Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ § 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
§ 2. ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ
§ 3. ФОРМЫ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И НАРОДА
Модель государства включает политический режим, формы правления и государственного устройства. Первый из этих параметров касается не только государства, но и всей общественной системы, а второй и третий характеризуют строение самого государства. В этой Главе мы проанализируем формы государственного правления, различающиеся в зависимости от типа взаимоотношений центральных органов государства между собой (т.е. от “горизонтального” разделения власти на различные “ветви”), а также от способа взаимодействия всех их вкупе с населением.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
В этот параграф входит рассмотрение следующих проблем:
А) “ПЕРВИЧНЫЕ” ФОРМЫ;
Б) “ВТОРИЧНЫЕ” МОДЕЛИ ПРАВЛЕНИЯ.
В Главе “Политическая система и разделение власти” мы проанализировали основные формы политической системы, используя критерий типа разделения власти “по горизонтали” (между ветвями власти одного уровня) и “по вертикали” (между народом и государством в целом и между органами государства разного уровня), выделили базовую типологию (в т.ч. различия между монархиями и республиками как первичными формами правления) и более содержательную вторичную типологию (включая деление и монархий, и республик на “мягкие” и “жесткие”). Нам осталось лишь пояснить отдельные моменты.
А) “ПЕРВИЧНЫЕ” ФОРМЫ:
Критериями выделения первичных форм правления являются: организация верховной власти; порядок образования ее органов, их взаимоотношения с населением; социальный состав участвующих в формировании государственных органов.
В соответствии с этим (по критерию избираемости главы государства на срок или пожизненно) государства подразделяются на монархии и республики:
1) монархия (англ.monarchy от гр.monarchia – правление одного) – это форма правления, при которой единоличный глава государства – монарх – не избирается на определенный срок, а правит пожизненно с вариантами:
- классический – по праву наследования;
- неклассический – монарх избирается каким-либо представительным органом, как в средневековых Польше и Священной Римской империи или при смене династии в любой монархии;
2) республика (англ.republic от лат.res publica – дело общества) – форма правления, при которой глава государства (президент) на конкурентной основе избирается на определенный срок, с вариантами в зависимости от того, кем он избирается – парламентом или гражданами.
Очевидно, что для современного мира, где королева Великобритании играет в своей стране меньшую роль, нежели президенты России и США в своих странах, более содержательна вторичная типология.
Б) “ВТОРИЧНЫЕ” МОДЕЛИ ПРАВЛЕНИЯ:
В зависимости от наличия/отсутствия верховенства законов парламента монархии бывают:
а) абсолютные (англ.absolute от лат.absolutus – безусловный; здесь нет Конституции как основного закона, сдерживающего произвол правителя) с двумя разновидностями:
- теократические (Ватикан, Саудовская Аравия, Катар, Оман),
- светские (средневековые страны Европы);
б) ограниченные (на англ.limited; управление наряду с главой государства осуществляется еще и представительным органом и монарх подчинен Закону или Конституции) в трех формах:
- конституционной (на англ.constitutional; Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Лесото, Свазиленд, ОАЭ, Бахрейн, Япония, Камбоджа, Таиланд, Непал, Тонга, где Конституция ограничивает власть монарха),
- парламентской (на англ.parliamentary; Англия, где нет конституции, но иные законы парламента ограничивают власть монарха),
- в виде доминиона (англ.dominion от лат.dominium – владение, власть – государство, входящее в состав Содружества, бывшая английская колония), где главой является король/королева Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), чьи функции выполняет назначенный им губернатор – аналог английской парламентской монархии;
в) дуалистические (англ.dualistic от лат.duo – два) – промежуточная между предыдущими форма, когда монарх, помимо исполнительной власти, частично наделен и законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко).
Республики различаются в зависимости от состава населения, участвующего в избрании высших органов.
Соответственно бывают республики:
а) социально-ограниченные, элитарные, аристократические в рабовладельческих (Спарта), средневековых (Новгород) обществах и обществах начала Нового времени (европейские республики XVI-XIX вв.), где далеко не все население наделялось равными гражданскими правами;
б) всеобщие, демократические (в индустриальных обществах), где все население (включая неимущих, женщин, этнические, конфессиональные и расовые меньшинства) обладает равными гражданскими правами.
