ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДИСЦИПЛИНАРНЫМ УСТАВАМ)
Специальная дисциплинарная ответственность — это
ответственность конкретно определенных категорий ра- ботников на основе уставов и положений о дисциплине. К числу специальных нормативно-правовых актов о дис- циплине относятся: Устав о дисциплине работников связи, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Дисцип- линарный устав органов внутренних дел, Закон «О ква- лификационных комиссиях, квалификационную аттеста- цию и дисциплинарную ответственность судей» и ряд других актов.
Специальной дисциплинарной ответственности подле- жат работники ряда отраслей народного хозяйства: свя- зи, железнодорожного транспорта, горнодобывающей про- мышленности и т.д. Специальную дисциплинарную от- ветственность несут также все категории государственных служащих, в частности, военнослужащие, работники ми- лиции, работники прокуратуры, судьи.
По отношению к определенным категориям работни- ков применяются более строгие, нежели обычные, требова- ния. Например, безупречный моральный облик является условием деятельности судьи, прокурора, работника пра- воохранительных органов государства. В силу этого со- держание дисциплинарного проступка данных категорий работников гораздо шире. Несоблюдение ими норм мора- ли имеет юридическое значение и является основанием для специальной дисциплинарной ответственности.
Специальная дисциплинарная ответственность отлича- ется от общей дисциплинарной ответственности более широким набором и суровостью санкций. Например, Дис- циплинарный устав прокуратуры Украины предусматри- вает следующие виды взысканий: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагруд- ного знака «Почетный работник прокуратуры Украины», увольнение, увольнение с лишением классного чина.
Как правило, дисциплинарные уставы и положения предусматривают несколько иной порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий. В частности, взыска- ние может применяться по отношению к работнику не только непосредственным работодателем, но и вышестоя- щим органом. Иными являются также сроки наложения взыскания. Например, Дисциплинарный устав прокурату- ры устанавливает, что дисциплинарное взыскание приме- няется на протяжении одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени служебной проверки, вре- менной нетрудоспособности работника и пребывания его в отпуске, но не позднее одного года с момента соверше- ния проступка.
13.17. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ
Материальная ответственность работников — этовид
юридической ответственности, состоящий в обязанности работника возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате виновного неиспол- нения трудовых обязанностей.
Применение материальной ответственности возможно только при наличии совокупности таких условий (соста- ва дисциплинарного проступка):
1) наличие имущественного ущерба. Под ущербом понимается только реальное уменьшение имущества пред- приятия, учреждения, организации или снижение его цен- ности. Работник не несет ответственности за упущенную выгоду (недополучение ожидаемого дохода);
2) противоправное поведение работника;
3) причинно-следственная связь между противоправ- ным деянием и причиненным ущербом;
4) вина работника в форме умысла или неосторожнос- ти. Ответственность исключается, если ущерб возник в результате факторов, ке зависящих от работника.
Существует два вида материальной ответственности работников.!:
1) ограниченная материальная ответственность. Объем ответственности в данном случае равен действи- тельному ущербу, но не более среднемесячного заработка работника. Например, по небрежности секретаря-референ-
та вышел из строя компьютер. Стоимость ремонта соста- вила 150 гривень. Если заработок секретаря выше этой суммы, то ущерб будет взыскан полностью, если ниже, то ущерб взыскивается частично;
2) полная материальная ответственность. В этом случае работник возмещает работодателю весь нанесен- ный им ущерб независимо от размера получаемой им за- работной платы. Полная материальная ответственность применяется лишь в случаях, прямо указанных законом, когда:
— между работником и работодателем заключен пись- менный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспе- чение сохранности переданного ему имущества;
— имущество было получено работником под отчет по разовому документу (например, расходы на служеб- ную командировку);
— ущерб причинен преступным (уголовно-наказуемым) деянием работника;
— ущерб причинен работником, находившимся в нетрез- вом состоянии;
— ущерб причинен недостачей, умышленным уничтоже- нием или порчей имущества, выданного работнику;
— по закону на работника возложена полная матери- альная ответственность за ущерб при исполнении тру- довых обязанностей;
— ущерб причинен не при исполнении трудовых обя- занностей;
— должностное лицо виновно в незаконном увольне- нии или переводе работника на другую работу.
Существует два варианта применения материальной ответственности: по распоряжению собственника предпри- ятия, учреждения, организации и в судебном порядке.
