Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принципы программированного обучения (по В. П. Беспалько)

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих

 


Рис. 12.

 

принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает усло­вия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисцип­лин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся;

например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучаю­щими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в про­цессе обучения.

Виды обучающих программ

Линейныепрограммы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки" учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возмож­ных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную инфор­мацию (рис. 12).

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать пра­вильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому воз­можность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме­нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д.



 

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, ком­пьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм.Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - со­ставление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, опре­деляющее последовательность умственных и/или практических операций по ре­шению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным сред­ством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечива­ющей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные опера­ции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделя­ются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предус­матривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

• информационный блок;

• тестово-информационный (проверка усвоенного);

• коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнитель­ное обучение);

• проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

• блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса уче­ния, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуа­лизированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: ри­суночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоя­щую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М. А. Чошанов); она разрабатывает­ся в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Еще одним вариантом программированного обучения является технологияпол­ного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежа­щие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Литература

1. Берг А. И. Кибернетика и обучение // Природа. - 1966. - №11.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. , 1995.

3. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. ,1971.

4. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. ,1971.

5. Гальперин П. К. К теории программированного обучения. - М. ,1967-

6. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М. : Просвещение, 1966.

7. Молибог А. Г. Программированное обучение. - М. , 1967.

8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : РПА, 1996.

9. Пеннер Д. И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. -1973. - № 2.

10. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советс­кая педагогика. - 1991. - №3.

11. Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. - Ярославль, 1982.

12. Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. - Ярославль, 1972.

13. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. - №3.

14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - МГУ,1975.

15. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М. ,1988.

16. Третьяков Л. И. , Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. — М. : Новая школа, 1997.

17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. ^- М. : Народное образо­вание, 1996.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.