ОЧЕРЕДИ НАСЛЕДНИКОВ ПО ЗАКОНУ Наследование по закону осуществляется в порядке оче- редности. Каждая следующая очередь наследников по за- кону получает право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди или их отказа от при- нятия наследства. Принцип очередности при призвании к наследству позволяет справедливо распределить имуще- ство умершего: в таком случае его получают наиболее близкие к наследодателю люди.
Первая очередьнаследников по закону включает: де- тей (в том числе зачатых при жизни наследодателя и рожденных после его смерти); пережившего супруга; ро- дителей.
Внуки и правнуки наследодателя призываются к на- следству в порядке представления. Они становятся на- следниками только тогда, когда ко времени смерти на- следодателя нет в живых того из их родителей, кто был бы наследником. Внуки и правнуки, таким образом, за- мещают, представляют своих родителей в качестве на- следников.
Вторая очередьнаследников по закону включает: род- ных братьев и сестер наследодателя; деда и бабку, как со стороны отца, так и со стороны матери. Прадед и прабаб- ка, племянники наследуют по праву представления.
Третья очередьнаследников по закону состоит из род- ных дяди и тетки наследодателя. Двоюродные братья и сестры наследуют по праву представления.
Четвертая очередьнаследников по закону включает лиц, проживших одной семьей с наследодателем не менее пяти лет до его смерти.
К пятой очерединаследников по закону относятся все иные родственники наследодателя до шестой степени род- ства включительно, причем ближайшая степень исключа- ет последующую. Степень родства вычисляется путем сложения рождений, отделяющих наследодателя от на- следодателя, причем рождение наследодателя не учиты-
вается. Например, отец и сын являются родственниками в первой степени, троюродные братья — родственниками в шестой степени. Кроме того, к пятой очереди наследова- ния относят иждивенцев наследодателя, которые не были членом его семьи, но в течение не менее пяти лет получа- ли от него материальную помощь, которая была основ- ным источником средств их существования.
10.24. ПРАВО НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ДОЛЮ В НАСЛЕДСТВЕ
Гражданское право Украины в некоторой степени ог- раничивает завещательную свободу — свободу распоря- жения своим имуществом на случай смерти. Независимо от воли завещателя ряд лиц имеет право на обязатель- ную долю в наследстве.К числу таких лиц относятся:
1) несовершеннолетние дети наследодателя;
2) совершеннолетние нетрудоспособные дети наследо- дателя;
3) нетрудоспособная вдова (вдовец) супруг наследода- теля;
4) нетрудоспособные родители наследодателя.
Все эти лица наследуют половину доли наследствен- ного имущества, которая причиталась бы им при отсут- ствии завещания. Для того, чтобы определить эту долю, прибегают к юридической фикции — допускают, что за- вещание отсутствует. Наследственное имущество мыслен- но делится между наследниками по закону. Предполо- жим, что их трое, в том числе — наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве. При отсут- ствии завещания каждому досталась бы одна третья часть имущества умершего. Но, поскольку завещание существу- ет, наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве, получит только половину этой доли, то есть °Дну шестую имущества наследодателя. Остальная часть имущества будет унаследована наследниками, назначен- ными завещанием.
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Потребитель— это гражданин, который приобретает, заказывает, использует либо имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных быто- вых потребностей. В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» (новая редакция от 15 декаб- ря 1993 г.) потребитель имеет правона:
1) государственную защиту своих прав;
2) гарантированный уровень потребления. Он обеспе- чивается стимулированием производства товаров, выпол- нения работ и предоставления услуг, осуществлением в случае необходимости нормированного распределения то- варов, предоставлением компенсационных выплат, разных видов помощи и льгот гражданам;
3) надлежащее качество товаров (работ, услуг), торго- вого и иных видов обслуживания;
4) необходимую, доступную и достоверную информа- цию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ,
услуг);
5) возмещение ущерба, причиненного товарами (рабо- тами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей то- варами (работами, услугами);
6) обращение в суд и иные уполномоченные государ- ственные органы за защитой нарушенных прав;
7) объединение в общественные организации (объеди- нения потребителей).
