Особенности содержания и методики Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
А. С. Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая -обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).
В. Д. Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда»,'как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.
Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.
Общие особенности технологий индивидуализации
• Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др. ).
• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
• Формирование общеучебных умений и навыков.
• Формирование адекватной самооценки учащихся.
• Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.
Аналоги технологии индивидуализации
Метод проектов (см. п. 5. 2. ).
Система Ю. Драля (учебно-методический комплект заданий).
Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные).
В США существует так называемая батовская система, в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это урочная работа с классом в целом, а вторая -индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравнительно развитыми способностями. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя.
План Трампа, широко известный в США - система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др. ) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40 %;
на занятия в малых группах - 20 %; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40 %. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный.
Литература
1. Акимова М. К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М. , 1992.
2. Алексеев С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л. ; 1991.
3. Бабамкий Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М. : Просвещение, 1982.
4. Боголюбов С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения. - М. , 1994.
5. Воловий М. Б. Индивидуальные задания по математике для 5 класса. - М. , 1994.
6. Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М. :
Просвещение, 1991.
7. Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор. - 1994. - № 5.
8. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. — 1995. — № 6.
9. Дифференциация как система. В 2 ч. - М. , 1992.
10. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М. : Просвещение, 1991.
11. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань, 1982.
12. Кулюткин Ю. Н. , Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М. , 1971.
13. Ливер Бетти Л у. Обучение всего класса / Пер. с англ. О. Е. Биченковой. - М. : Новая школа, 1995.
14. Лоштва О. Б. Уровневая дифференциация обучения. - М. , 1994.
15. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. :
Педагогика, 1985.
16. Рабунский B. C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. - М. , 1975.
17. Рожинова Л. Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - М. : Народное образование, 1992.
18. Селевко Г. К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
19. Соловьев В. , Глазунова М. Анализ ситуации - условие успеха // Народное образование. -1996. -№1.
20. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М. : Педагогика, 1990.
21. Шадриков В,Д. Психология деятельности и способности человека. - М. , 1996.
22. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. - М. : Логос, 1993.
Технология программированного обучения
Научимся программировать -научимся обучать. А. Берг
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в. , когда американский психологБ. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. ВпоследствииН. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН.
По характеру содержания и структуры: проникающая.
По типу управления: программная.
По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
По подходу к ребенку: помощь.
По преобладающему методу: репродуктивная.
По направлению модернизации: эффективная организация и управление.
По категории обучаемых: любые.
Целевые ориентации
• Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
• Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Концептуальные основы
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др. ). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
|