заповедей Христовых, грубо нарушает их, что не заботится о своей будущей вечной участи, что грехами своими оскорбляет Бога, что не верит в Страшный Суд Божий и прочее. Говорить все это нужно, конечно, с сочувствием к человеку, призывая его к изучению веры и изменению жизни.
Услышав, что так надо встречать «захожан», некоторые возмущенно кричат: «Неправильно! Вы так распугаете всех! Надо говорить, что Бог есть Любовь!» Спорить не будем: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4,16), но любовь духовная совсем не похожа на любовь плотскую, кровяную, которая всех жалеет и все дозволяет. Любовь духовная и призывает, и обличает, и угрожает, и исправляет, и наказывает (с состраданием к грешнику).
С ходу говорить о любви Божией могут только люди неопытные, сами еще не постигшие Любви, не знающие Бога. Как можно понять любовь Божию, пребывая в страстях и смертных грехах? Неужели человек, только что пришедший (точнее, зашедший) в храм, способен слушать о святой любви, которая «...чиста, свободна, вся в Боге. Она — действие Святаго Духа, действующего в сердце, по мере его очищения».
Как плотский человек поймет, например, такие слова Любви: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 34-36)?
Чтобы человек не соблазнялся, надо прежде научить его любви к ближнему, то есть исполнению евангельских заповедей об отношении к ближним: И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). А уже потом: «Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу... Любовь к ближнему — основание в здании любви. Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного».
Но прежде чем уговаривать человека исполнять заповеди по отношению к ближним, нужно доказать ему, что это абсолютно необходимо.
В доказательство сказанного приведем слова святителя Игнатия Брянчанинова: «При чтении евангелистов должно читать и Благовестник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским. Чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия, и следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви... В чтении отеческих писаний нужно соблюдать постепенность и никак не читать их поспешно».
Практика показывает, что самостоятельное изучение Священного Писания, даже по толкованиям, дается очень редким людям. Современный человек, оглушенный нескончаемым потоком греховной информации, оказывается неспособным воспринимать язык и стиль святых отцов.
Толкование тогда станет доступным современному человеку, когда будет преподноситься простым языком с примерами из нынешней жизни. Хорошо воспринимается речь верующего христианина, самого стремящегося жить по евангельским заповедям, способного своим настроением привлечь слушающих к покаянию. Такой будет учить тому, чем живет сам, как бы говоря от себя, то есть из собственного опыта, но при этом будет строго придерживаться духовного смысла, изложенного в творениях учителей Церкви.
Святитель Игнатий советует: «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем, тогда и деятельность твоя удобно сделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия». Усвоившему однажды толкование, необходимо постоянно читать Евангелие, всегда проверяя себя, помнит и понимает ли он смысл читаемых слов. Если что-то забылось, то непременно нужно обратиться к знающему человеку или вновь прочитать это место у толкователя. Со временем смысл всех стихов будет понятен, а в нужный момент заповеди будут вспоминаться и станут применимыми в жизни.
Евангелие тогда станет доступным и желанным, когда человек будет понуждать себя жить по заповедям Христовым: «Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие».
