Молитвы о благополучной старости
Что немаловажно, в псалмах мы также просим о помощи, когда мы больны, немощны, слабы, когда нет заступников, неоставления Господом во время старости.
Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене (Псалом 70, 9).
Так важно, чтобы мы в старости умудрились сединой мудрости, а не встали на стезю беззакония; чтобы мы обрели наконец-то во- жделанный мирный дух; чтобы наше благочестие только умножалось и к старости достигло полной меры:
Псалом 91
13. Праведник яко финике процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
14. Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут,
15. еще умножатся в старости мастите, и благо- приемлюще будут.
Молитвы об улучшении нашей молитвы
Есть особые прошения о том, чтобы наша молитва была более богоугодной; чтобы она, действительно, была исполнена духовного фимиама.
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя (Псалом 140, 2).
Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно (Псалом 46, 8).
Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселю- ся о Господе (Псалом 103, 34).
Хвалите Господа, яко благ псалом. Богови нашему да усладится Хваление (Псалом 146, 1).
Молитвы об обильном и усердном славословии Бога
Мы также просим, чтобы это пение, эта малая жертва Богу была не последней.
Мы просим, чтобы мы всегда истинно славословили Бога: Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже еемь (Псалом 145, 1-2).
Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь (Псалом 103, 33).
О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ НА ВСЯКУЮ ПОТРЕБУ
Составлено по писаниям св. Афанасия Великого
Каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто, — читая псалмы, великое увидит в них утешение.Терпит ли искушения и гонения, — поя псалмы, явится благоискусным, и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, — читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить.
А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, и воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение...
Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые им людям.
Если желаешь утвердиться в надежде на бога и небоязненности: Пс. 90.
При желании переселиться в дом божий и вечные божии селения: Пс. 83.
Если просишь щедрот у бога: Пс. 66.
При затруднительных обстоятельствах жизни, при унынии духом: Пс. 101.
Если пленен чуждыми помыслами: Пс: 136
Когда видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что уже у людей нет ничего святого: Пс. 11.
Когда услышишь, что хулят иные промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратись к господу, произнеси: Пс. 13.
Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин небесного царствия: Пс. 14.
Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19.
Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят - и увидишь, что они сами причина того, что грешат: Пс. 35.
Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на господа и читай: Пс. 10.
При гонении и поношении врагов и множестве восстающих на тебя: Пс. 3; Пс.24; Пс. 26; Пс. 41; Пс. 139.
Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38.
Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5; Пс. 7.
Если злоумышление врагов продолжается - не падай духом, как будто забыт ты господом, но призови господа, воспевая: Пс. 12; Пс. 25; Пс. 34; Пс. 42.
Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39.
Если раскаиваешься в соделанном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50.
О БЛАГОДАРЕНИИ БОГУ:
Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение господу: Пс. 28; Пс. 104; Пс. 106; Пс. 134; Пс. 145-150.
Желая вспомнить, какие благодеяния божии оказаны отцам, сколь бог благ и люди неблагодарны: Пс. 43; Пс. 77; Пс. 88; Пс. 104, Пс 105; Пс. 106, Пс. 113
Благодарение господу, когда он услышал тебя в скорби: Пс 4-Пс 74-Пс 114-Пс 45
Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 17; Пс. 9.
Видя, что господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22.
Впав в руки врагов и мудро избежав их, и уклонившись от злоумышлении их: Пс. 33.
ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛТИРИ. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Многие, возможно, подумают, зачем толкование Псалтири и Священного Писания, что можно и самому разобраться... Действительно ли это так?
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения Святых Отцов. Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Слову Божию Святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания».
На самом деле, изучая толкование, мы смиряемся, понимаем, как мы мало понимаем из действительного. Открываются наши духовные очи и часто совершенно под другим углом видится содержимое, притом не только то, что лежит на поверхности, но и нижние пласты.
Толкование Псалтири сейчас не только есть в продаже, но также общедоступно. Самому разобраться очень трудно и святые отцы помогают нам в этом.
Сейчас общедоступны толкования святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Есть также и другие толкования Псалтири.
ПСАЛОМ 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...