13.18. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Индивидуальный трудовой спор —это разногласия между работником и работодателем по вопросам приме- нения норм трудового законодательства, о которых за- явлено в орган, компетентный рассматривать трудовые споры.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых спо- ров урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Ук- раины и Гражданско-процессуальным кодексом Украины.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются ко- миссиями по трудовым спорами местными судами. Ко- миссия по трудовым спорам (КТО) избирается трудо- вым коллективом с численностью работающих не менее 15 человек.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о наруше- нии своих прав. Заявление работника регистрируется КТС и подлежит рассмотрению в десятидневный срок. Трудо- вой спор рассматривается в присутствии работника, пред- ставителя профсоюзного органа или адвоката (по жела- нию работника) и работодателя или его представителя. Решение КТС принимается большинством голосов ее чле- нов, присутствующих на заседании. Копии решения вру- чаются работнику и работодателю. Решение КТС может быть обжаловано сторонами в суде.
Работник вправе обратиться в суд, минуя КТС в следу- ющих случаях:
1) если КТС не избрана на предприятии, в учреждении, организации, где он трудится;
2) по вопросу о восстановлении на работе;
3) по вопросу об изменении даты и формулировки при- чины увольнения;
4) по вопросу об оплате за время вынужденного прогу- ла;
5) по вопросу об отказе в приеме на работу.
Работник может обратиться в суд с заявлением о раз- решении трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении сво- его права, по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, а по вопросам выплаты зара- ботной платы — бессрочно.
Решение суда по рассмотрению трудового спора подле- жит немедленному исполнению..
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Коллективный трудовой спор возникает тогда, когда появляются разногласия между сторонами социально-тру- довых отношений.
В соответствии с Законом Украины «О порядке разре- шения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (3 марта 1998 г.) коллективный спор может возникнуть от- носительно:
а) установления новых или изменения существующих условий труда;
б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;
в) исполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;
г) невыполнения требований законодательства о труде.
При возникновении трудового спора требования трудо- вого коллектива утверждаются на общем собрании (кон- ференции). Администрация должна рассмотреть эти тре- бования в пятидневный срок. Если стороны коллективно- го спора не пришли к соглашению, то спор рассматривается в специально образованных органах: в примирительной комиссии или трудовом арбитраже.
Примирительная комиссия рассматривает трудовые спо- ры по п.п. «а» и «б», а трудовой арбитраж по п.п. «в» и «г» и в случае непринятия решения примирительной ко- миссией по п.п. «а» и «б».
Примирительная комиссия — орган, предназначен- ный для выработки решения, которое может удовлетво- рить стороны коллективного трудового спора и состоит из представителей сторон. Решение примирительной ко- миссии принимается по достижению соглашения между ее членами и имеет обязательную силу для каждой из сторон.
Трудовой арбитраж — орган, который состоит из при- влеченных сторонами специалистов, экспертов и принима- ет решение по сути трудового спора (конфликта). Количе- ственный и персональный состав трудового арбитража определяют стороны. В его состав могут входить народ- ные депутаты, представители органов местного самоуправ- ления, иные лица. Представители трудового коллектива и администрации в состав трудового арбитража входить не
могут. Решение трудового арбитража является обязатель- ным, если стороны предварительно об этом договорились.
Крайним способом разрешения коллективного спора является забастовка.
Забастовка — это временное коллективное доброволь- ное прекращение работы работниками (невыход на рабо- ту, неисполнение своих трудовых обязанностей) предпри- ятия, учреждения, организации (структурного подразделе- ния) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллек- тивного трудового спора в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлет- ворить требования работников или уполномоченного ими органа.
Решение об объявлении забастовки утверждается об- щим собранием (конференцией) работников путем голо- сования и считается принятым, если за него проголосова- ло большинство работников или две трети делегатов конференции.
Закон запрещает проведение забастовки работниками органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопо- рядка. Забастовка считается незаконной и тогда, когда спор предварительно не рассматривался в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Решение о признании забастовки незаконной может принять только суд, после чего бастующие должны приступить к работе.
Нормативные источники
Кодекс законов о труде Украины (по состоянию на 19 октяб- ря 2000 г.) // Право и практика: Ежемесячный бюллетень. — 2001. — № 1.
Об охране труда: Закон Украины от 14 октября 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 49. — Ст.668.
Об оплате труда: Закон Украины от 24 марта 1995 г.// В1до- мост! Верховно! Ради Украши. — 1995. — № 17. — Ст.121.
