ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Как известно, инфраструктурой (от лат.infra – ниже, под и structura – строение, расположение) называют систему, обслуживающую иную (более важную) систему. Обычно выделяют такие виды инфраструктуры:
а) экономическую (обслуживающую производство: строительство дорог и других коммуникаций, транспорт, связь, водоснабжение и др.);
б) социальную (обеспечивающую удовлетворение социальных потребностей населения, ее мы рассмотрим в соответствующей Главе);
в) военную (как пишет А.Хорнби, это все постоянные военные базы и устройства, формирующие основу обороны);
г) информационную(наука, средства массовой информации и т.п.);
д) не входящую в структуру государства и не зависящую от него правовую инфраструктуру, включающую правозащитную и процедурную. К правозащитной относятся адвокатура (система юридической помощи гражданам и организациям, включая защиту их интересов в суде), правозащитные организации, пресса (она, конечно, полифункциональна и потому входит и в политическую инфраструктуру, ибо не только защищает права граждан перед чиновниками, но и формирует и мобилизует общественное мнение, проводит политическое просвещение и организацию). В СССР это также были товарищеские суды, народный контроль, народные дружины. Процедурная инфраструктура охватывает избиркомы, институты наблюдателей на выборах и изучения общественного мнения, органы местного самоуправления и обеспечивает наиболее детальное и полное отражение интересов разных групп населения, представительность выражения воли народа;
е) политическую. Последние две обеспечивают взаимодействие между гражданским обществом (и составляющими его социальными субъектами политики) и государством, являясь промежуточным явлением, посредником между ними. Их объединяет общность одной из их функций: обе призваны аккумулировать и артикулировать социальные интересы. Их различие – в целях и, соответственно, в остальных функциях и методах деятельности. Цель правовой инфраструктуры – защитить права граждан от государства. Она не разрабатывает законы, не сажает людей в тюрьмы за их нарушение (это функции государства), но способствует правотворчеству и правоприменению, следя за обеспечением прав людей и выполнением законов на этот счет. Поэтому ее задачи носят более защитный, “оборонительный” характер. А у политической инфраструктуры цель – более активная, наступательная: она помогает проводить интересы разных слоев общества через властные структуры и решения, хотя часто обеспечивает и обратную связь, доводя решения государства до населения. Однако последняя функция не является основной для субъектов политической инфраструктуры; лишь при тоталитаризме она абсолютизируется (так, в СССР профсоюзы были объявлены лишь приводным ремнем от партии-государства к массам, а такой ремень способен служить лишь для односторонней передачи). Мы убеждены, что не “свободные индивиды”, а лишь хорошо организованные объединения способны сформировать развитое гражданское общество, противостоящее государству, ограничивающее мощно организованную бюрократию, реально контролирующее власть. Многообразие субъектов политической инфраструктуры, охватывающих все субъекты политики, за исключением социальных субъектов и государства, требует дифференцированного разбора их возможностей, а значит, систематизации этих субъектов. Разберем такие варианты их типологизации:
А) РАЗЛИЧИЯ ПО ИХ ОБЩЕСТВЕННЫМ ЦЕЛЯМ;
Б) ГРАДАЦИИ ПО ВНУТРЕННИМ ПРИЗНАКАМ;
В) ТИПОЛОГИЯ ПО ОБЪЕКТУ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Обобщим основные из этих критериев в Табл.1 (См.). Рассмотрим эти субъекты и различия между ними подробнее.
Табл.1. Различия между субъектами политической инфраструктуры
| Субъекты политической инфраструктуры
| Главная цель - функция
| Четкие членство, структура
| Детальная программа - стратегия
| Носитель идеологии
| Выражение социальных интересов
| | 1. Кратосы:
реальные;
| Борьба за власть
| Есть
| Есть
| Является
| Есть
| | квазипартийные.
|
| Не всегда
| Не всегда
| Нет
| Лишь своих
| | | 2. Инфлюэнты:
аномические;
| Влияние на власть
| Нет
| Нет
| Нет
| Есть
| | институты.