Не менее содержательно деление современных (демократических) республик в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной власти на такие виды:
а) парламентские – с главенствующей ролью парламента (как законодательного и контрольного органа) и правительства и чисто представительской ролью президента (большинство стран Европы: ФРГ, Швейцария, Австрия, Италия, Португалия, Венгрия, Болгария; а также Израиль, Сингапур);
б) смешанные (англ.mixed), или полупрезидентские (англ. semi-presidential; примером являются Франция, Греция, Финляндия, Польша, Румыния, Турция, Индия, Пакистан, Монголия);
в) президентские (англ.presidential от лат.praesidens – сидящий во главе; США, ряд стран Латинской Америки, Азии и Африки);
г) суперпрезидентские (Россия, Татарстан, Чечня до 2-й чеченской войны, Калмыкия в 90-е гг., ряд диктаторских режимов в Африке) – при решающей роли президента, обладающего гораздо более значительными полномочиями, нежели парламент с его законами.
Общими чертамивсех современных республик являются следующие:
1) Правление основано на разделении власти по горизонтали и вертикали; все три ветви власти относительно независимы, не совпадают по составу, как правило, избираются населением и контролируют друг друга:
Президент – тем, что имеет право:
- распускать парламент и назначать внеочередные выборы (везде, кроме собственно президентских республик),
- законодательной инициативы (кроме полупрезидентских республик, где президент может лишь вносить предложения по законодательству и отправить закон на доработку),
- промульгации (обнародования) законов, принятых парламентом;
Парламент – тем, что лишь он принимает:
- ежегодный бюджет,
- законы (правовые, нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу);
Суд (Верховный, Конституционный или иной) контролирует законность актов и иной деятельности других ветвей власти. Все ветви власти сдерживают одна другую и не позволяют ни одной узурпировать всю полноту власти.
Табл.1. Различия между видами республик
Параметры
| Президентские
| Полупрезидентские
| Парламентские
| А. Ротация:
|
|
|
| а) Президента:
|
|
|
| Избрание
| Народ голосует
| Прямое
| Парламентом
| снятие (досрочное)
| Крайне сложно (импичмент)
| Крайне сложно
| Довольно просто
| б) Правительства:
| Президент
| Президент
| Парламент
| в) Парламента: роспуск
| Никто (в суперпрези-дентских - Президент)
| Президент при известных условиях
| Президент
| Б. Полномочия:
а) Указы и законы:
| Указы при ЧП выше законов
| Лишь ордонансы выше законов
| Все законы выше указов
| Право вето парламента на указы
| Есть (в супер-президентских нет)
| Есть(кроме ордонансов)
| Нет
| Право вето на законы у президента
| Есть(отлагательное)
| Есть(отлагательное)
| Нет
| Указы, имеющие силу закона
| Есть такое право
| С согласия правительства
| Нет
| б) Глава правительства
| Часто - президент
| Премьер
| Премьер
| в) Глава исполнительной власти
| Президент
| Президент и премьер
| Премьер
| г) Определяет внешнюю политику
| Президент
| Президент и правительство
| Правительство
| д) Право на проведение референдума
| Президент
| Президент или иные органы
| Парламент
| е) Право вводить ЧП в стране
| Президент
| Президент
| Парламент
| ж) Президент - глава партии
| ДА
| НЕТ
| Он вне партий
| 2) во всех республиках парламент является:
а) законодательным,
б) контролирующим,
в) представительным органом (т.к. избирается населением и отражает его состав, интересы и позиции разных слоев, представляя их);
3) президент везде:
а) является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами,
б) осуществляет представительскую функцию (представляет государство на международной арене и является олицетворением единства страны, в отличие от парламента, где каждый депутат или фракция представляет какую-то категорию населения или регион),
в) имеет право:
- помилования, награждений, предоставления гражданства,
- назначения и увольнения членов правительства (в президентских республиках – по своему усмотрению, в остальных – по рекомендации главы правительства).
Различия между президентскими (включая суперпрезидентские), полупрезидентскими и парламентскими республиками таковы (См.: Табл.1).
Президентская форма правления в том виде, когда правительство возглавляет непосредственно президент республики (при этом в большинстве случаев пост премьер-министра отсутствует), существует в США, многих странах Латинской Америки, Африки, Азии (Индонезия, Ирак, Иран, Кипр, Филиппины). В странах Европы обязанности главы правительства исполняет только президент Швейцарии, избираемый Федеральным собранием (парламентом) из числа членов Федерального совета (правительства) сроком на один год без права переизбрания на следующий срок.
|