Принципы охраны окружающей природной среды — это фундаментальные основы природоохранной деятель- ности государства и общества. Они установлены зако- ном Украины «Об охране окружающей природной сре- ды» и заключаются в следующем:
1) приоритетность (первоочередность) требований экологической безопасности. Этот принцип означает обя- зательность соблюдения экологических стандартов, нор- мативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении всех видов деятельности. Недопусти- мо оправдывать нарушение экологических нормативов хозяйственной или иной целесообразностью;
2) гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;
3) превентивный (предупреждающий) характер мер по охране окружающей природной среды. Например, очисти- тельные сооружения промышленного предприятия долж- ны вводиться в действие до того, как предприятие начнет работу с тем, чтобы предотвратить загрязнение окружаю- щей среды;
4) экологизация материального производства на ос- нове воспроизводства возобновляемых природных ресур- сов, широкого внедрения новейших ресурсосберегающих технологий. Например, использование такого возобновля- емого ресурса, как лес должно производиться только при условии насаждения новых лесных массивов, а использо- вание невозобновляемых ресурсов (полезных ископаемых) должно быть максимально экономным;
5) сохранение пространственного и видового разнооб- разия и целостности природных объектов и комплек-
сов. Этот принцип охраны окружающей природной среды реализуется путем создания и охраны природно-заповед- ного фонда Украины;
6) научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества. Ох- рана окружающей природной среды должна сочетаться с потребностями развития экономики и решения социальных проблем общества. Например, функционирование приро- доохранных объектов может и должно привести к созда- нию новых рабочих мест и получению экономического эффекта;
7) обязательность экологической экспертизы. Разме- щению производственных и иных объектов должна пред- шествовать экологическая экспертиза;
8) гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды. Например, проекты размещения произ- водственных объектов должны широко обсуждаться об- щественностью;
9) научно обоснованное нормирование влияния хозяй- ственной и иной деятельности на окружающую природ- ную среду;
10) бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;
11) взыскание сборов за загрязнение окружающей при- родной среды и ухудшения качества природных ресурсов, компенсация вреда, нанесенного нарушением законодатель- ства об охране окружающей природной среды;
12) учет антропогенного1 фактора в деле охраны ок- ружающей природной среды;
13) сочетание мер стимулирования и ответственно- сти в деле охраны окружающей природной среды. На- пример, должны поощряться (главным образом, путем налоговых льгот) природоохранные мероприятия, в то вре- мя как экологические правонарушения должны пресекаться и преследоваться;
14) широкое межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей природной среды.
1 Антропогенный — вызванный деятельностью человека.
17.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ
Основные экологические права и обязанности человека и гражданина закреплены Конституцией Украины (см. вопрос 4.27).
Конституционные права в области природопользова- ния и охраны природы развиты и конкретизированы За- коном Украины «Об охране окружающей природной сре- ды». В частности, наряду с конституционными правами, гражданам Украины гарантируется право на:
1) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;
2) участие в обсуждении проектов законодательных актов и материалов относительно размещения объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружаю- щей природной среды внесение предложений в государ- ственные органы по этому поводу;
3) участие в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов;
4) общее и специальное использование природных ре- сурсов;
5) объединение в общественные природоохранные формирования;
6) получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды;
7) участие в проведении общественной экологической экспертизы;
8) получение экологического образования;
9) обращение в суд за защитой нарушенных экологи- ческих прав.
Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» также конкретизирует обязанностиграждан в об- ласти охраны окружающей природной среды:
1) соблюдение требований экологической безопаснос- ти, экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;
2) соблюдение экологических прав и законных инте- ресов иных лиц;
3) внесение платы за специальное использование природных ресурсов;
4) уплата штрафов за экологические правонаруше- ния;
5) возмещение вреда, нанесенного загрязнением и иным негативным влиянием на окружающую природную среду.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ
К ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
Использование человеком природных ресурсов с целью удовлетворения своих потребностей носит название при- родопользования. Субъектами права природопользования являются физические и юридические лица.
Различают право общего и право специального приро- допользования.
Общее природопользование удовлетворяет жизненно необходимые потребности человека без оплаты, без зак- репления природных ресурсов за конкретным лицом, без выдачи специальных разрешений. Каждый вправе, напри- мер, использовать парки, рощи, пляжи для отдыха, водо- емы для любительского и спортивного рыболовства.
