Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принципы охраны окружающей природной среды —

это фундаментальные основы природоохранной деятель-
ности государства и общества. Они установлены зако-
ном Украины «Об охране окружающей природной сре-
ды» и заключаются в следующем:

1) приоритетность (первоочередность) требований
экологической безопасности. Этот принцип означает обя-
зательность соблюдения экологических стандартов, нор-
мативов и лимитов использования природных ресурсов
при осуществлении всех видов деятельности. Недопусти-
мо оправдывать нарушение экологических нормативов
хозяйственной или иной целесообразностью;

2) гарантирование экологически безопасной среды для
жизни и здоровья людей;

3) превентивный (предупреждающий) характер мер по
охране окружающей природной среды. Например, очисти-
тельные сооружения промышленного предприятия долж-
ны вводиться в действие до того, как предприятие начнет
работу с тем, чтобы предотвратить загрязнение окружаю-
щей среды;

4) экологизация материального производства на ос-
нове воспроизводства возобновляемых природных ресур-
сов, широкого внедрения новейших ресурсосберегающих
технологий. Например, использование такого возобновля-
емого ресурса, как лес должно производиться только при
условии насаждения новых лесных массивов, а использо-
вание невозобновляемых ресурсов (полезных ископаемых)
должно быть максимально экономным;

5) сохранение пространственного и видового разнооб-
разия и целостности природных объектов и комплек-


сов. Этот принцип охраны окружающей природной среды
реализуется путем создания и охраны природно-заповед-
ного фонда Украины;

6) научно обоснованное согласование экологических,
экономических и социальных интересов общества. Ох-
рана окружающей природной среды должна сочетаться с
потребностями развития экономики и решения социальных
проблем общества. Например, функционирование приро-
доохранных объектов может и должно привести к созда-
нию новых рабочих мест и получению экономического
эффекта;



7) обязательность экологической экспертизы. Разме-
щению производственных и иных объектов должна пред-
шествовать экологическая экспертиза;

8) гласность и демократизм при принятии решений,
реализация которых влияет на состояние окружающей
природной среды. Например, проекты размещения произ-
водственных объектов должны широко обсуждаться об-
щественностью;

9) научно обоснованное нормирование влияния хозяй-
ственной и иной деятельности на окружающую природ-
ную среду;

 

10) бесплатность общего и платность специального
использования природных ресурсов для хозяйственной
деятельности;

11) взыскание сборов за загрязнение окружающей при-
родной среды и ухудшения качества природных ресурсов,
компенсация вреда, нанесенного нарушением законодатель-
ства об охране окружающей природной среды;

12) учет антропогенного1 фактора в деле охраны ок-
ружающей природной среды;

13) сочетание мер стимулирования и ответственно-
сти
в деле охраны окружающей природной среды. На-
пример, должны поощряться (главным образом, путем
налоговых льгот) природоохранные мероприятия, в то вре-
мя как экологические правонарушения должны пресекаться
и преследоваться;

14) широкое межгосударственное сотрудничество в
деле охраны окружающей природной среды.

1 Антропогенный — вызванный деятельностью человека.


17.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Основные экологические права и обязанности человека
и гражданина закреплены Конституцией Украины (см.
вопрос 4.27).

Конституционные права в области природопользова-
ния и охраны природы развиты и конкретизированы За-
коном Украины «Об охране окружающей природной сре-
ды». В частности, наряду с конституционными правами,
гражданам Украины гарантируется право на:

1) безопасную для жизни и здоровья окружающую
природную среду;

2) участие в обсуждении проектов законодательных
актов и материалов относительно размещения объектов,
которые могут негативно влиять на состояние окружаю-
щей природной среды внесение предложений в государ-
ственные органы по этому поводу;

3) участие в разработке и осуществлении мер по
охране окружающей природной среды, рационального и
комплексного использования природных ресурсов;

4) общее и специальное использование природных ре-
сурсов;

 

5) объединение в общественные природоохранные
формирования;

6) получение полной и достоверной информации о
состоянии окружающей природной среды;

7) участие в проведении общественной экологической
экспертизы;

8) получение экологического образования;

9) обращение в суд за защитой нарушенных экологи-
ческих прав.