Центральным органом государственной власти, осуще- ствляющим защиту прав потребителей, является Госу- дарственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей и его территориальные органы. Его важ- нейшие полномочия:
1) проверять качество товаров (работ, услуг), соблю- дение требований безопасности товаров (работ, услуг), со- блюдение правил торговли и предоставления услуг;
2) отбирать у хозяйствующих субъектов сферы тор- говли, общественного питания и услуг образцы товаров, сырья, материалов для проведения экспертизы;
3) приостанавливать производство, отгрузку и реали- зацию товаров, не отвечающих нормативным требовани- ям, до устранения недостатков;
4) запрещать реализацию товаров (выполнение работ, предоставление услуг), на которых нет документов или сертификата соответствия;
5) изымать некачественные товары;
6) подавать в суд иски о защите прав потребителей;
7) налагать административные взыскания на ви- новных лиц.
Кроме того, защита прав потребителей возложена на местные советы и их исполнительные органы, Раду Мини- стров Автономной Республики Крым, местные государ- ственные администрации, Государственный комитет Ук- раины по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы, органы и учреждения госу- дарственного санитарного надзора, Антимонопольный ко- митет Украины, а также на суд.
ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЕ
И ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Гражданско-правовая ответственность —один из ви- дов юридической ответственности, сущность которой со- стоит в возложении на правонарушителя неблагоприят- ных имущественных последствий.
Гражданско-правовая ответственность носит компен- сационный характер: ее цель — восстановить нарушен- ные имущественные права кредитора либо возместить при- чиненный ему моральный или имущественный вред.
Основаниямигражданско-правовой ответственности выступают: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; причинение вреда.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполне- ния обязательства должник обязан возместить кредито- ру нанесенные ему убытки. В убытки кредитора включа- ются: затраты, сделанные кредитором, утрата или повреж- дение его имущества (прямые убытки), атакже не полученные кредитором доходы, которые получил бы при исполнении обязательства должником (упущенная вы- года).
Вред, причиненный личности или имуществу гражда- нина, а также вред, причиненный юридическому лицу,
подлежит возмещению виновным лицом в полном объе- ме. Возмещение как морального, так и имущественного вреда осуществляется в имущественной, как правило, де- нежной форме.
По общему правилу, одним из условий гражданско- правовой ответственности является вина правонарушите- ля. Ее наличие презюмируется (т.е. лицо считается ви- новным, если не докажет обратное). Отсутствие вины, а значит — и оснований для гражданско-правовой ответ- ственности, доказывается лицом, не исполнившим обяза- тельство либо причинившим вред. В частности, лицо ос- вобождается от гражданско-правовой ответственности за вред, нанесенный в условиях необходимой обороны или крайней необходимости.
Исключением из общего правила о необходимости вины как условия юридической ответственности является граж- данско-правовая ответственность за вред, нанесенный ис- точником повышенной опасности. Юридические и физи- ческие лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, собственники автомобилей), обязаны возместить вред, причиненный источником повы- шенной опасности, если не докажут, что вред возник вслед- ствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
нованиях. В случаях, если у несовершеннолетнего в воз- расте от 14 до 18 лет нет имущества или заработка, дос- )чного для возмещения причиненного им вреда, ущерб в соответствующей части возмещается его родителями (усы- ювителями) либо попечителем, если они не докажут что вред возник не по их вине. Такая разновидность граж- данско-правовой ответственности носит название субси- диарной (дополнительной).
Нормативные источники
Цив1лышй кодекс Украши: Закон Украши в!д 16 с1чня 2003 р. — К.: Атша, 2003. — 416 с.
О внесении изменений в Закон Украины «О защите прав потребителей»: Закон Украины от 15 декабря 1993 г. // Ведо- мости Верховной Рады Украины. — 1994 — № 1 — Ст 1
О внесении изменений в Закон Украины «Об авторском пра- ве и смежных правах»: Закон Украины от 11 июля 2001 г // Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 43 ' Ст.214.
10.27. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В большинстве случаев основанием для гражданско- правовой ответственности несовершеннолетних выступа- ет причинение ими вреда.
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достиг- шим 14 лет, ответственность несут его родители (усыно- вители) либо опекун, если они не докажут, что вред нане- сен по их вине. Если несовершеннолетний, не достигший 14 лет, нанес вред во время, когда он находился под надзо- ром учебного воспитательного или лечебного учреждения, они несут имущественную ответственность, если не дока- жут, что вред возник не по их вине.