|
| Есть
|
|
|
| | | 3. Партиципаторы
| Иная
| Возможны
| Нет
| Нет
| Есть
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | А) РАЗЛИЧИЯ ПО ИХ ОБЩЕСТВЕННЫМ ЦЕЛЯМ:
Важнейшая из типологий субъектов политической инфраструктуры – градация по их главным общественным целям, функциям в срезе их притязаний на политическую власть позволяет нам разделить их на три группы:
1) “кратические” (от греч.cratos – власть) субъекты – как реальные партии и политические организации, так и квазипартийные объединения. Их главной целью, смыслом существования, основной функцией является борьба за власть, за ее завоевание и удержание;
2) “инфлюэнтные” (от англ.influent – оказывающий влияние) – функциональные субъекты политики, т.е. группы интересов и группы давления, чьей целью тоже является политика, но только как борьба не за собственную власть и даже не за участие во власти, а за влияние на уже существующую власть и то лишь ради проведения своих корпоративных интересов;
3) “партиципаторные” (от англ.participator – участник) – “несобственно политические организации”, главная цель и функция которых лежат вообще не в сфере политики, а в области экономики или духовной культуры, хотя у них имеются и некие политические задачи, из-за чего они спорадически или даже постоянно участвуют в политике, не претендуя на всю полноту власти.
Такая градация, в целом отражающая реальное различие между субъектами инфраструктуры по основе их генезиса, целям, функциям и степени политизации является тривиальным применением метода идеальной типизации, ибо в реальной жизни возможны определенные наложения и “перекрывание” границ разных категорий.
Близкими к такой градации являются более простая типология М.Дюверже, выделявшего специальные (занимающиеся лишь политикой) и частичные (имеющие и иные задачи) объединения, и часто встречавшееся в СССР деление общественных объединений на собственно политические (главная цель которых – приход к власти), несобственно политические (основные цели которых – в экономической, духовной сферах) и неполитические, не имеющие политических задач. Это подразделение вызвано тем, что в политическую организацию входят и в курсе политологии нам интересны не все общественные организации, а лишь так или иначе занимающиеся политикой, т.е. собственно и несобственно политические. Однако, на наш взгляд, эта типология, как и градация Дюверже, является слишком общей, затушевывающей особость политических целей и функций групп интересов и давления, отличающихся именно по основной цели и от собственно политических (специальных, по терминологии Дюверже), и от несобственно политических (частичных, по Дюверже) объединений. Кроме того, советский подход является сугубо институциональным и оставляет за пределами политической инфраструктуры все аморфные, организационно неоформленные субъекты политики, прежде всего аномическиегруппы интересов. А это не позволяет в полном объеме анализировать реальную политическую инфраструктуру и заставляет нас выработать собственный, вышеназванный подход к типологии ее субъектов.
Разработанный нами подход дает возможность сравнить и политические функции разных субъектов политической инфраструктуры (См.Табл.2). Следует пояснить, что если функция политического лоббирования своих интересов может встречаться у любых кратосов, то функция социального представительства (отстаивания политических интересов больших социальных групп), как правило, не присуща квазипартийным объединениям, проводящим лишь свои корпоративные интересы (данной клики или этноклана).
Табл.2. Политические функции субъектов инфраструктуры
Наличие функций
| Кратосы
| Инфлюэнты
| Партиципаторы
| Единоличная власть
| Есть.
| Нет.
| Нет.
| Участие во власти
| Есть.
| Нет.
| Есть.
| Выдвижение кандидатов
| Есть.
| Нет.
| Есть.
| Законодательная инициатива
| Есть.
| Нет.
| Есть.
| Социальное представительство
| Бывает.
| Есть.
| Есть.
| Политический лоббизм
| Бывает.
| Главная
| Встречается.
| Партиципаторные и инфлюэнтные объединения необходимо отличать от неполитических, т.е. тех, которые не только не стремятся к участию в осуществлении власти, но и не имеют политической цели (оказания влияния на власть) и вышеперечисленных политических функций. Это клубы по интересам, спортивные общества, общества инвалидов и иные, правда, способные в ряде случаев приобретать политическую окраску (так, выборы от общественных организаций в СССР и регистрация “избирательных объединений” любой основы в РФ политизировали и их). Но, учитывая эпизодичность подобных явлений, неполитические институты не включаютсяв политическую систему и политическую инфраструктуру общества. В ее состав входят собственно и несобственно политические организации, которые поэтому и называются элементами политической инфраструктуры.