Закон Украины «Об охране окружающей природной
среды» также конкретизирует обязанностиграждан в об-
ласти охраны окружающей природной среды:

1) соблюдение требований экологической безопаснос-
ти,
экологических нормативов и лимитов использования
природных ресурсов;

2) соблюдение экологических прав и законных инте-
ресов иных лиц;

3) внесение платы за специальное использование
природных ресурсов;


 

4) уплата штрафов за экологические правонаруше-
ния;

5) возмещение вреда, нанесенного загрязнением и иным
негативным влиянием на окружающую природную среду.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ

К ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

Использование человеком природных ресурсов с целью
удовлетворения своих потребностей носит название при-
родопользования.
Субъектами права природопользования
являются физические и юридические лица.

Различают право общего и право специального приро-
допользования.

Общее природопользование удовлетворяет жизненно
необходимые потребности человека без оплаты, без зак-
репления природных ресурсов за конкретным лицом, без
выдачи специальных разрешений. Каждый вправе, напри-
мер, использовать парки, рощи, пляжи для отдыха, водо-
емы для любительского и спортивного рыболовства.

Специальное природопользование предполагает опла-
ту (в том числе — на льготных условиях), закрепление
природных ресурсов за конкретным субъектом (физиче-
ским или юридическим лицом), выдачу специального раз-
решения для осуществления производственной и иной де-
ятельности. Например, заготовка леса может осуществ-
ляться только при наличии лесорубочного билета (ордера).

Виды природопользования:

1) землепользование. Земли используются для веде-
ния сельского хозяйства, размещения и развития насе-
ленных пунктов, предприятий промышленности, транспорта,
связи и т.д.;

2) водопользование. Водные ресурсы используются для
удовлетворения потребностей населения в питьевой воде
и в бытовых целях, а также для производственных по-
требностей;

3) лесопользование. Леса используются в производствен-
ной деятельности, а также для оздоровительных, рекреа-
ционных1, водоохранных, защитных целей;

1 Рекреационный — предназначенный для отдыха, восстанов-
ления сил человека.


 




4) использование недр. Недра используются для добы-
чи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации
подземных сооружений;

5) использование животного мира. Объекты живот-
ного мира используются для охоты, рыболовства, в науч-
ных, культурно-просветительных, воспитательных и эсте-
тических целях;

6) использование атмосферного воздуха. Атмосфер-
ный воздух используется для дыхания и для производ-
ственных целей;

7) использование объектов природно-заповедного фон-
да.
Природно-заповедный фонд используется в научных,
рекреационных, эстетических и иных целях.

Обязательные экологические требования к природо-
пользованию:

1) рациональное и экономное использование природ-
ных ресурсов на основании широкого применения новей-
ших технологий. Природные ресурсы (вода, земля, полез-
ные ископаемые) должны использоваться в минимально
необходимом количестве и с максимальным эффектом.
Особенно это требование касается невозобновляемых при-
родных ресурсов — нефти, газа, металлов;

2) осуществление мер по предупреждению поврежде-
ния, загрязнения и истощения природных ресурсов. Хо-
зяйственная деятельность физических и юридических лиц
должна начинаться с осуществления природоохранных
мер — строительства очистных сооружений, пылеулав-
ливателей, фильтров и т.д.;

3) реализация мер по воссозданию и восстановлению
природных ресурсов. Возобновляемые ресурсы (вода, лес,
ресурсы моря и континентального шельфа) должны вос-
станавливаться при помощи деятельности человека, на-
пример, высаживание лесов, выращивание мальков цен-
ных пород рыбы;

4) применение биологических, химических и других
методов улучшения качества окружающей природной сре-
ды. В данном случае имеется в виду разработка и приме-
нение новых, более совершенных способов очистки воды,
контроля за состоянием атмосферного воздуха, водоемов
и т.д.;

5) сохранение территорий и объектов природно-запо-
ведного фонда;


6) осуществление производственно-хозяйственной дея-
тельности без нарушения экологических прав других лиц.

ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЙ ФОНД

Природно-заповедный фонд— это участки суши и вод-
ного пространства, природные объекты которых имеют осо-
бую ценность и выделены с целью сохранения природного
разнообразия, поддержания экологического баланса и обес-
печения регулярного наблюдения за окружающей средой.

Режим объектов природно-заповедного фонда опреде-
ляется Законом «О природно-заповедном фонде» (16 июня
1992 г.). Закон относит к прщюдно-заповедному фонду
как природные, так и искусственно созданные объекты.

Виды природных территорий и объектов:

1) природные заповедники. Это научно-исследователь-
ские учреждения общегосударственного значения, создан-
ные с целью сохранения в естественном состоянии типич-
ных или уникальных для данной ландшафтной зоны при-
родных комплексов, изучения происходящих в них
процессов и явлений. Здесь запрещена любая хозяйствен-
ная деятельность, противоречащая целям заповедника.
В Украине создано свыше десяти природных заповедни-
ков, среди которых, например, Полесский, Крымский, Дне-
провско-Орельский;

2) биосферные заповедники являются природоохран-
ными научно-исследовательскими учреждениями между-
народного значения. Они создаются на базе природных
заповедников и включаются во всемирную сеть биосфер-
ных заповедников. Для биосферных заповедников уста-
навливается дифференцированный режим охраны, вклю-
чающий заповедную зону, буферную зону, зону антропо-
генного ландшафта. Например, такой статус имеют
заповедники «Аскания-Нова», Карпатский, Черноморский;

3) национальные природные парки являются приро-
доохранными научно-исследовательскими учреждениями
общегосударственного значения. Кроме того, они исполь-
зуются в культурно-просветительных и рекреационных
целях. Здесь создаются зоны: заповедная, рекреационная,
хозяйстценная. Такой статус имеют Шацкий, Азово-Си-
вашский, Вижницкий национальные природные парки;





4) региональные ландшафтные парки являются при-
родоохранными и рекреационными учреждениями мест-
ного значения, т.е., здесь не только сохраняются ценные
природные и историко-культурные объекты, но и прово-
дится просветительная работа, создаются условия для ту-
ризма;

5) заказники -- это природные территории (аквато-
рии), на которых сохраняются и воспроизводятся природ-
ные комплексы или их отдельные компоненты. Здесь раз-
решена хозяйственная, научная и иная деятельность, не
противоречащая целям заказника;

6) памятники природы — это отдельные уникальные
природные объекты. Например, водопад «Джур-джур» в
Крыму;

7) заповедные урочища — это лесные, степные, болот-
ные целостные ландшафты, имеющие важное научное, при-
родоохранное и эстетическое значение. Здесь запрещается
любая деятельность, нарушающая природные процессы,
происходящие в пределах охраняемого объекта.

Виды искусственно созданных объектов природно-
заповедного фонда:

1) ботанические сады создаются для сохранения, изу-
чения, акклиматизации, размножения в специальных ус-
ловиях как редкостных, так и типичных видов местной и
мировой флоры. На территории ботанического сада созда-
ются зоны: экспозиционная, научная, заповедная. Широ-
ко известны в Украине Никитский ботанический сад, Цен-
тральный ботанический сад Национальной академии наук
(г.Киев);

2) дендроло2;ические парки создаются с целью сохра-
нения и изучения разнообразных видов деревьев и кус-
тарников и их композиций с целью научного, культурного,
рекреационного использования. Например, такой статус
имеет парк «Софиевка» в Умани, парк «Александрия»
(Киевская область), Тростянецкий парк (Черниговская
область);

3) зоологические парки создаются с целью сохранения,
изучения и экспозиции редкостных, экзотических и мест-
ных видов фауны;

4) парки-памятники садово-паркового искусства
это наиболее выдающиеся и ценные образцы паркового
строительства.