Один прихожанин рассказывал о себе, что в начале своего христианского пути он прочитал толкования на Евангелие двух отцов — святителя Феофилакта Болгарского и святителя Иоанна Златоуста, и, как ему показалось, мало что понял и почти ничего не запомнил. Затем он несколько лет читал творения святых на разные темы, а к толкованиям больше не обращался. Творения поначалу давались ему очень тяжело, так что один абзац приходилось прочитывать по два-три раза, и в некоторых случаях понимание приходило, а в некоторых нет. Непонятые строки читатель с горечью оставлял и «шел» дальше, надеясь, что нить рассуждения не будет полностью потеряна. Большую проблему вызывали ссылки на Священное Писание, приводимые на церковнославянском языке. Их и прочитать-то было трудно, а понять — вообще невозможно. Догадываясь, что строки Писания подтверждают (доказывают) смысл сказанных слов, человек не отчаивался, не бросал чтение, а продолжал читать, жалея, однако, что приведенное выражение не совсем понятно. Работать с текстом Евангелия он в то время еще не умел, поэтому и бился как рыба об лед, пока, через несколько лет, не обнаружил, к своему удивлению, что стал понимать церковнославянский язык и смысл цитат. Таким образом, за несколько лет старания христианина вознаградились вдвойне: и труды учителей Церкви усвоил, и церковнославянский язык стал понимать. Принявшись заново читать Евангелие, он был потрясен тем, что теперь смысл его оказался ему понятен, за исключением только некоторых мест, толкование которых он легко нашел в уже знакомых (по первым годам чтения) книгах. Затруднение вызывали лишь некоторые притчи, смысл которых и у толкователей трудно понять (см. Лк. 16, 1-12), а также некоторые слова Господа (например: Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Мф. 22, 45), в которых, с Божьей помощью тоже удалось разобраться. Вот и не осталось у человека «темных пятен» в Евангелии: так Господь благословляет терпение и усердие.
В последующие годы своим знакомым, испытывающим подобные же трудности при чтении творений святых отцов, он советовал находить евангельскую цитату в русском переводе: так хотя бы смысл фразы будет понятен, и ум постепенно будет привыкать к евангельскому тексту, а значение ее можно уразуметь из читаемой книги (статьи) или обратившись к толкователю.
Остается пояснить очень важный момент: как произошло такое, что человек читал творения святых (а не толкования), а Евангелие стало ему понятно почти все, без специальных толкований? Дело в том, что святые отцы, научившись из Евангелия подражать Христу, об этом самом и составили свои Писания, научая нас евангельской жизни. Поэтому, читая их творения, мы учимся тому, как правильно понимать и исполнять заповеди, — об этом говорит весь опыт святых подвижников веры. Если прочитанное стараться применять в жизни, то и Евангелие станет понятно. Абсолютно невозможно поврежденным умом самостоятельно понять Писание (горькие примеры приведены вначале), поэтому необходимы пояснения тех, кто своей покаянной жизнью стяжал особый дар Святого Духа — зреть Тайны Божии. Убедиться в этом на практике (пример выше) может любой, искренне желающий спасения и употребляющий усердие и терпение в познании Истины в теории и на практике (практическая христианская жизнь при этом абсолютно необходима!).
Нередко можно слышать от кого-нибудь из новоначальных: «А! Пытался я читать преподобного Симеона Нового Богослова: семьдесят страниц осилил и бросил — все равно ничего не понимаю! Буду лучше смотреть художественные фильмы о вере — это интересней и понятней!» Что поделаешь?! Для сердца, зараженного страстями, фильм, конечно, любезней, но в кино иногда искажается истина, показываются страстные сцены, музыка отвлекает от содержания, применяются прочие греховные средства, чтобы привлечь внимание зрителей, — так что фильм приносит более вреда, чем пользы. Но вот читать на первых этапах веры труды тайнозрителей-богословов никак нельзя. В лучшем случае человек оставит это занятие, но и другие книги о вере читать не будет; Бывают результаты и хуже: читатели впадают в отчаяние от неспособности делать так, как советуют отцы, или начинают преждевременно подражать их святости и впадают в прелесть — тогда совсем беда. Святые делились своим великим опытом, который они приобрели за 30-40 лет покаянных трудов, и понятны такие книги будут только тем христианам, которые по своему духовному состоянию приблизились к подвижникам, пребывавшим в Духе Святом. А находящийся в плотском состоянии как постигнет духовное? Вот и «обламываются» немощные души, взявшись за непосильное.