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет несет ответственность за причиненный им вред на общих ос-
Глава 11. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
11.1. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Жилищное право — сравнительно новая отрасль пра- ва Украины. Жилищное право регулирует отношения в сфере владения, пользования и распоряжения жильем.
Основы нормативно-правового регулирования жилищ- ных отношений содержит Конституция Украины. Она за- крепляет неотъемлемое право каждого человека на жили- ще и обязанность государства создать условия для по- стройки гражданами жилья, приобретения жилья в собственность или взятия жилья в аренду.
Главный нормативно-правовой акт в данной отрасли законодательства — Жилищный кодекс Украины, приня- тый 30 июня 1983 г. Жилищный кодекс Украины опреде- ляет:
1) понятие и виды жилого фонда;
2) жилищные права и обязанности граждан;
3) компетенцию органов государственной власти и ор- ганов местного самоуправления в области использования и обеспечения сохранности жилого фонда;
4) порядок предоставления жилья и заключения дого- вора найма жилого помещения;
5) порядок пользования жильем;
6) обязанности наймодателей и нанимателей по обес- печению сохранности жилого фонда;
7) порядок разрешения жилищных споров и ряд дру- гих вопросов.
Нормы жилищного права содержатся также в Законах Украины «О приватизации государственного жилого фон- да (19 июня 1992 г.)» и «О местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.). Органы местного самоуправления явля- ются основными собственниками жилья в Украине и име- ют широкие полномочия в области жилищной политики.
Важное место в системе источников жилищного права занимают подзаконные акты Кабинета Министров Украи- ны и специальных государственных органов, ведающих вопросами жилья.
11.2. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Ст.47 Конституции Украины закрепляет за каждым человеком право на жилище— право занимать и ис- пользовать определенное жилище, право на содействие со стороны государства в обеспечении жильем.
Конституция Украины и Жилищный кодекс Украины определяют следующие формы реализацииправа на жи- лище:
1) постройка жилья. Эта форма реализации права на жилище имеет два варианта: строительство частного жи- лого дома или вступление в жилищно-строительный коо- ператив;
2) приобретение жилья в собственность. Приобрете- ние жилища в собственность возможно при помощи зак- лючения договора купли-продажи либо приватизации жилого помещения, принадлежащего государству или орга- нам местного самоуправления;
3) аренда (наем) жилья;
4) предоставление жилья бесплатно или за доступ- ную для малоимущих плату государством или органами местного самоуправления.
Государство обязано создать условия, при которых каж- дый гражданин будет иметь возможность построить, при- обрести или арендовать жилье.
Важной гарантией права на жилище является положе- ние Конституции Украины, в соответствии с которым никто не может быть принудительно лишен жилища иначе как на основании закона по решению суда.
11.3. ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
Договор найма жилого помещения— это соглашение, в силу которого наймодатель обязуется предоставить на- нимателю за плату жилое помещение, а наниматель обя- зуется пользоваться жилым помещением по назначению и своевременно вносить плату за пользование жильем.
Различают две разновидности договора найма жилого юмещения в зависимости от формы собственности жи- лищного фонда.
Договор найма жилого помещения в домах государ- ственного и общественного жилищного фонда заключа- ется в письменной форме на основе ордера на жилое поме- щение. Сторонами в этом договоре выступают жилищно- эксплуатационная организация и наниматель-гражданин, на имя которого выписан ордер. Предметом этого догово- ра является отдельная квартира или иное изолированное жилое помещение.
Наниматель вправе по письменному согласию всех чле- нов семьи, проживающих вместе с ним, вселить в занимае- мое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, а также иных лиц. Кроме того, по согласию наймодателя он вправе сдать жилое помещение в поднаем.
Размер квартирной платы в домах государственного и общественного жилищного фонда устанавливается орга- нами государственной власти. Квартирная плата вносит- ся ежемесячно.
Договор найма жилого помещения, собственником ко- торого является гражданин (частный жилищный фонд), заключается в письменной форме с последующей регист- рацией в исполнительном комитете местного совета. Пред- метом этого договора может выступать не только изоли- рованное, но и неизолированное помещение, и даже часть комнаты.
Наниматель вправе по письменному согласию собствен- ника жилья и всех членов семьи, проживающих вместе с ним, вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, а также иных лиц.
Размер платы за пользование нанимаемым жилым помещением и сроки внесения платы в частном жилищ- ном фонде устанавливаются соглашением сторон.
11.4. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
|