Все искусственно созданные объекты природно-заповед-
ного фонда могут использоваться для культурно-просве-
тительной работы и в рекреационных целях.

КРАСНАЯ КНИГА

С каждым годом усиливается антропогенное и техно-
генное воздействие на природную среду, исчезают многие
виды растений и животных. Между тем все живое на
Земле имеет право на существование. С 1966 г. Междуна-
родный союз охраны природы издает Красную книгу, в
которую заносят виды растений и животных, требующих
особой охраны.

Национальная Красная книга с 1976 г. издается и в
Украине. 7 февраля 2002 г. принят Закон «О Красной
книге Украины». Ее ведение и дополнение возложено на
Министерство охраны окружающей природной среды и
ядерной безопасности. Красная книга официально изда-
ется не реже одного раза в 10 лет.

Красная книга Украины— это государственный доку-
мент, в котором сосредоточены факты о представителях
растительного и животного мира Украины, находящихся
под угрозой исчезновения.

В Красной книге содержатся сведения о категории ох-
раняемого вида флоры или фауны: исчезнувший, исчезаю-
щий, уязвимый, редкостный и т.д. Далее приведены дан-
ные об ареале, о численности вида в природе, о размноже-
нии или разведении в неволе, фотографии или рисунки и
другие данные.

Добыча (сбор) видов флоры и фауны, занесенных в
Красную книгу, осуществляется в исключительных слу-
чаях и только с научной или селекционной целью. Спе-
циальное разрешение на такие действия выдает Мини-
стерство охраны окружающей природной среды и ядер-
ной безопасности.

За уничтожение видов растений и животных, занесен-
ных в Красную книгу, установлена юридическая ответ-
ственность, в том числе — уголовная.

п


17.7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нарушение физическими и юридическими лицами тре-
бований экологического законодательства Украины вле-
чет административную, уголовную, гражданско-правовую
и дисциплинарную ответственность. Условия и порядок
привлечения к этим видам ответственности определяют-
ся нормами соответствующих отраслей права.

В частности, Кодекс Украины об административных
правонарушениях содержит главу «Административная
ответственность в области охраны природы, использова-
ния природных ресурсов, охраны памятников истории и
культуры». Ее нормы предусматривают различные виды
взысканий за загрязнение и порчу сельскохозяйственных
земель, самовольное занятие земельного участка, наруше-
ние правил и требований проведения работ по геологиче-
скому изучению недр, нарушение правил водопользования,
незаконную порубку лесных культур, загрязнение атмос-
ферного воздуха, уничтожение зеленых насаждений и мно-
гие другие виды правонарушений. К лицам, виновным в
совершении этих правонарушений, применяются следую-
щие виды административных взысканий:

1) штраф;

2) возмездное изъятие предмета правонарушения;

3) лишение права заниматься специальной деятельно-
стью (например, лишение права на охоту);

4) конфискация орудия правонарушения (например,
конфискация орудий незаконного лова рыбы);

5) ограничение, приостановка, прекращение деятельно-
сти или эксплуатации объекта (например, приостановка
деятельности предприятия до введения в эксплуатацию
очистных сооружений).

Особенная часть Уголовного кодекса Украины содер-
жит раздел VIII «Преступления против окружающей сре-
ды». Статьи данного раздела предусматривают различные
виды наказаний за нарушения экологического законода-
тельства, причинившие тяжкие последствия: гибель лю-
дей, угрозу для жизни и здоровья людей, загрязнение зна-
чительной территории, значительный вред объектам ох-
раны природы.

Дисциплинарная ответственность применяется в отно-
шении должностных лиц, работников и служащих за


невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных
обязанностей, повлекшее нанесение вреда природе, и пре-
дусматривает наложение дисциплинарных взысканий в
соответствии с трудовым законодательством.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение
экологического законодательства предусматривает возме-
щение в полном объеме ущерба, причиненного природной
среде.

Нормативные источники

Об охране окружающей природной среды: Закон Украины
от 25 июня 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. —
1991. — № 41. — Ст.546.