Научаясь из творений святых отцов христианской жизни, нельзя пытаться сразу подражать их подвигам, к которым они готовились десятками лет. Нельзя немедленно ждать тех духовных состояний, которые имели святые, нельзя отчаиваться при неудачах, неминуемо встречающихся на пути христианской жизни, нельзя от себя требовать мгновенной святости. Борьба со страстями — это длительный этап пролития пота и крови, и на нем не может быть явных благодатных даров. Для новоначальных свойственно самоукорение, сокрушение духа, видение своей греховности, страх Божий. Вот что говорит по этому поводу святитель Игнатий, ссылаясь на преподобного Иоанна Лествичника: «Раскрой образ мыслей неискусных послушников и найдешь там понятие, родившееся от самообольщения: найдешь там желание строжайшего безмолвия и поста, непарительной молитвы, совершенного нетщеславия, непресекаемого памятования смерти, всегдашнего умиления, все- совершенного безгневия, глубокого молчания, превосходной чистоты... враг научил их устремиться к этим добродетелям преждевременно, чтобы они не получили их в свое время... Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель, предлагая не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойственные им, возвышеннейшие добродетели... Не вздумайте всуе искать поприща подвигов, не дарованного Богом нашему времени».
В то же время есть труды учителей, писавших о первых степенях христианства, — их и надо читать, советуясь при выборе книг с духовно опытными людьми. Многое при чтении даже этих творений окажется непонятным, и хорошо, если рядом окажется опытный советчик. При отсутствии такового нельзя отчаиваться и совсем не читать, потому что труды отцов, по мнению их самих, останутся единственным средством спасения для последних христиан: «Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства».
Большей частью святые писали о высоких степенях христианства, потому что для обучения новоначальных всегда имелось достаточное число опытных старцев, наставлявших своим живым словом и примером. С ослаблением веры во всем обществе резко сократилось и число опытных наставников: делателей не стало, потому что жатвы нет, то есть мало желающих спасаться (ср. Мф. 9, 38). Главное, чему обучали наставники, это: жизнь по евангельским заповедям, борьба со страстями, обретение добродетелей, распознание грехов и противодействие им, самоукорение, сокрушение духа, покаяние, правильная молитва, — что нынче называется христианской аскетикой. Такая практика очищала сердце человека, выводила его из рабства сатане, освобождала от вечной смерти, примиряла со Христом, открывала путь к Царству Неоесному. Конечно, руководители душ человеческих подбирали особенный «ключ» к каждому христианину, учитывая в своих наставлениях все качества его: возраст, здоровье, семейное и социальное положение, род занятий, духовную опытность и прочее. Мы же, читая их книги, должны сами выбирать то, что нам подходит, в соответствии с нашим состоянием. Нельзя мирянам применять то, что относится только к монахам, и одновременно нельзя чуждаться тех рекомендаций, в которых автор обращается к монахам, хотя они (советы) касаются абсолютно всех христиан. Нельзя новоначальным пытаться выполнять то, что советуется совершенным. Так, иногда миряне берутся читать акафисты по ночам, а потом спят на работе; иногда хотят поститься очень строго, изнуряя себя до того, что валятся с ног и «забрасывают» все домашние дела, а то еще и попадают в больницу с обострениями. Некоторые пытаются вкушать пищу два раза в сутки и, конечно, объедаются на ночь. Кое-кто берет на себя молитвенное правило по 5 часов в день и теряет при этом психическое равновесие. Читая, например, о страсти печали во втором томе «Добротолюбия», новоначальный не сможет понять нескольких пунктов, потому что они касаются совершенных. «Опечаленный монах не знает духовного наслаждения», «опечаленный монах не знает духовной радости, как вкуса в меду — страждущий сильною горячкою», «опечаленный монах не подвигнет ум к созерцанию и никогда не возшлет чистой молитвы; ибо печаль всему доброму полагает препону». Поэтому нужно выбирать то, что касается начинающих. То же самое будет и в описаниях других страстей.
