Обратная связь
|
Г) АСИММЕТРИЯ И РАВНОПРАВИЕ: ТРИ ТИПА АСИММЕТРИИ И ОСОБОГО СТАТУСА Как совмещается асимметрия федерации (и особый статус субъекта) с принципом равноправия? Это очень просто. Как это ни парадоксально, равноправие неравнозначно полному равенству прав (субъектов). Равноправие означает адекватное воздаяние за деяние, т.е. предполагает неравенство воздаяния и, соответственно, права на него (например, неравную оплату за неравный труд; неравные налоги с неравных доходов; неравное наказание за разные преступления).
Точно так же в мировой практике мягких (т.е. асимметричных) федераций всегда имеется неравное распределение прав субъектов. Например, в являющейся фактически федерацией Испании центр заключает с отдельной областью соглашение о конкретном распределении прав. В итоге их у одних областей больше, у других меньше. Равноправие же сохраняется:
- во всеобщем признании испанской Конституции, включая исключительные полномочия центра и одинаковые отчисления минимума налогов в центр;
- в наличии у каждой области определенного и одинакового минимума прав;
- и, главное, в том, что, если область хочет больше прав (к примеру, взять на себя экологию, обслуживание реки или муниципальную полицию), то она берет и дополнительные обязанности (т.е. сама оплачивает эти удовольствия). Больше прав – больше трат. И равновесие, равноправие сохраняется, хотя равенства полномочий у субъектов нет.
Мировая практика знает три типа асимметрии и три типа особого статуса. Первый тип асимметрии и особого статуса частей государства представлен в совершенно унитарных государствах (например, особый статус Финляндии, Польши, среднеазиатских монархий, да и Закавказья и Прибалтики в России до 1917 года). При этом ни одна часть государства не имеет полного набора признаков субъекта федерации, т.е. государство остается чисто унитарным. Второй типасимметрии и особого статуса членов являет собой отнюдь не государство, а такая даже еще не конфедерация, как Европейское сообщество, где встречаются отдельные временные льготы его участникам. Третий же – в федерациях, таких как Испания, где разные права субъектов (т.е. “серая зона”) сосуществуют со всеобщим признанием федеральных законов и Конституции (так сказать, “белой зоной”). Тем самым Испания, несомненно, остается федерацией. Итак, или асимметричный унитаризм, или асимметричный конфедерализм, или асимметричный федерализм. Четвертого не дано: нет в мире государства, где асимметрия выражается в том, что его половина остается федерацией, а другая – конфедерацией. Нельзя быть наполовину беременной. В государстве “серая зона” выстраивается лишь при наличии “зоны белой”.
Исходя из проделанного анализа, можно заключить, что Россия – не унитарное государство. Она прошла свой путь от унитаризма к федерализму и даже к “мягкой федерации”, хотя сохранились отдельные обычаи унитаризма: и в политике, и в праве. Так, превращение парламента по Конституции РФ во многом в законосовещательный орган лишило и его верхнюю палату, представляющую субъекты РФ, возможности реально влиять на федеральные решения. Президент считается арбитром при рассмотрении отдельных споров между органами федерации и субъектов, тогда как он сам может быть заинтересованным лицом. Также и изменение статуса образований в составе РФ по Конституции необходимо согласовать с иными субъектами федерации и т.д.
С другой стороны, компаративный анализ показывает, что под видом защиты “демократического федерализма” развивается тенденция перехода к конфедерации, т.е. к ликвидации государства. Невозможно совместить сохранение России как федерации с таким “особым” статусом РТ и “асимметрией” РФ, при которой большая часть России будет федерацией, а меньшая (РТ) – конфедерацией. Этим и объясняются как борьба федералистов в регионах, так и требования Москвы привести законы РТ в соответствие с федеральными.
Мы видим, что взаимоотношения между федерациями и их субъектами развиваются постепенно, преодолевая противоречия и проблемы. В одних федерациях происходит усиление центральной власти, в других – ослабление. Это касается таких сфер, как экономика, политика, право. Вместе с тем во всем мире этот процесс двуедин и далек от завершения и гармонии. Преобладающей же является тенденция к интеграции, к преодолению всплесков этнонационализма, сепаратизма и экстремизма при сохранении и обеспечении гарантий прав и интересов субъектов. Мировая практика убеждает в том, что и оптимальное реформирование РФ вполне возможно без крайностей конфедеративного распада, в соответствии с концепцией смешанного, но равноправного для субъектов устройства федерации. Мы считаем, что на этой основе возможно окончательное решение вопроса и об особом статусе Татарстана в рамках РФ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Централизация и Децентрализация власти, Мягкие и Жесткие формы государства; Государственное устройство, Федерация, Конфедерация, Уния, Империя, Метрополия, Колония, Кондоминиум, Протекторат, Доминион, Сепаратизм, Автаркия, Унитаризм, Мондиализм, Федералисты мира, Делегирование власти, Полномочия, Прерогатива; Субсидиарность; Этнические, Смешанные и Неэтнические федерации; Квазигосударственные, Парагосударственные и Асимметричные права субъектов федерации; Симметричные и Асимметричные федерации, Особый статус.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Что такое государственное устройство? В чем выражаются различия между федерализмом, конфедерализмом и унитаризмом, между мягкой и жесткой федераций? Назовите известные Вам федерации. Чем отличается мягкая федерация от конфедерации, а жесткая – от унитаризма? Что из себя представляют Европейское Сообщество, НАТО, СНГ и Союз Беларуси и России? Чем был СССР с его суверенитетом союзных республик и их правом сецессии и с верховенством законов и решений центральных органов во всех сферах?
2. Какие типологии федераций Вы знаете? Что такое квазигосударственные, парагосударственные и особые права субъектов федерации?
3. Коррелируются ли между собой этногосударственность субъектов федерации и их конфликтогенность? А их особый статус и равноправие? Какова судьба разных видов федераций? Почему этногосударственные федерации распадаются с отказом от тоталитаризма? Какие типы асимметрии и особого статуса Вы можете назвать?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Альбом схем по политологии.
2. Введение в политологию.
3. Зеркин Д.П. Указ.соч.
4. Политология. Тула. Части 1 и 2.
5. Политология в вопросах и ответах.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Указ.соч.
7. Элстер Ян. Соглашение между взрослыми или ученик волшебника? Объяснение распада Чехословацкой Федерации //Конституционное право: восточноевропейское обозрение (Ежеквартальник Чикагского Университета). – 1995 – №1 (10). – С.2-6.
8. Этнологический словарь. Вып.1. Этнос. Нация. Общество. – М.: ВИТТАН, 1996. – 201 с.
РАЗДЕЛ III. ПАРТОЛОГИЯ
Партология – это учение о политических партиях и партийных системах, о протопартийных (кружках, клубах, ассоциациях), парапартийных (например, политизированных общественных движениях) и квазипартийных (к примеру, трайбалистских и этнических партиях, кланах, кликах, клиентелах) объединениях. Создавалась партология на рубеже XIX-XX вв. трудами классиков политологии Макса Вебера и Роберта Михельса (Германия), М.Острогорского (Россия), из современных теоретиков следует назвать Мориса Дюверже (Франция), Дж. Ла Паламбару (США), Дж.Сартори (Италия), в своих работах анализировавших всю эту политическую инфраструктуру. Рассмотрим ее и мы.
|
|