Б) ГРАДАЦИИ ПО ВНУТРЕННИМ ПРИЗНАКАМ:
Часто бывает необходимо провести типологизацию по внутренним (организационным, структурным) признакам.
Первая градация проводится по форме институционализации. Как отмечалось, политическая система охватывает как системообразующие элементы (государство), так и несистемообразующие. К последним относятся субъекты политики:
- институты политической инфраструктуры (партии и институционализированные группы интересов);
- квазиинституты (включающие такие социальные субъекты политики, как политические кланы, клики, клиентелы). Институты создают формальную подструктуру политического строя, а квазиинституты – неформальную. Преобладание институтов характерно для развитого и высокоразвитого политического строя, а квазиинститутов – для примитивного и рудиментарного строя.
С точки зрения внутренней организованности объединения делятся на три основные вида:
- партиии политические объединения партийного типа;
- аморфные массовые движения(Народные Фронты и правозащитные объединения типа Многонационального движения РТ “Согласие”), определяемые как совместное стремление людей к достижению общей политической цели;
- аморфные “камерные” объединения (клубы, общества, союзы, комитеты, фонды и т.д.). Их главная функция – политическая дискуссия, лоббизм или поддержка определенного политика.
Но более четким является деление субъектов политической инфраструктуры исключительно по критерию степени и формы организации на:
1)стихийныеполитические движения, лишенные организации, чаще всего кратковременные (сюда относятся аномические группы интересов).
2)слабо организованные политические движения, тоже, как правило, кратковременные.
Примером последних могут служить распространенные на Западе социальные движения (social movements) – различные формы коллективного действия, нацеленного на социальную реорганизацию. Они возникают в результате стихийного социального протеста (например, на Западе это милленаризм, синдикализм и движение за моральную реформу и иные, у нас – движения против строительства химзаводов и АЭС и др.). Одним из них является городское социальное движение (urban social movement; термин введен современной марксистской городской социологией, а популяризирован М.Кастельсом в 70-е гг. XX в.) – аморфное городское движение протеста против кризиса, ограничения и политизации доступа к товарам и услугам коллективного потребления (жилью, образованию, транспорту). Классовая борьба, развертываемая этими городскими движениями, не имеет фундаментального и даже серьезного эффекта, т.к. не сопряжена с кардинальными изменениями во владении и контроле над средствами производства этих благ.
3) политические движения с высокой степенью организации и продолжительности, чаще всего с фиксированным членством и регулярными взносами членов. Наиболее распространенной их формой являются партии и иные добровольные объединения (ассоциации).
В) ТИПОЛОГИЯ ПО ОБЪЕКТУ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
По объекту воздействия (географическим, социальным, хронологическим рамкам состава сторонников – членов объединений) проводится ряд градаций.
С точки зрения хронологических масштабов цели выделяются:
1) временные объединения (например, движение против строительства Татарской АЭС), глохнущие после выполнения своей задачи;
2) периодические (организующиеся регулярно, но лишь на период выборов и иных повторяющихся событий, к примеру, предвыборные кампании);
3) постоянные.
Объединения по территориальному уровню и масштабам деятельности делятся на:
А) международные (межгосударственные);
Б) федеральные (для решения глобальных или универсальных задач);
В) региональные, местные (республиканские, городские, районные и локальные).
В социальном плане выделяются также:
1) глобальные объединения, интегрирующие в своих рядах людей разной социальной, этнической и религиозной принадлежности;
2) представительные, рассчитанные на какой-то определенный социальный слой (Рабочий союз, Союз кооператоров, партии «Развития предпринимательства» и СЛОН – «Союз людей за образование и науку»), этнос (Всетатарский общественный центр; «Русь») или верующих одной конфессии (Саф Ислам; «За Русь святую», «Истинные патриоты России»).
С последней систематизацией связано и деление по широте охвата задач на:
а) кумулятивные, одноцелевые, нацеленные на решение одной задачи – это большинство инфлюэнтных и партиципаторных объединений (например, Общество борьбы за трезвость, Союз потребителей, многие лоббисты);
б) интегративные, многоцелевые – это реальные кратические субъекты (партии и иные объединения, чьи программы охватывают все сферы общественной жизни).
|