Святый Праведный Алексий (Мечев) и учение Святых Отцов
В высказываниях и наставлениях отца Алексия множество прямых и косвенных цитат из творений Святых Отцов: Добротолюбия, Отечника, поучений аввы Дорофея и т. д. Вот, например, дарственные надписи на книгах:
«Кто хочет услышан быть Богом в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его» (св. Адриан Югский).
Св. Исаак Сирин: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом».
Авва Исайя: «Тщетны молитвы человека, желающего мщения».
Отец Алексий был начитан в Отцах и знал не только тексты — он читал Отцов делом, воплощал их учение в жизни. Деятельное чтение было настолько плодотворным, что святоотеческое учение входило, что называется, в плоть и кровь, и батюшка Алексий самостоятельно излагал учение древних Отцов применительно к современной жизни.
Батюшка прежде всего советовал читать аскетические книги, которые учат, как жить по-христиански: «Так и всякого человека не догматом, не рассуждением умственным убеждал батюшка, а примером из жизни. Любил он для этого брать жития святых и подвижников, творения Святых Отцов, а то и разные примеры из современной жизни. Книг отвлеченных он почти не читал.
Помню, мне говорил часто: "Что это ты все философии да богословия читаешь. Ты возьми почитай жития, почитай авву Дорофея". Не понимал я тогда, почему это мне батюшка так советует. Не потому мне это советовал он, что считал это ненужным вообще, а потому, что меня лично, как мистика и фантазера, губило такое отвлеченное направление, делало жестким, сухим и неспособным к теплому чувствованию. Я был далек от жизни, ее скорбей и радостей, ее праздников и будней, ее лица и изнанки, — а батюшка хотел обратить мое внимание к жизни.
"Учись жизни, изучай людей, делай добро", — вот в кратких словах то, к чему батюшка хотел направить мои мысли. Религия - не в успокоенном блестяще скомбинированными догматами разуме, а в деятельной любви, служении ближним. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Любовь есть энергия и двигатель христианства, а разум есть только рабочая сила у сердца» (диакон Владимир Сысоев).
Батюшка велел перечитывать и конспектировать авву Дорофея:
— Ты думаешь: прочитала — и ладно, и все? А надо делами читать. Еще и еще перечитывать. А то — прочла, и ничего не осталось».
***
Не оставляйте святой книги, пока не почерпнете какого урока или правила для жизни.
Святитель Феофан Затворник
В деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых отцов — это лучшее руководство к спасению. После чтения священных книг немалую также роль для спасения души играет покаяние.
Преподобный Симеон (Желнин)
Афонский старец Паисий советовал читать «Жития святых» и «Отечник». Говорил, что они являются прекрасным толкованием евангельской теории.
У святых отцов написано, что на последнее время Духом Святым предусмотрены вместо старцев книги. Человеческая природа единосвойственна. Что было и у прежде нас живших, то повторяется и у нас, те же самые вопросы. И теперь уже, можно сказать, все это записано в книгах. А противоречия иногда мы находим, но они бывают кажущимися. Нужно брать мысли не отрывочно, но в контексте. Нужно отличать законоположения от отдельных частных случаев, которые ко всем не приложимы. Нужно просить Бога, чтобы помог нам правильно понять читаемое, чтобы послал нам поясняющего, как евнуху царицы Кандакии за усердное чтение послал апостола Филиппа (Деян. 8,27-39).
Архимандрит Нафанаил (Поспелов)
Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью... Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание...
...Советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание; что понятно — старайся исполнять, а не понятно — пропускай. Так святые отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости...
Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйте с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание — душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу святого Евангелия и главу апостольских посланий.
Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет Богомудрых святых отцов: если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.
Валаамский старец Иоанн (Алексеев)
Не ленись читать Слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине.
Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь... Читать также наставления аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского. Духовные книги нужно читать каждый день, чтобы питать душу.
Преподобный Алексий Зосимовский
Цель чтения — это исполнение прочитанного самим человеком. Мы читаем для заучивания не внешнего, а внутреннего. Не для упражнения языка, а для того, чтобы суметь получить огненный язык и переживать таинства Божии. Учеба, приобретение знаний и получение звания для учения других, без исполнения всего самим человеком, не приносит ему никакой пользы.
Афонский старец Паисий
О необходимости чтения святоотеческих изяснений Священного Писания
Много нужно нам попечения, много бодрствования для того, чтобы иметь возможность проникать в глубину Божественных Писаний. Иначе, предаваясь сну, нельзя постигнуть их; а нужно тщательное исследование, нужна, кроме того, и постоянная молитва, чтобы хотя немного прозреть в святилище слова Божия.
Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли безчисленные бедствия, отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда нерадивое житие, отсюда — безполезные труды.
Свт. Иоанн Златоуст
Внимай же всякий чтению (святоотеческому изъяснению), потому что словеса святых есть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии есть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет жизнь вечную.
Св. Симеон Новый Богослов
Великую силу имеют слова святых! И поистине, что ни говорили они, говорили от опыта и истины — оттого слова их сильны, что изречены деятелями, как и всем делать заповедует некто из мудрых: «Слова твои да подтверждает жизнь твоя».
Авва Зосима
...Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность! И опять: один говорит одно, а другой о том же изречении Писания Божественного — другое, ибо часто одно и другое внушены Божественной Благодатью сообразно со временем и состоянием людей.
Св. Петр Дамаскин
Христос отсылал иудеев к Писаниям не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их. Он не сказал: читайте Писания, но испытайте Писания (Ин. 5, 39), - потому что простое чтение не дает надлежащего знания.
|