Об отпусках: Закон Украины от 15 ноября 1996 г.// В1до- мост! Верховно! Ради Украши. — 1997. — № 2.- Ст.4.
Глава 14.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
14.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Конституция Украины закрепляет право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери тру- доспособности, потери кормильца, безработицы по незави- сящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом. Одним из эле- ментов социальной защиты граждан является социальное обеспечение.
Социальное обеспечение— это предусмотренная зако- нодательством система материального обеспечения и об- служивания нетрудоспособных граждан.
Виды социального обеспечения:
1) пенсии;
2) социальные пособия и помощь. К их числу относит- ся, например, государственная помощь семьям с детьми;
3) льготы. Например, предоставление права бесплат- ного проезда в общественном транспорте отдельным ка- тегориям граждан;
4) содержание нетрудоспособных граждан в домах для престарелых и инвалидов.
Социальное обеспечение осуществляется за счет специ- альных фондов или государственного бюджета.
Социальное страхование — одна из основных гаран- тий социального обеспечения. Суть социального страхо- вания состоит в том, что граждане и иные юридические лица всех форм собственности в обязательном порядке вносят платежи в специальные фонды, за счет которых осуществляется социальное обеспечение.
14.2. ВИДЫ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ
Пенсия является основным видом социального обес- печения нетрудоспособных граждан. Пенсия— ежемесяч-
нал денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам. Порядок назначения и выплаты пенсий регу- лируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (5 ноября 1991 г.) и рядом других законов.
Виды пенсий:
1) трудовые пенсии. Основаниями для назначения трудовой пенсии являются достижение определенного воз- раста (его называют пенсионным) и наличие определенно- го стажа работы. Разновидности трудовых пенсий:
— пенсия по возрасту. По общему правилу, право на пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Второе условие для назначения пенсии по возрасту — наличие об- щего трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин. Ряд категорий работников имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях: в таких случаях пенсионный возраст и трудовой стаж снижаются;
— пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет на- значается, как правило, независимо от достижения оп- ределенного возраста. Главное условие — наличие специального трудового стажа. Право на пенсию по выслуге лет имеют военнослужащие и работники органов внутренних дел, государственные служащие, некоторые другие категории работников;
— пенсия по инвалидности. Основное условие для на- значения данного вида пенсии — стойкое нарушение функций организма, которое вынуждает больного пре- кратить профессиональный труд или существенно изменить его условия. Существует две разновиднос- ти пенсий по инвалидности. Пенсия по инвалиднос- ти вследствие трудового увечья или профессиональ- ного заболевания назначается независимо от стажа работы. Пенсия по инвалидности вследствие обще- го заболевания зависит от наличия стажа работы, однако он существенно ниже, чем стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту;
— пенсия по случаю потери кормильца. Право на этот вид пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его содержа- нии (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные супруг, родители, иные члены семьи);
2) социальные пенсии. Социальная пенсия назначает- ся гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Например, социальная пенсия назначается гражданам, до- стигшим пенсионного возраста, но не имеющим необхо- димого стажа работы или никогда не работавшим.
14.3. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ
Правовое регулирование данного вида социального обес- печения осуществляется на основании Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» (новая ре- дакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет виды го- сударственной помощи семьям с детьми и круг лиц, кото- рые вправе претендовать на получение этой помощи.
Виды государственной помощи семьям с детьми:
1) пособие в связи с беременностью и родами. Этот вид пособия выплачивается женщинам за весь период отпуска по беременности и родам в размере 100 % сред- немесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, по- собия по безработице), но не менее 25 % прожиточного минимума для трудоспособного лица на месяц;
2) единовременное пособие по случаю рождения ре- бенка назначается в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из родителей (усыновителю или опекуну);
3) пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста назначается в размере прожиточно- го минимума для детей в возрасте до 6 лет и ежемесячно выплачивается лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком (один из родителей, усыновитель, опе- кун, бабка, дед или иной родственник);
4) пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством. Этот вид пособия назначается опекуну или попечителю ребенка. Размер пособия равня- ется разнице между прожиточным минимумом для ре- бенка соответствующего возраста и среднемесячным раз- мером получаемых на ребенка алиментов и пенсий за пре- дыдущие шесть месяцев;
5) пособие малообеспеченным семьям с детьми. По- собие назначается семье с детьми в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет), если среднемесячный совокуп-
ный доход семьи ниже прожиточного минимума для се- мьи. Размер пособия определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесяч- ным совокупным доходом за предыдущие шесть меся- цев.
