Принципы программированного обучения (по В. П. Беспалько) Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.
Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих
Рис. 12.
принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся;
например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
Виды обучающих программ
Линейныепрограммы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки" учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рис. 12).
• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Алгоритм.Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
• информационный блок;
• тестово-информационный (проверка усвоенного);
• коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);
• проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
• блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М. А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
Еще одним вариантом программированного обучения является технологияполного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.
Литература
1. Берг А. И. Кибернетика и обучение // Природа. - 1966. - №11.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. , 1995.
3. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. ,1971.
4. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. ,1971.
5. Гальперин П. К. К теории программированного обучения. - М. ,1967-
6. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М. : Просвещение, 1966.
7. Молибог А. Г. Программированное обучение. - М. , 1967.
8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : РПА, 1996.
9. Пеннер Д. И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. -1973. - № 2.
10. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1991. - №3.
11. Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. - Ярославль, 1982.
12. Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. - Ярославль, 1972.
13. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. - №3.
14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - МГУ,1975.
15. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М. ,1988.
16. Третьяков Л. И. , Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. — М. : Новая школа, 1997.
17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. ^- М. : Народное образование, 1996.
|