Специальное природопользование предполагает опла- ту (в том числе — на льготных условиях), закрепление природных ресурсов за конкретным субъектом (физиче- ским или юридическим лицом), выдачу специального раз- решения для осуществления производственной и иной де- ятельности. Например, заготовка леса может осуществ- ляться только при наличии лесорубочного билета (ордера).
Виды природопользования:
1) землепользование. Земли используются для веде- ния сельского хозяйства, размещения и развития насе- ленных пунктов, предприятий промышленности, транспорта, связи и т.д.;
2) водопользование. Водные ресурсы используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде и в бытовых целях, а также для производственных по- требностей;
3) лесопользование. Леса используются в производствен- ной деятельности, а также для оздоровительных, рекреа- ционных1, водоохранных, защитных целей;
1 Рекреационный — предназначенный для отдыха, восстанов- ления сил человека.
4) использование недр. Недра используются для добы- чи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений;
5) использование животного мира. Объекты живот- ного мира используются для охоты, рыболовства, в науч- ных, культурно-просветительных, воспитательных и эсте- тических целях;
6) использование атмосферного воздуха. Атмосфер- ный воздух используется для дыхания и для производ- ственных целей;
7) использование объектов природно-заповедного фон- да. Природно-заповедный фонд используется в научных, рекреационных, эстетических и иных целях.
Обязательные экологические требования к природо- пользованию:
1) рациональное и экономное использование природ- ных ресурсов на основании широкого применения новей- ших технологий. Природные ресурсы (вода, земля, полез- ные ископаемые) должны использоваться в минимально необходимом количестве и с максимальным эффектом. Особенно это требование касается невозобновляемых при- родных ресурсов — нефти, газа, металлов;
2) осуществление мер по предупреждению поврежде- ния, загрязнения и истощения природных ресурсов. Хо- зяйственная деятельность физических и юридических лиц должна начинаться с осуществления природоохранных мер — строительства очистных сооружений, пылеулав- ливателей, фильтров и т.д.;
3) реализация мер по воссозданию и восстановлению природных ресурсов. Возобновляемые ресурсы (вода, лес, ресурсы моря и континентального шельфа) должны вос- станавливаться при помощи деятельности человека, на- пример, высаживание лесов, выращивание мальков цен- ных пород рыбы;
4) применение биологических, химических и других методов улучшения качества окружающей природной сре- ды. В данном случае имеется в виду разработка и приме- нение новых, более совершенных способов очистки воды, контроля за состоянием атмосферного воздуха, водоемов и т.д.;
5) сохранение территорий и объектов природно-запо- ведного фонда;
6) осуществление производственно-хозяйственной дея- тельности без нарушения экологических прав других лиц.
ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЙ ФОНД
Природно-заповедный фонд— это участки суши и вод- ного пространства, природные объекты которых имеют осо- бую ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия, поддержания экологического баланса и обес- печения регулярного наблюдения за окружающей средой.
Режим объектов природно-заповедного фонда опреде- ляется Законом «О природно-заповедном фонде» (16 июня 1992 г.). Закон относит к прщюдно-заповедному фонду как природные, так и искусственно созданные объекты.
Виды природных территорий и объектов:
1) природные заповедники. Это научно-исследователь- ские учреждения общегосударственного значения, создан- ные с целью сохранения в естественном состоянии типич- ных или уникальных для данной ландшафтной зоны при- родных комплексов, изучения происходящих в них процессов и явлений. Здесь запрещена любая хозяйствен- ная деятельность, противоречащая целям заповедника. В Украине создано свыше десяти природных заповедни- ков, среди которых, например, Полесский, Крымский, Дне- провско-Орельский;
2) биосферные заповедники являются природоохран- ными научно-исследовательскими учреждениями между- народного значения. Они создаются на базе природных заповедников и включаются во всемирную сеть биосфер- ных заповедников. Для биосферных заповедников уста- навливается дифференцированный режим охраны, вклю- чающий заповедную зону, буферную зону, зону антропо- генного ландшафта. Например, такой статус имеют заповедники «Аскания-Нова», Карпатский, Черноморский;
3) национальные природные парки являются приро- доохранными научно-исследовательскими учреждениями общегосударственного значения. Кроме того, они исполь- зуются в культурно-просветительных и рекреационных целях. Здесь создаются зоны: заповедная, рекреационная, хозяйстценная. Такой статус имеют Шацкий, Азово-Си- вашский, Вижницкий национальные природные парки;
4) региональные ландшафтные парки являются при- родоохранными и рекреационными учреждениями мест- ного значения, т.е., здесь не только сохраняются ценные природные и историко-культурные объекты, но и прово- дится просветительная работа, создаются условия для ту- ризма;
5) заказники -- это природные территории (аквато- рии), на которых сохраняются и воспроизводятся природ- ные комплексы или их отдельные компоненты. Здесь раз- решена хозяйственная, научная и иная деятельность, не противоречащая целям заказника;
6) памятники природы — это отдельные уникальные природные объекты. Например, водопад «Джур-джур» в Крыму;
7) заповедные урочища — это лесные, степные, болот- ные целостные ландшафты, имеющие важное научное, при- родоохранное и эстетическое значение. Здесь запрещается любая деятельность, нарушающая природные процессы, происходящие в пределах охраняемого объекта.