Нищета духа и смирение являются вместе с Христовой любовью основными добродетелями христианина. Господь предлагает нам учиться смирению у Него Самого (Мф. 11, 29), а нищету духа ставит на первую ступень духовного восхождения в заповедях блаженства.
И все святые и подвижники благочестия в течение своей жизни прилагали величайшие усилия, чтобы приобрести себе эти драгоценные жемчужины из ожерелья добродетелей.
Несколько есть путей для их приобретения. Одним из них являются покаянные молитвы, а среди них — 50-й псалом.
Этот псалом занимает особое место среди других псалмов Давида по своему значению и силе душевных переживаний автора, создавшего его.
Как известно, он был написан Давидом после совершения им тяжких грехов и свидетельствует о силе покаяния царственного пророка.
Очевидно, что чтение его в утреннем молитвенном правиле может возбуждать в нас сильное чувство покаяния. Но для этого нам надо хорошо постигнуть всю глубину мыслей, составляющих этот псалом.
Как пишет архиеп. Иннокентий Херсонский: «Покаянный псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы».
Ниже будет дан ряд пояснений с целью лучшего его понимания и для более глубокого действия на наше сердце.
Конечно, не одни его мысли помогут пробудить покаянное чувство. Равнодушное прочтение его, даже с пониманием его содержания, не будет еще нашим настоящим покаянием во грехах.
К прочтению его надо подойти в соответствующих духовных одеяниях нашей души — в одеяниях печали и сокрушения за все соделанные нами грехи в прошлом, с сознанием многих своих страстей и недостатков в настоящем (гордости, тщеславия, сребролюбия, черствого сердца, отсутствия добродетелей — Христолюбивой любви, смирения, кротости и т.д.), при понимании своей немощи — нерадения, лености, теплохладности, небрежности, делающих нас недостойными в глазах Господа, Божией Матери и святых.
Вот если все это мы глубоко осознаем и обратимся сердцем к Богу в полноте нищеты духа и смирения, то и слова покаянного псалма будут не пустыми звуками, а печальной, горестной мелодией сердца перед лицом Господа.
Пусть глубокие слова этого псалма будут произноситься не только неспеша, не только очень медленно, но так, чтобы каждая мысль, каждое слово вызывало в душе, в сердце отголосок собственных дополнительных печальных мыслей — мыслей о своих когда-то ранее совершенных грехах (их св. отцы велят никогда не забывать), о своих недавних грехах, греховных падениях и проступках, о своей немощи духовной, самомнении, самочинии и т.д.
Благо, если при этом наступит умиление и появятся слезы, хотя добиваться их и не велят св. отцы.
Уж то будет хорошо, если молитва-псалом будет произнесена с величайшим вниманием и сосредоточенностью, с глубоким постижением каждой мысли чудного псалма, пробуждением на эти слова покаянных чувств сердца и глубокого смирения.
В начале псалма (ст.4) встречаются два слова (понятия) — «грех» и «беззаконие». По существу они обозначают одно и то же — «грех есть беззаконие» (Ин. 3, 4), хотя и повторяются в псалме отдельно: «яко беззаконие мое аз знаю, и грех мо предо мною есть выну» (ст.5).
Чтобы эти понятия не совмещались в нашем сознании, можно условно разделять их: под «грехом» понимать совершенные нами ранее грехи, а под «беззаконием» понимать нашу порочную душевную природу, исполненную страстей и пристрастий, которые неудержимо проявляются все время в новых и новых грехах.
Стих 6-й псалма — «яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» — надо перевести на русский язык и понимать так: «Ты праведен в приговоре надо мной, и я буду безответен, когда Ты осудишь меня».
В 7-м стихе этого псалма говорится: «Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя». Здесь пророк Давид говорит не о грехах наших матерей, а о первородном грехе, которым издревле заражено все человечество после падения Адама.
Однако это упоминание ни в коем случае не смягчает нашей ответственности за наши личные грехи. И в следующем, 8-м стихе, пророк говорит: «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная Премудрости Твоея явил ми еси».
Здесь говорится, во-первых, про голос совести нашей — голос Бога через нашего Ангела-храните- ля, который всегда предостерегал и предостерегает нас против греха, и поэтому мы всегда отвечаем за каждый совершенный нами грех.