Для современного человека нужно адаптировать святоотеческий текст, нужно толкование толкований. Что поделаешь?! Но главное не в этом. Нас разделяет с отцами огромная духовная пропасть, преодолеть которую можно только самоукорением и сокрушением духа. Тот, кто освоит эти первые христианские добродетели, дальше уже не заблудится. Такого поведет Сам Бог, помогая преодолеть все недоразумения и бесовские ловушки. А тот, кто «перескочит» через первое, никогда не обретет последующего и рискует пойти ложным путем, ведущим к самомнению и прелести.
Если новоначальный возьмется читать «Лествицу», то на первой же степени окажется в недоумении: нужно отречься от мира. Как это сделать человеку семейному? Неужели оставить жену и детей и податься в монастырь? А может быть, уйти в лес, взяв с собой пилу, топор, буржуйку и мешок сухарей? Но сколько выдержит в экстремальных условиях изнеженный, избалованный «благами цивилизации» человек? Да и о чем тогда говорит апостол Павел: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Значит, нужно научиться так жить в этом мире, чтобы не любить его, не привязываться к нему, по слову апостола Иоанна: Не любите ни мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2,15). То есть нужно как-то жить в мире, не любя его. Но кто этому научит? Оказывается, можно пользоваться всеми житейскими благами, но не следует привязываться к ним. Все можно иметь, приобретая законным путем, но ни к чему не прилепляясь сердцем, тогда человеку будет не страшно и лишиться всего этого. Теоретически вроде бы понятно. Но только тот, кто захочет исполнять это в жизни, поймет, как тяжело достичь сказанного.
Если в творениях древних отцов многое для современного человека непонятно, то нужно читать труды учителей, более близких к нам по времени жизни: это святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Язык их творений более для нас понятен, хотя от современного отличается все-таки сильно: за сто пятьдесят лет в нем произошли существенные перемены. Но главные перемены, точнее сказать, деформации - произошли в наших душах. Нынешние христиане зрелого и преклонного возраста — это выходцы из советского прошлого, родившиеся в период гонений за веру, воспитанные в духе коммунизма, верившие в партию, в Ленина, в Сталина, изучавшие атеизм, занятые земными заботами, не думавшие о своей вечной участи, не верившие в Бога, не посещавшие церковь. В тот страшный период даже некоторые верующие родители боялись говорить своим детям о вере, чтобы не навлечь на них тяжкие испытания: любовь плотская побеждала веру. Христиане подвергались лютым гонениям, заключались в тюрьмы и лагеря, считались «врагами народа»... Живые и искренние слова о тех страшных временах читатель может найти в книгах протоиерея Михаила Труха- нова «Воспоминания. Первые сорок лет моей жизни» и «Не могу не говорить о Христе».
В советский период Церковь находилась под таким жестоким контролем безбожной власти, что священники не имели права учить народ, не было духовной литературы, нелегко было найти Священное Писание. Вера простых людей нередко была смешана с суевериями, ересями и даже с гаданием и колдовством. Так, например, приходилось слышать от прихожанки, что за умерших надо подавать лук, потому что «лук — от сорока недуг». Как это странно: видимо, она думала, что лук, укрепляющий здоровье тела, может и душу очистить от грехов. А еще говорят, что свечку нельзя передавать левой рукой. Непонятно: чем, в духовном смысле, левая рука отличается от правой?
Удивительно, но и нынче, когда гонений уже давно нет, советские «традиции» по инерции продолжают действовать.
А ведь необходимо разобраться в точности и правильности духовных познаний человека, чтобы не было у него заблуждений, ересей, примесей оккультизма и колдовства. А в прошедшей жизни человека когда разбираться? Вдруг остались у него на душе неосознанные и нераскаянные смертные грехи? Когда учить борьбе со страстями, когда изучать заповеди Христовы и какую из них и когда применять в жизни, как правильно поститься, воспитывать детей, как молиться?
Вывод понятен: современным христианам нужно и самим прилагать старание, чтобы изучить Священное Писание и учиться христианской жизни из творений святых отцов. Господь поможет!
Масленников С. М.
|
|