Виды искусственно созданных объектов природно- заповедного фонда:
1) ботанические сады создаются для сохранения, изу- чения, акклиматизации, размножения в специальных ус- ловиях как редкостных, так и типичных видов местной и мировой флоры. На территории ботанического сада созда- ются зоны: экспозиционная, научная, заповедная. Широ- ко известны в Украине Никитский ботанический сад, Цен- тральный ботанический сад Национальной академии наук (г.Киев);
2) дендроло2;ические парки создаются с целью сохра- нения и изучения разнообразных видов деревьев и кус- тарников и их композиций с целью научного, культурного, рекреационного использования. Например, такой статус имеет парк «Софиевка» в Умани, парк «Александрия» (Киевская область), Тростянецкий парк (Черниговская область);
3) зоологические парки создаются с целью сохранения, изучения и экспозиции редкостных, экзотических и мест- ных видов фауны;
4) парки-памятники садово-паркового искусства — это наиболее выдающиеся и ценные образцы паркового строительства.
Все искусственно созданные объекты природно-заповед- ного фонда могут использоваться для культурно-просве- тительной работы и в рекреационных целях.
КРАСНАЯ КНИГА
С каждым годом усиливается антропогенное и техно- генное воздействие на природную среду, исчезают многие виды растений и животных. Между тем все живое на Земле имеет право на существование. С 1966 г. Междуна- родный союз охраны природы издает Красную книгу, в которую заносят виды растений и животных, требующих особой охраны.
Национальная Красная книга с 1976 г. издается и в Украине. 7 февраля 2002 г. принят Закон «О Красной книге Украины». Ее ведение и дополнение возложено на Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности. Красная книга официально изда- ется не реже одного раза в 10 лет.
Красная книга Украины— это государственный доку- мент, в котором сосредоточены факты о представителях растительного и животного мира Украины, находящихся под угрозой исчезновения.
В Красной книге содержатся сведения о категории ох- раняемого вида флоры или фауны: исчезнувший, исчезаю- щий, уязвимый, редкостный и т.д. Далее приведены дан- ные об ареале, о численности вида в природе, о размноже- нии или разведении в неволе, фотографии или рисунки и другие данные.
Добыча (сбор) видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу, осуществляется в исключительных слу- чаях и только с научной или селекционной целью. Спе- циальное разрешение на такие действия выдает Мини- стерство охраны окружающей природной среды и ядер- ной безопасности.
За уничтожение видов растений и животных, занесен- ных в Красную книгу, установлена юридическая ответ- ственность, в том числе — уголовная.
п
17.7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Нарушение физическими и юридическими лицами тре- бований экологического законодательства Украины вле- чет административную, уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Условия и порядок привлечения к этим видам ответственности определяют- ся нормами соответствующих отраслей права.
В частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит главу «Административная ответственность в области охраны природы, использова- ния природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры». Ее нормы предусматривают различные виды взысканий за загрязнение и порчу сельскохозяйственных земель, самовольное занятие земельного участка, наруше- ние правил и требований проведения работ по геологиче- скому изучению недр, нарушение правил водопользования, незаконную порубку лесных культур, загрязнение атмос- ферного воздуха, уничтожение зеленых насаждений и мно- гие другие виды правонарушений. К лицам, виновным в совершении этих правонарушений, применяются следую- щие виды административных взысканий:
1) штраф;
2) возмездное изъятие предмета правонарушения;
3) лишение права заниматься специальной деятельно- стью (например, лишение права на охоту);
4) конфискация орудия правонарушения (например, конфискация орудий незаконного лова рыбы);
5) ограничение, приостановка, прекращение деятельно- сти или эксплуатации объекта (например, приостановка деятельности предприятия до введения в эксплуатацию очистных сооружений).