Во-вторых, нам, христианам, через Евангелие открывается вся полнота истины, отчего возрастает во много раз и степень нашей ответственности, по сравнению с теми, кто не знает Евангелия. Как говорит Господь — «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48). И «кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48).
В стихе 9-м — «Окропиши мя иссопом, и очи- щуся; омыеши мя и паче снега убелюся» — мы просим об очищении нашей духовной одежды от пятен греха и об «омытии» ее до степени совершенной белизны.
Не просто надо произносить это великое прошение: здесь мы дерзаем просить великих даров, но, вместе с тем, мы должны всегда сознавать себя совсем недостойными их при нашем нерадении, лености, невнимательности к делу спасения, те- плохладности, небрежности, невоздержании и т. д.
В стихе 10-м псалма имеется прошение — «Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя».
Однако нам грешным нельзя думать о том веселии и радости, которыми награждаются святые и подвижники. Здесь уместно вспомнить икону Богоматери «Нечаянная радость», в молитве к Которой говорится о «нечаянной радости покаяния». Вот то, о чем мы действительно можем просить — о даровании нам истинного глубокого покаяния и «радости спасения» (ст. 14), растворенных нашими слезами и надеждой на прощение наших грехов.
В стихе 11-м вновь и вновь просит пророк Давид о прощении грехов и об очищении от беззакония, очевидно считая себя малодостойным этого. За пророком Давидом и нам надо вновь пережить это чувство собственного недостоинства.
Далее в стихах 12-м и 13-м следуют два великих прошения, которые по церковному обычаю полагается повторять и в каждой песне канона перед Святым Причащением (перед первым и вторым стихом) — «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Здесь как бы вопль погибающей души и сердца, отягченного великими грехами. Душа видит эту духовную проказу сердца, сознает ее страшную опасность и вопиет об исцелении — об удалении из сердца подавляющего и оскверняющего его греха. Тогда душа вновь могла бы почувствовать свое Богосыновство, вновь приобрела бы потерянный от греха «дух правый».
Близко к такому содержанию и второе прошение (стиха 13-го) — «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
Что может быть страшнее для сына, как не изгнание его от лица Отца за совершенные грехи? И что остается человеку, если Дух Божий оставляет его? Только тьма и владычество над ним темных сил ада, ввержение его в бездну порока и несчастий. Все это так страшно, что не прошение, а вопль должен исходить из сердца христианина для избавления от этих бед.
Когда мы повторяем за пророком Давидом о даровании нам «радости спасения» (стих 14-й), то опять-таки не о радости небесного блаженства святых просим здесь. Мы их ведь совершенно недостойны!
Но вот радости, которые может испрашивать покаявшийся грешник: это радость от прощения Отцом греха блудного сына, радость вновь иметь право быть в доме Отчем, хотя бы в числе «наемника» (Лк. 15,19), радость вновь работать для Отца на том поприще, которое соблаговолит указать каждому из нас Небесный Отец.
Сами мы для этого не имеем ни сил, ни возможностей и ни способностей. Поэтому мы и просим далее: «Духом Владычним утверди мя». И только при наличии сего Духа мы что-либо можем, что-либо успеем, что-либо сделаем достойное звания слуги Небесного Отца.
Пророк Давид дерзает далее давать обещание: «Научу беззаконный путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся» (ст. 15).
Очень осторожно надо прилагать это обращение к себе, мы так слабы, грешны и неразумны. «Не многие делайтесь учителями», — пишет ап. Иаков (Иак. 3, 1). Поэтому нам прилично учить других преимущественно примером своего истинного христианского жития, исполненного Христовой любви и милосердия, смирения, кротости, великодушия, воздержания, всепрощения и прочих добродетелей. При этом, если в жизни нам и удастся что-либо сделать для ближнего, и научить его чему-либо доброму, и приблизить его душу к Богу, то все это надо приписывать не себе, а благодати Божией. Вспомним смиренные слова ап. Павла: «Я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мной» (1 Кор. 15,10).