О природно-заповедном фонде: Закон Украины от 16 июня
1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 34.
- Ст.503.

О Красной книге Украины: Закон Украины от 7 февраля
2001 г. // В1домост1 Верховно!" Ради Украши. — 2002. — № 30.
— Ст.201.


Глава 18.
ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


Раздел IX «Заключительные положения» и раздел X
«Переходные положения» определяют порядок введения
в действие Земельного кодекса.


 


18.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО
КОДЕКСА УКРАИНЫ

Земельное право — отрасль права Украины, регулирую-
щая отношения по владению, пользованию и распоряже-
нию землей. Основной нормативно-правовой акт в данной
отрасли права — Земельный кодекс Украины,принятый
25 октября 2001 г. Он содержит 10 разделов, 212 статей.

Структура Земельного кодекса Украины:

Раздел I «Общие положения» содержит задачи земель-
ного законодательства, определяет полномочия органов
государственной власти и местного самоуправления в об-
ласти земельных отношений.

Раздел II «Земли Украины» содержит нормы, касаю-
щиеся состава и назначения земель Украины.

Раздел III «Права на землю» определяет виды прав на
землю: право собственности, право пользования землей,
право земельного сервитута, а также ограничения прав на
землю.

Раздел IV «Приобретение и реализация права на зем-
лю» содержит порядок приобретения права собственности
и других прав на землю.

Раздел V «Гарантии прав на землю» определяет спосо-
бы защиты прав на землю, порядок возмещения ущерба,
нанесенного землепользователям и собственникам земли,
а также порядок разрешения земельных споров.

Раздел VI «Охрана земель» определяет порядок охра-
ны и рационального использования земель.

Раздел VII «Землеустройство» определяет систему ме-
роприятий, направленных на осуществление положений
земельного законодательства, в частности: установление
на местности границ административно-территориальных
образований, составление проектов отвода земельных уча-
стков и их отграничение на местности, проведение обсле-
дований и изысканий земельного фонда.

Раздел VIII «Ответственность за нарушение земельного
законодательства» содержит перечень мер, применяемых
к нарушителям земельного законодательства.


КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ УКРАИНЫ

К землям Украины принадлежат все земли в границах
ее территории, в том числе острова и земли, занятые вод-
ными объектами. По основному целевому назначению зем-
ли Украины делятся на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения (пашня,
сенокосы, пастбища, полезащитные лесополосы и др.
объекты);

2) земли жилой и общественной застройки (земель-
ные участки в границах населенных пунктов, которые ис-
пользуются для размещения жилых домов и обществен-
ных сооружений);

3) земли природно-заповедного и иного природоохран-
ного
назначения (участки земли, имеющие статус террито-
рии или объекта природно-заповедного фонда);

4) земли оздоровительного назначения (земли, обла-
дающие естественными лечебными свойствами, которые
используются для профилактики заболеваний и лечения
людей);

5) земли рекреационного назначения (земли, которые
используются для организации отдыха, туризма и прове-
дения спортивных мероприятий);

 

6) земли историко-культурного назначения (исто-
рико-культурные заповедники, мемориальные кладбища,
городища, курганы, архитектурные ансамбли и комплек-
сы и др.);

7) земли лесного фонда (земли, покрытые лесной рас-
тительностью, а также нелесные земли, используемые для
потребностей лесного хозяйства);

8) земли водного фонда (земли, занятые водоемами, гид-
ротехническими сооружениями, а также прибрежные по-
лосы вдоль водоемов и водных путей);

9) земли промышленности, транспорта, связи, энер-
гетики, обороны
и иного назначения.

Отнесение земель к той или иной категории осуществ-
ляется на основании решений органов государственной
власти и органов местного самоуправления. Изменение


 




целевого назначения земель производится органами ис-
полнительной власти или органами местного самоуправ-
ления. Если земля находится в частной собственности, то
изменение целевого назначения производится по инициа-
тиве собственника.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.