Особенная часть Уголовного кодекса Украины содер- жит раздел VIII «Преступления против окружающей сре- ды». Статьи данного раздела предусматривают различные виды наказаний за нарушения экологического законода- тельства, причинившие тяжкие последствия: гибель лю- дей, угрозу для жизни и здоровья людей, загрязнение зна- чительной территории, значительный вред объектам ох- раны природы.
Дисциплинарная ответственность применяется в отно- шении должностных лиц, работников и служащих за
невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее нанесение вреда природе, и пре- дусматривает наложение дисциплинарных взысканий в соответствии с трудовым законодательством.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение экологического законодательства предусматривает возме- щение в полном объеме ущерба, причиненного природной среде.
Нормативные источники
Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25 июня 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 41. — Ст.546.
О природно-заповедном фонде: Закон Украины от 16 июня 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 34. - Ст.503.
О Красной книге Украины: Закон Украины от 7 февраля 2001 г. // В1домост1 Верховно!" Ради Украши. — 2002. — № 30. — Ст.201.
Глава 18. ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Раздел IX «Заключительные положения» и раздел X «Переходные положения» определяют порядок введения в действие Земельного кодекса.
18.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ
Земельное право — отрасль права Украины, регулирую- щая отношения по владению, пользованию и распоряже- нию землей. Основной нормативно-правовой акт в данной отрасли права — Земельный кодекс Украины,принятый 25 октября 2001 г. Он содержит 10 разделов, 212 статей.
Структура Земельного кодекса Украины:
Раздел I «Общие положения» содержит задачи земель- ного законодательства, определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в об- ласти земельных отношений.
Раздел II «Земли Украины» содержит нормы, касаю- щиеся состава и назначения земель Украины.
Раздел III «Права на землю» определяет виды прав на землю: право собственности, право пользования землей, право земельного сервитута, а также ограничения прав на землю.
Раздел IV «Приобретение и реализация права на зем- лю» содержит порядок приобретения права собственности и других прав на землю.
Раздел V «Гарантии прав на землю» определяет спосо- бы защиты прав на землю, порядок возмещения ущерба, нанесенного землепользователям и собственникам земли, а также порядок разрешения земельных споров.
Раздел VI «Охрана земель» определяет порядок охра- ны и рационального использования земель.
Раздел VII «Землеустройство» определяет систему ме- роприятий, направленных на осуществление положений земельного законодательства, в частности: установление на местности границ административно-территориальных образований, составление проектов отвода земельных уча- стков и их отграничение на местности, проведение обсле- дований и изысканий земельного фонда.
Раздел VIII «Ответственность за нарушение земельного законодательства» содержит перечень мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства.
КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ УКРАИНЫ
К землям Украины принадлежат все земли в границах ее территории, в том числе острова и земли, занятые вод- ными объектами. По основному целевому назначению зем- ли Украины делятся на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения (пашня, сенокосы, пастбища, полезащитные лесополосы и др. объекты);
2) земли жилой и общественной застройки (земель- ные участки в границах населенных пунктов, которые ис- пользуются для размещения жилых домов и обществен- ных сооружений);
3) земли природно-заповедного и иного природоохран- ного назначения (участки земли, имеющие статус террито- рии или объекта природно-заповедного фонда);
4) земли оздоровительного назначения (земли, обла- дающие естественными лечебными свойствами, которые используются для профилактики заболеваний и лечения людей);
5) земли рекреационного назначения (земли, которые используются для организации отдыха, туризма и прове- дения спортивных мероприятий);
6) земли историко-культурного назначения (исто- рико-культурные заповедники, мемориальные кладбища, городища, курганы, архитектурные ансамбли и комплек- сы и др.);
7) земли лесного фонда (земли, покрытые лесной рас- тительностью, а также нелесные земли, используемые для потребностей лесного хозяйства);
8) земли водного фонда (земли, занятые водоемами, гид- ротехническими сооружениями, а также прибрежные по- лосы вдоль водоемов и водных путей);
9) земли промышленности, транспорта, связи, энер- гетики, обороны и иного назначения.
Отнесение земель к той или иной категории осуществ- ляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изменение
целевого назначения земель производится органами ис- полнительной власти или органами местного самоуправ- ления. Если земля находится в частной собственности, то изменение целевого назначения производится по инициа- тиве собственника.
|