ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принцип свободы предпринимательства проявляется и в том, что субъекты предпринимательской деятельнос- ти вправе избрать любую ее форму. Организационно-пра- вовые формы предпринимательской деятельности опре- деляются Законами Украины «О предприятиях в Украи- не» (27 марта 1991 г.), «О хозяйственных обществах» (19 сентября 1991 г.).
Основная организационно-правовая форма предприни- мательства — предприятие.
Предприятие— это самостоятельный уставной хозяй- ствующий субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследователь- скую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (дохода).
В уставе предприятия определяются собственник и наименование предприятия, его местонахождение (юриди- ческий адрес), предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных орга- нов, порядок создания имущества предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.
В Украине могут действовать предприятия на разных формах собственности:
1) частное предприятие, основанное на собственности физических лиц;
2) коллективное предприятие, основанное на собствен- ности трудового коллектива предприятия;
3) хозяйственные общества;
4) предприятие, основанное на собственности объеди- нений граждан;
5) коммунальное предприятие, основанное на собствен- ности территориальной громады;
6) государственное предприятие, основанное на госу- дарственной собственности. Разновидностью государствен- ных предприятий являются казенные предприятия. Они создаются по решению Кабинета Министров Украины пу- тем преобразования государственных предприятий, не под- лежащих приватизации при наличии хотя бы одного из трех условий:
— предприятие проводит производственную или иную деятельность, которую вправе осуществлять только государственное предприятие (например, производство оружия);
— государство является основным (свыше 50 %) по- требителем продукции предприятия (например, по- шив форменной одежды для армии);
— предприятие является субъектом естественной мо- нополии (например, система энергоснабжения).
Субъекты предпринимательской деятельности вправе объединяться в хозяйственные общества, представляющие собой еще одну организационно-правовую форму предпри- нимательской деятельности.
Хозяйственное общество— это предприятие, учрежде- ние, организация, созданные на основе договора юридиче- скими лицами и гражданами путем объединения их иму- щества и предпринимательской деятельности с целью по- лучения прибыли.
Существуют следующие виды хозяйственных обществ:
1) акционерное общество. Оно имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости. По обязательствам акционерное общество отвечает только имуществом общества. Акцио- неры несут ответственность в пределах имеющихся у них акций;
2) общество с ограниченной ответственностью. В обществе с ограниченной ответственностью уставный фонд разделен на определенные доли. Участники общества от- вечают по обязательствам только в пределах своих до- лей-взносов в уставный фонд;
3) общество с дополнительной ответственностью. Участники общества отвечают в пределах своих долей- взносов, а если этого недостаточно — дополнительно
принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех кратном размере к взносу каждого участника;
4) полное общество. Все его участники несут ответ- ственность по обязательствам общества всем своим иму- ществом;
5) командитное общество. В этом обществе часть участников отвечает всем своим имуществом, а другая часть — только в пределах вклада в имущество общества.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственная регистрация субъектов предприни- мательской деятельности— это документальное засвиде- тельствование факта создания субъекта предприниматель- ства, государственный учет и ведение реестра субъектов предпринимательства. Правовое значение государственной регистрации субъекта предпринимательства состоит в том, что с момента регистрации он приобретает статус юриди- ческого лица.
Государственная регистрация субъектов предпринима- тельской деятельности осуществляется в исполнительном комитете районного (городского, районного в городе) сове- та или в районной государственной администрации по месту нахождения субъекта.
Для государственной регистрации субъекта предприни- мательской деятельности — юридического лица — пода- ются следующие документы:
1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;
2) решение учредителя либо учредительный договор и устав, если он необходим для создаваемой организацион- ной формы предпринимательства;
3) документ, свидетельствующий об уплате регистраци- онного сбора;
4) документ, свидетельствующий об уплате взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятель- ности.
Для государственной регистрации субъекта предпри- нимательской деятельности — физического лица — по- даются следующие документы:
1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;
2) документ о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и иных обяза- тельных платежей;
3) документ, свидетельствующий об уплате регистраци- онного сбора;
4) документ, удостоверяющий личность.
Государственная регистрация субъектов предпринима- тельской деятельности производится при наличии необ- ходимых документов в течение пяти рабочих дней. Орга- ны государственной регистрации обязаны в течение этого срока внести данные из регистрационной карточки в Ре- естр субъектов предпринимательской деятельности и вы- дать свидетельство о государственной регистрации.
Нормативные источники
Про тдприемства в Украш!: Закон Украши в!д 27 березня 1991 р. (з! змшами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфодиск «Законодательство Украины». Компьютерная библио- тека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март.
Про тдприемництво: Закон Украши в!д 7 лютого 1997 р. (з! змшами та доповненнями станом на 1.03.2003) // Инфо- диск «Законодательство Украины». Компьютерная библиотека «Правовые справочники Украины». — 2003. — Март.
Глава 17.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
17.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Экологическое законодательстворегулирует обществен- ные отношения в области охраны, использования и вос- производства природных ресурсов.
Участниками экологических правоотношений выступа- ют: государство как собственник природных ресурсов, фи- зические и юридические лица, территориальные громады и органы местного самоуправления в качестве природополь- зователей. Объектами экологических правоотношений яв- ляются природные богатства: земля, ее недра, водные ре- сурсы, леса, атмосферный воздух, животный и раститель- ный мир.
Природа является первоисточником жизни и деятель- ности человека, в силу чего охрана природы является важ- нейшей, зафиксированной на конституционном уровне обязанностью человека и гражданина.
Особенность экологического законодательства Украи- ны — наличие большого количества нормативно-право- вых актов. Ведущим комплексным нормативно-правовым актом в этой отрасли является Закон Украины «Об охра- не окружающей природной среды» (25 июня 1991 г., с последующими изменениями), который определяет право- вые, экономические и социальные основы организации ох- раны природы, экологические права и обязанности граж- дан и иных субъектов природопользования.
Среди источников экологического права важное место занимают кодифицированные законодательные акты: Лес- ной кодекс, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Земельный кодекс. Они содержат нормы, регулирующие процесс ис- пользования, воспроизводства и охраны отдельных при- родных ресурсов (земля, лес и т.д.).
Кроме того, нормы экологического права содержат За- коны Украины «О природно-заповедном фонде» (16 июня 1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (16 октября
1992 г.), «О животном мире» (3 марта 1993 г.), «Об эко- логической экспертизе» (9 февраля 1995 г.), «О расти- тельном мире» (9 апреля 1999 г.).
К источникам экологического права относятся также указы Президента Украины и постановления Кабинета Министров Украины, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере использования, воспро- изводства и охраны природных ресурсов.
17.2 ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
|