Все виды государственной помощи семьям с детьми, кроме пособия по беременности и родам, назначают и вып- лачивают органы социальной защиты населения по месту проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечите- ля). Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы (службы).
14.4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Конституция Украины гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицин- ское страхование.
Охрана здоровья— это система мероприятий, направ- ленных на сохранение и развитие физиологических и пси- хических функций, оптимальной трудоспособности и со- циальной активности человека.
«Основы законодательства Украины об охране здоро- вья» (19 ноября 1992 г.) включают в понятие «охрана здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье че- ловека зависит от многих факторов:
— жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья человека;
— безопасную для жизни и здоровья окружающую при- родную среду;
— санитарно-эпидемиологическое благополучие терри- тории проживания;
— безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха;
— квалифицированную медико-санитарную помощь;
— достоверную и своевременную информацию о состо- янии своего здоровья и здоровья населения;
— участие в формировании государственной политики в области здравоохранения и управлении здравоох- ранением;
— возмещение причиненного здоровью вреда и некото- рые другие положения.
Конституция Украины содержит ряд важных юриди- ческих гарантий охраны здоровьянаселения:
1) государственное финансирование программ, связан- ных с охраной здоровья;
2) бесплатная медицинская помощь в государствен- ных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
3) недопустимость сокращения существующей сети государственных и коммунальных медицинских учрежде- ний;
4) содействие со стороны государства развитию лечеб- ных учреждений всех форм собственности;
5) развитие физической культуры и спорта;
6) обеспечение санитарно-эпидемиологического бла- гополучия.
Нормативные источники
Основы законодательства Украины об охране здоровья: За- кон Украины от 19 ноября 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 4. — Ст.19.
О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// Вздомост! Верховно!' Ради Украши. — 1992. — № 3. — Ст.10.
О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 22 марта 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 20. — Ст.102.
Глава 15. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
15.1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
Финансовое право— это отрасль права, регулирующая общественные отношения в области мобилизации, распре- деления и использования государственных финансовых средств.
Финансовое право регулирует исключительно отноше- ния, возникающие в финансовой деятельности государ- ства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной сис- тем и др. Денежные отношения между физическими и юридическими лицами, например, отношения в сфере бан- ковской деятельности, регулируются другими отраслями права.
Финансовое законодательство Украины — это совокуп- ность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный кодекс Украины (22 июня 2001 г.), Закон Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.), Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменени- ями). Декрет Кабинета Министров Украины «Об акциз- ном сборе» (1993 г.) и другие нормативно-правовые акты.
Финансовая система Украинывключает:
1) общегосударственный централизованный фонд (го- сударственный бюджет Украины);
2) централизованные фонды для отдельных терри- торий (местные бюджеты);
3) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд со- циального страхования, Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды);
4) децентрализованные фонды (финансы отраслей на- родного хозяйства, предприятий разных форм собственно- сти, учреждений и организаций);
5) разные формы кредита (банковского и государствен- ного). Государственный внутренний кредит представляет собой привлечение государством свободных средств насе- ления (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг) с последующим возвратом этих средств. Государственный внешний кредит представляет собой заимствование средств других государств и международных организаций. Обслу- живание внешнего кредита осуществляется в первую оче- редь. Банковский кредит предоставляется из свободных средств Национальным банком Украины коммерческим банкам;
6) страхование (например, государственное социаль- ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли утрату трудоспособности).
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
Важной составной частью финансовой системы Украи- ны является бюджетная система. Бюджет — это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета на определенный период (по общему правилу — на 1 календарный год). Бюджетная система Украины со- стоит из государственного бюджета и местных бюдже- тов, к которым относятся:
1) бюджет Автономной Республики Крым;
2) областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;
3) бюджеты местного самоуправления (бюджеты тер- риториальных громад сел, поселков, городов и их объеди- нений).
Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов.
Общий фонд бюджета включает:
1) все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета от- носят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.;
2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на вы-
полнение функций государства, задач местного самоуправ- ления;
3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники по- крытия дефицита бюджета, а также расходование финан- сов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.
Специальный фонд бюджета включает:
1) бюджетные назначения на расходы за счет конкрет- но определенных источников поступлений;
2) гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;
3) разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.
Передача средств между общим и специальным фон- дами бюджета разрешается только путем изменения в за- кон о Государственном бюджете Украины или путем при- нятия решения соответствующего совета.
|