В стихе 16-м псалмопевец просит об «избавлении от кровей». Царю Давиду приходилось все время вести войны — отсюда и это прошение. Большинству же христиан обычно не грозят ужасы непосредственного участия в войне и поэтому это прошение надо понимать аллегорически — как избавление от возможности чем-либо обидеть ближнего — оскорбить, осудить, привести в раздражение, оклеветать его.
В ст. 17-м пророк просит: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».
Но разве не в нашей власти открывать уста для хвалы? Да, не в нашей. В нашей власти произнести устами слова хвалы, но это далеко еще не та хвала, которую ищет Господь. Он ищет прежде всего нашего сердца (Притч. 23, 26). И только та хвала Ему будет приятна, которая исходит из глубины сердца и исполнена горячим чувством любви.
Казалось бы, что стих 18-й псалма не имеет к нам никакого отношения, потому что в нем Давид говорит: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши».
Но ведь «жертвы» и «всесожжения» имели место лишь в Ветхом Завете!
Однако и мы можем и даже должны приносить жертвы; и далее в ст. 19-м Давид сам указывает на необходимость приношения их для Бога: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Кроме того, в Литургии поется о «жертве хваления». Вот, что может всегда приносить каждый христианин вместо ветхозаветных жертв — агнцев и голубей — в храме своего сердца.
В стихе 20-м Давид просит о «созидании стен Иерусалимских».
Какое это имеет отношение к нам? Апостол Павел говорит, что душа каждого христианина есть храм Божий (1 Кор. 3, 16). Поэтому здесь можно думать о созидании стен для нашего внутреннего храма, которые помешали бы нашим врагам — темным силам, проникать в этот храм, вселяя в нас грехи, страсти и пристрастия.
Тогда, при защите стенами благочестия этого сердечного храма нашего от всякой греховной скверны, в нем будут звучать благоприятные Богу моления и хваления, заменяющие ветхозаветных тельцов и «жертвы всесожжения», о которых говорит царственный Пророк в последнем (21-м) стихе своего замечательного псалма.
Псалом 50-й включен в утреннее молитвенное правило христианина.
Но только ли надо читать его по утрам? На этот вопрос так отвечает о. Иоанн С:
«Если согрешишь в чем перед Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом 50-й — «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей».
Н. Е. Пестов
***
Будущему святителю Нектарию Эгинскому еще в детстве больше всего нравился псалом 50, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
Свт. Иннокентий Херсонский: «После псалма Помилуй мя, Боже, нет другого во всей Псалтири Давидовой, который бы исполнен был такого умиления душевного, как этот псалом. Кажется, он написан не чернилами, а слезами; и должен быть не пет, а плакан. Посему-то возглашается он в церкви в те недели, кои служат приготовлением к Святому и Великому посту».
Письмо игумении Арсении: «...Да поможет тебе Господь Бог! Он укрепит и дух твой. А я от себя скажу тебе одно слово опыта. При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение - это смирение. Только этою стезею приходит душа к истине, все разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей. Если потеряешь эту стезю, то окружает душу мрак и теснота. Она приходит к ложному разуму. А это бедственно. Потому что ложный разум показывает все в превратном виде; все обстоятельства жизни представляются горькими и бедственными, не видишь в них путей Божиих, великих судеб Его спасительного Промысла; люди не братья, а враги, их немощи возрастают до крайних пределов. Собственные немощи делаются страшными и даже живыми образами мучений внутренних. Да, одна стезя спасает в это время — стезя смирения. Читай раза три в день 50-й псалом. Читай, принуждая себя, даже в церкви во время Херувимской песни, и Господь откроет тебе смысл истинного покаяния и глубокого смирения духа».
Прп. Анатолий (Зерпалов): «Блудные грезы бывают ночью, во сне... Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже...» — псалом 50.»
Старец схиигумен Савва: «В случае безсонни- цы, когда долго не можешь заснуть, опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божьей и неправды человеческой и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внутреннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Если пойдут в сердце и голову дурные мысли, встань и клади поклоны с молитвою: «Помилуй мя, Боже...» (Псалом 50), пока не утомишься. Если усердно помолишься — скоро заснешь, а не заснешь, так душевную пользу получишь.
Старица схимонахиня Антония: «50 псалом - это великая молитва».
ПСАЛОМ 90
|